Статья на тему " Поговорим о воспитании..."
статья (1 класс) на тему

Говоруха Наталья Николаевна

Статья на тему " Поговорим  о воспитании..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_deti.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:  « Поговорим о воспитании…»

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми.

А.С. Макаренко

     Дошкольная подготовка. Родительское собрание будущих первоклассников. Вижу встревоженные, озабоченные, вопросительные, деловые и равнодушные глаза.  Очень хорошо понимаю родителей, которые переживают за своих ребятишек. Как они воспримут новую для них обстановку, неизвестных людей?    После собрания  мне были заданы вопросы.

-Ребёнок, не хочет идти в школу?  Что  делать?

-Почему мой 6-летний ребёнок меня не слушается? Вся надежда на школу.

Для меня эти  вопросы взаимосвязаны и не имеют однозначных ответов. И я думаю, что многие родители сталкиваются с такими проблемами. Конечно, такое поведение непременно имеет свои причины.

Андре Моруа сказал, что «… взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении».

После рождения ребенок готов принять мир таким, каким он есть.    Воспитание маленького человека – дело ответственное, сложное и творческое.

И я считаю, что большое значение в формировании взглядов ребёнка имеет культура воспитания.

Издревле в воспитании человека придавалось особое значение воспитанию чувств и только потом воспитанию ума. Что же понимается под  воспитанием чувств? Что значит – воспитать?  Маленький человек должен стать добрым, чутким, любящим,  заботливым, щедрым, внимательным и справедливым.  Душевные и духовные ценности являются самыми важными, и ни одно из вышеперечисленных качеств невозможно без умения чувствовать.

Индивидуальным воспитанием обязаны заниматься родители задолго до того, как ребенок пришел в школу. Интерес к познанию, культурные ценности, личностный рост – все должны заложить родители, а школа сможет лишь все это развить.
Культура воспитания, культура общения,  восприятие окружающего мира, потребности, отношение к старшим  – это тот фундамент,  в  котором растёт ребёнок.

Нет фундамента – не на чём строить и здание. Фундамент характера, нравственности, личности, отношения к миру в целом закладываются в ребенке до 5 лет, затем только развиваются.

Нужно помнить одно, что только последовательные и разумные действия родителей могут принести ощутимые плоды.

Проблемные дети чаще всего являются результатом неправильного семейного воспитания. Существует несколько групп ошибок, которые допускают многие родители.

Их условно можно разделить на группы: 
      
     1. Неправильное проявление родителями своих чувств; 
     2. Некомпетентность родителей; 
     3. Непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.

Если ребёнок не хочет идти в школу, не слушается родителей нужно проанализировать методы воспитания своего малыша и исправить, допущенные ошибки.

Дорогие родители, в воспитании ребенка начинайте с себя, со своих положительных поступков, тогда и у ребенка будут формироваться положительные черты характера!

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители – пример всему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит,

Что с лихвой получит.

От них все то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

     Это стихотворение было написано немецким сатириком Себастьяном Брантом еще в XV веке. И, несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день.

«Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете  сами.  Ведь дети наблюдают  за  вами и  делают  выводы. Андре Моруа «О воспитании детей».

     В заключении хочется сказать то, что о методах воспитания своего ребёнка нужно думать ещё до его появления на свет.

Не забывайте!

1) Если постоянно все делать за ребенка, он никогда не будет готов к школе, самостоятельной жизни.

2) Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был хорошо подготовлен к самостоятельной жизни в школе, начните приучать его к этому с раннего детства.

3) Если ребенка не слышат и не уважают дома — он найдет место, где получит уважение и его услышат. В современном мире все развивается огромными темпами. Технический прогресс является одной из причин нехватки времени. Телевизор, компьютер, телефон, все эти технические инновации забирают то время, которое родители могли бы провести со своим ребенком. А ведь маленькому человечку так необходимо общение. У ребенка складывается свой характер, восприятие окружающего мира и родители должны вникать во внутренний мир ребенка, т.к. от этого во многом зависит его будущее.

     Уважаемые родители! Надеюсь, что заповеди из книги Метеновой Надежды Михайловны, помогут Вам в воспитании малышей.

КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА

Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами — они должны быть просто детьми.

Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.

Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, то это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.

Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка — достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы — ваши прикосновения делают его уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.

Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество ощущения. Надо уметь понять, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.

МАТЕРИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ

Люби своё дитя, но не балуй, не губи.

Избаловать дитя можно и в бедности. При ласковой строгости можно вырастить настоящим человеком и в богатстве.

Воспитывай благодарность: если нет ответной любви на твою самоотверженность, считай, что дети только потребляют твою любовь. Пусть будет хорошо не только детям, но и тебе.

Тебе не будет счастья без счастья твоих детей, но их тоже пусть трогают твои беды.

Будь другом детям, но не приятельницей. Будь рядом с ними, но выше. Будь доброй, но не добренькой.

Учи детей думать не о вещах, а о делах: трехлетняя дочь пусть помогает матери, трехлетний сын пусть защищает её. Никто не может сидеть без дела, когда трудится мать.

Мать, помни: лучшее — детям, но не забывай и о себе. Всё исходит от тебя, всё подчиняется тебе.

«ЛАСКОВОЕ» ВОСПИТАНИЕ

Контакт глаз. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

Физический контакт. Это и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Младенец нуждается в поглаживании и нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

Пристальное внимание. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 30 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть игра, беседа, чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела).

Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители смогут добиться дисциплины, самостоятельности. Вспомните, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день вы применяли «ласковое» воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих, то стоит задуматься и постараться изменить отношение к ребенку, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает!

СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ

Свою любовь и преданность к детям не превращайте в услужливость и рабское повиновение.

2.  Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.

3. Не балуйте внуков бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.

4.  Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

5.  Рассказывайте детям почаще о себе, о своем детстве, о работе.

6.  Раскрывайте детям свою душу, доверяйте свои сомнения, горести, переживания.

7.  Секретничайте с внуками, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.

8.  Показывайте детям примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.

9.  Давайте возможность трудиться рядом и вместе с вами.

10. Не напоминайте внукам о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они чувствуют себя взрослыми.

11. Будьте, пожалуйста, подчеркнуто вежливы, последовательны в общении с внуками.

ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ

Если Вы хотите добиться того, чтобы ребенок Вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

—оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похожим и на упрашивание;

—оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения;

—оно должно быть разумным, не должно противоречить здравому смыслу;

—если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено;

—там, где Вы должны требовать, никаких теорий не надо разводить, а требовать и добиваться выполнения этих требований.

СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители:

— деликатны по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к его и своим друзьям;

- никогда не оскорбляете человеческого достоинства сво-
его сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говори
те при нем или ему грубых слов и, ни в коем случае, не приме
няете в виде воспитательной меры физические наказания;

—не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;

—предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказываетесь в их отсутствие;

—требуете от ребенка выполнения тех правил, которые выполняете сами;

—уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты ещё маленький», «Тебе еще рано»;

—не забываете говорить ребенку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу;

—прививаете правила культурного поведения детям систематически, а не от случая к случаю.

Источники:

1). День единения в Культуре: Пособие для педагогов по проведению Дня Культуры / Авторы-составители Уварова Л.И.,  Полякова Т.И. – СПб: Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2002. – С. 89-942).

2) doc-baby.ru - Сайт детского здоровья

3). Крылатые выражения и афоризмы о воспитании детей

4). О воспитании детей. "Письма незнакомке" (Андре Моруа)

5). Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 32 с.

6). Родителям о детям. Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010. - 64 с.

7). Педсовет: "Нравственное воспитание". Методическое пособие. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011. - 64 с.

Учитель начальных классов

Говоруха Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Типы воспитания"

Типы воспитания  Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще быть воспитание неправильным? Раз мы воспитываем, значит, делаем полезное ребенку. Однако, как бы это ...

статья на тему: экологическое воспитание

Материал о значении экологии в общей системе воспитания школы....

Статья на тему: " Нравственное воспитание в ГПД"

Современное общество живёт в сложных социоэкономических условиях в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности мно...

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"...

Статья на тему "Патриотическое воспитание в начальной школе в условиях реализации ФГОС".

В статье раскрываются основные этапы работы в начальной школе по формированию патриоического воспитания в начальной школе"...

Статья на тему "Патриотическое воспитание младших школьников"

Патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она ни была. Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Но не достаточно лишь любить её, ...

Статья на тему «Проблемы воспитания младших школьников»

Описывается психологические особенности детей 7-8 лет, проблемы с которыми могут столкнутся родители и учителя, пути решения этих проблем...