Что делать родителю, если ребёнок не хочет учиться?
статья на тему

Семёнова Светлана Николаевна

  Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.

   Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_delat_roditelyu.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать родителю, если ребёнок не хочет учиться?

   Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.

   Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

1) Не получается

   У всех детей разные интеллектуальные способности и талант. Если ребенок в душе романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, от него рвения в учёбе ждать не стоит. И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, то выход один — выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии. А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей. Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

2) Тотальный контроль

   Любому школьнику требуется после школы требуется 1–1,5 часа отдыха. В это время никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки. Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает психовать, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться. Просто дайте ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.

3) Бесконтрольность

  Бывает и такая ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их ребенком. Самоконтроль и самоорганизованность должны быть привиты ему уже к школьному возрасту, а они не развиты. Конечно, он не будет самостоятельно делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями. Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.

4) Личностные отношения в школе

   Родители на самом деле очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов и со слов учителей. На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, с учителями— вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.

  Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родители не могут разобраться в них самостоятельно и даже с участием учителей. В таком случае могут помочь только советы школьного психолога. Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике — огромное количество:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, всё это снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  2. Неблагополучные друзья: если ребёнок дружит с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
  3. Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, будет бояться отвечать на уроках и насмешек со стороны других детей ,и даже  учителей.
  4. Гиперактивность: ребёнок отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях.  Единственным спасением для гиперактивного ребёнка-спортивные кружки и секции.
  5. Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

  Если родители постараются сразу выявить причину нежелания учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию. Ругань, скандалы, истерики, наказания никогда не являлись удачным решением проблемы. Понять малыша, поддержать его и помочь ему преодолеть трудности — самая основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.