Статья на тему: " Нравственное воспитание в ГПД"
статья на тему

Тимошенко Светлана Александровна
Современное общество живёт в сложных социоэкономических условиях в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. Человечность в отношениях между людьми утрачивается.  Глубокое преобразование во всех сферах жизни России предъявляют совершенно новые требования к личности каждого человека, информационного общества отличающегося высокой компетентностью, этикой ответственности, чувства нового, умением ставить сложную задачу и целеустремлённо доводить до конца её решение. Живя среди людей, человек обязан соблюдать правила, определяющие его поведение в обществе, его взаимоотношение с людьми. Важнейшие из них – нравственные. Такие понятия нравственности, как любовь к Родине, коллективизм, взаимопомощь, послушание, милосердие, доброта, уважение, честность, совесть, прощение, ответственность, доброжелательность, порядочность – прочно вошли в систему ценностей воспитания.
Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных  на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Жить для людей, во имя людей, этот принцип должен определять стиль поведения каждого человека в современном обществе. Великий педагог И. А. Амонашвили писал, что «для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».
Формирование современной нравственности происходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима глубокая общекультурная основа – нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной  жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека – в двух словах не обрисовать.  Эта целая программа воспитания общества. Нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.  Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе  Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. 
 Всё начинается с детства, когда мама улыбается ребёнку. Далее – школа, где от педагога зависит будущее общества. Личность интенсивно формируется в школьные годы. Особое место в формировании нравственного сознания отводится младшему школьному возрасту, как периоду, когда ребёнок вступает в новые социальные отношения и преступает к систематическому обучению. Важную роль здесь выполняет учебная деятельность, которая создаёт условия для овладения учащимися способами решения различных задач, формирует на этой основе  систему отношений детей к окружающему миру.
В целом педагогическом процессе перед воспитателем ГПД стоит задача формирования общественной зрелости и активности, воспитание высокой гражданственности,  дисциплинированности. В решении этих задач исключительно велико значение нравственного воспитания. Всё в школе и преподавании должно быть нравственно. Потребность общества в подготовке всесторонне развитого человека предполагает умение личности ориентироваться в многообразии общественных отношений, играть определённую социальную роль, гармонично владеть современными технологиями. Это невозможно без надлежащего грамотно поставленного воспитания. «Воспитывать – это значит: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» - так говорил о воспитании Е.Н. Ильин. Я с ним полностью согласна. Эти цели и задачи я ставлю перед собой каждый день и считаю их главными в своей работе. У школьников ещё нет достаточного опыта восприятия нравственных явлений и факторов. Осознание своей ответственности, во взаимоотношениях применения прав и выполнения обязанностей. Помочь стать детям нравственно этически грамотными людьми, есть главная задача воспитателя ГПД.
В основе моей работы по нравственному воспитанию учащихся лежат следующие принципы: гуманизация  (выявляю и развиваю все сущностные силы каждого ребёнка, внушаю каждому воспитаннику сознание собственной неповторимости, насыщаю содержание воспитания проблемами человека, его гражданственности); включение учащихся в реальные социально значимые отношения ( обеспечиваю связи убеждения и норм поведения детей с сознательной средой и возможностей их реализации в повседневной практической  деятельности, обеспечиваю свободу совести и мировоззрения); индивидуализация воспитания ( учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника при включении его в различные виды деятельности, раскрываю потенциалы личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, а также предоставляю возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия). Реализация событийного подхода в нравственном воспитании из моего опыта предполагает наличие в жизни учащихся ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Большое внимание на занятиях по теме нравственности уделяю воспитанию патриотических чувств, глубокого почтениям к родителям,  учителям, семье и её исконным нравственным устоям, бережного отношения к окружающей природе, культуре и традициям России, любви и уважения к человеческой личности и вместе с тем формирую умения отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрого, адекватной реакции на проявление всего этого в жизни. Я считаю, что только такое воспитание способно морально, психологически и физически защищать каждого человека и человеческое общество в целом от нравственного разложения и физической деградации, которые столь открыто и агрессивно угрожают нам и нашим детям.
Беседы по этике для школьников – это, прежде всего уроки самосознания, открытия себя, своего человеческого статуса, это уроки поиска своего места в мире и приобщения к миру. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребёнка из моего опыта работы посредством  художественных произведений, через моделирование жизненных ситуаций с помощью цикла бесед, занятий, клубных часов, игр, инсценировок, миниатюрных сценок, экскурсий по городу, посещение музея, городских мероприятий, школьных и городских кружков, ДДТ, Д/К, СЮТ, ЦДБ, организации труда в классе и пришкольных участках, организации режима дня в группе. В моей практике воспитания этической культуры важное место занимает форма работы, под определением «Этический заряд» - эмоциональный импульс  доброжелательно проведённого дня в ГПД. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая детей на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу, добрый эмоциональный климат взаимоотношений.
Проводя итоговую «моральную пятиминутку» в конце каждого дня, я анализирую вместе с детьми их нравственные конфликты с целью совместного поиска путей, их предотвращения и определения достаточного способа выхода из них.
Поводя цикл бесед, занятий, клубных часов на тему «Давать радостнее, чем брать», «Тепло родного очага», «Этикет, или просто хорошие манеры», «Доброжелательность и равнодушие», «Дружба и товарищество», «Добрым жить на белом свете веселей», «Подари другому радость», «Умей быть щедрым» и др. я учу детей нормам этики, регулирующим отношения с окружающими, способствующим развитию эмоциональной отзывчивости, к способности к сопереживанию, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, предполагающим усилие интереса ребёнка к своей внутренней жизни, к сопоставлению себя и других людей.  Путешествуя с детьми по стране Вежливости с помощью бесед на тему «Ежели вы вежливы», «Едем в гости к Городу», «Приходите в гости», «Доброе слово, что ясный день», «Оглянись внимательно вокруг»», «Каждый интересен», «Чего в других не любишь, того и сам не делай» - учу детей хорошим манерам, правилам хорошего тона, с помощью которых дети находят  внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим. Формируя культу общения, я провожу беседы на тему « О культуре общения»,  «Умеем ли мы общаться», «Культура спора», «Культура приветствия, обращения и знакомства».Обсуждая с детьми беседы на тему «Каков характер, таковы и поступки», «Семь наших Я», «Научись смотреть на себя со стороны» - я ставлю перед собой цель: мотивирование на сознание собственных черт характера, поддержка позитивного самоотношения  детей при обогащении их представлений о себе, актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. Беседуя с детьми на тему «Грубость» я использую инсценировку детского стихотворения «Наша Таня громко плачет» с различными вариантами концовки стихотворения. Исследую вместе с детьми влияние пожеланий Тане на её настроение. Определяю понятия «грубый человек», «грубое поведение». Анализирую жизненные ситуации, когда было  проявлена грубость по отношению к кому-нибудь и испытана грубость от кого - нибудь. Исследую последствия проявления грубости и поиск способов исправления ситуации конфликта.
Что мы хотим воспитать в наших детях? Как помочь беззащитному ребёнку противостоять агрессии зла? Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, а где зло? Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других? Эти и другие нравственные вопросы я стараюсь решать на занятиях литературного чтения. По моим наблюдениям многие художественные произведения позволяют создать проблемные ситуации, решение которых активирует мысли ребёнка, даёт понятие о жизненно значимых для человека видах. На нравственное чувство должно действовать непосредственно само произведение и это действительно очень велико. Это богатый источник переживаний, личного  интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения не только способствуют созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать решения нравственных задач, переживать понимаемое и выработать оценку происходящего. Ушинский К.Д. говорил, что  «то – литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, чувство, мысль, выраженное в этом произведении.
Выбираю произведения такие, которые отличаются разнообразием, а тематика, стиль, язык стихотворений, сказок, рассказов – проникновенностью, чтобы у детей вызывать необходимый резонанс, который позволяет, не нарушая художественной условности обратиться к реалиям жизни, определяющим духовный рост человека. Читая рассказы, сказки, стихи и обсуждая  прочитанное во время самоподготовки, или во время занятий по интересам, я подвожу детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, помогаю понять цели, смысл поведения и нравственных результатов. В процессе работы с произведением дети активно внутренне» соотносятся» с героями, сопереживают вместе с ними, что содействует развитию сочувствия к переживаниям других людей и стремлению претворить в собственной жизни или игровых действиях, мечтах.
С детьми я не только говорю о нравственном воспитании, но и учу их строить в соответствии с ним своё поведение. Для этого я провожу с воспитанниками занятия, на которых есть проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Анализ проблемной моральной ситуации предполагает осознание главного её противоречия, поиск разных вариантов решения проблемной моральной ситуации. Далее ребята взвешивают в каждом варианте все «за» и «против». И наконец,  выбирают оптимальный вариант решения и предложенной им ситуации. Такой анализ необходим для формирования нравственных убеждений. Я создаю обстановку доверия и непринуждённости, учу  ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Самое главное – организую коллективный поиск нравственного решения.
Важной частью нравственного воспитания всегда остаётся воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Оно начинается с изучения истории своей малой родины, города, трепетной любви к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него всей душой, желании служить ему не за страх, а за совесть. Для этого я провожу беседы на патриотические темы: «Мой город у реки Кумы», с помощью которой прививаю любовь к своему городу, даю знания истории своей малой родины, «День защитника Отечества», беседы о ветеранах ВОВ, событиях тех страшных дней во время войны, утренник «Великой победе посвящается», посещение городского музея, проводя экскурсии по городу к историческим памятникам, все эти мероприятия воспитывают в детях истинных патриотов своего города т своей страны, уважение к ветеранам, заботу о них.
Рассказывая детям о том, что есть государство, символика, закон, сопричастность к общественной  жизни Отечества, я даю понятие, кто такой – гражданин.
Труд – корень нравственности. Приобщая детей к труду на пришкольном участке, в своём классе, проводя беседы о профессиях, воспитываю уважение к труду и его результатам, к людям труда, уважение к самому себе, бережливости, ответственности, рациональности. Во время беседы на тему «Трудолюбие» я с детьми рассматриваю причины роста благосостояния отдельных людей. Уточняю понятие «Трудолюбие». Выявляю дела, выполняемые с желанием и без желания. Предполагаю о последствиях проявления лени и нежелания трудиться. Ищу вместе с детьми способы искоренения лени и безответственности.
В настоящее время в условиях кризиса острой является проблема охраны природы.  Поэтому важным в воспитательной работе ставлю формирование у детей любви к  природе, бережного отношения к ней, понимания её красоты, любви к животным. На занятии по теме «Я и окружающий мир» дети сравнивают себя с другими представителями природы и выделяют важнейшее отличие человека от животных: способность думать, выражать свои мысли, контролировать свои действия. Затем дети мысленно переселяются на любую другую планету, после чего понимают, что мы не можем жить без природы: человек – часть природы. Далее мы рассуждаем о предназначении человека на земле и делаем вывод, что Земля – наш общий дом, люди должны в этом доме соблюдать порядок, поскольку они – разумные существа. В конце занятия дети записывают свои представления предназначении человека на земле в своих «секретных тетрадях», в которых записываются самые сокровенные мысли.
Воспитываю уважение к историческому и культурному наследию Родины, чувство гордости за достижение науки и техники, бережное отношение к хлебу.
На занятии по теме «Коллектив» школьники рассматривают отношения «учитель – ученик, ученик – учитель», сопоставляют понятие «класс» и «коллектив». Далее выясняется, что мешает назвать класс настоящим коллективом, дети ищут причины возникновения ссор в коллективе. Задавшись вопросом, что делать, чтобы всем в классе было комфортно, предлагаются способы сохранения добрых отношений в коллективе.
Проводя беседу на тему «Герой», я вместе с детьми анализирую рассказ Б. Емельянова «Храбрая девочка». Определяем поступок девочки и её статуса. Уточняем понятие «герой». Приводим примеры героического прошлого народа. Наблюдаем за окружающими, и определяем людей, которых можно обоснованно назвать героями. Проводим анализ собственной жизненной позиции, позиции родителей относительно героизма. Отличаем  истинный героизм от ложного.
Разбирая тему «Смелость. Мужество. Храбрость», я ставлю детей в ситуацию проявления мужества. Помогаю анализировать чувства и описывать собственные слабости. Затем дети читают и анализируют произведения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житкова «Храбрый утёнок». Далее идёт поиск способов преодоления страха и неуверенности в себе. Провожу психологические упражнения.
Проводя все эти мероприятия с детьми по воспитанию нравственности и этики в ГПД, по моим наблюдениям у них улучшилась приветливость, чувство товарищества и дружбы, доброжелательность, дети проявляют взаимопомощь при работе в паре, стремятся взаимопониманию друг друга, предпочитают коллективные игры, чем индивидуальные, меньше стало межличностных конфликтов, ситуаций, научились оценивать поступки других людей и свои собственные с позиции общечеловеческой морали, приобрели определённый багаж нравственных знаний, как фундамент для рационального ответственного поведения в будущем. Я добилась сплочения детского коллектива, привила навыки культуры поведения в классе, школе, общественных местах, развила самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, повысила интерес к учёбе.
Я верю, что мои воспитанники в будущем станут нравственно воспитанными людьми, сделают много хороших и полезных дел для людей и своей Родины, и надолго сохранят свет Добра в своих сердцах, который я передала им.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6ead35d992032d87260a1e80f4ab5573.docx11.75 КБ

Предварительный просмотр:

     Современное общество живёт в сложных социоэкономических условиях в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. Человечность в отношениях между людьми утрачивается.  Глубокое преобразование во всех сферах жизни России предъявляют совершенно новые требования к личности каждого человека, информационного общества отличающегося высокой компетентностью, этикой ответственности, чувства нового, умением ставить сложную задачу и целеустремлённо доводить до конца её решение. Живя среди людей, человек обязан соблюдать правила, определяющие его поведение в обществе, его взаимоотношение с людьми. Важнейшие из них – нравственные. Такие понятия нравственности, как любовь к Родине, коллективизм, взаимопомощь, послушание, милосердие, доброта, уважение, честность, совесть, прощение, ответственность, доброжелательность, порядочность – прочно вошли в систему ценностей воспитания.

Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных  на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми. Жить для людей, во имя людей, этот принцип должен определять стиль поведения каждого человека в современном обществе. Великий педагог И. А. Амонашвили писал, что «для формирования личности, необходимо способствовать становлению и развитию в ребёнке Благородного человека, путём раскрытия личностных качеств, направлять его на путь служения Истине, Добру, Красоте, Справедливости, облагораживать душу и сердце растущего человека».
Формирование современной нравственности происходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима глубокая общекультурная основа – нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной  жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека – в двух словах не обрисовать.  Эта целая программа воспитания общества. Нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.  Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе  Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования.

 Всё начинается с детства, когда мама улыбается ребёнку. Далее – школа, где от педагога зависит будущее общества. Личность интенсивно формируется в школьные годы. Особое место в формировании нравственного сознания отводится младшему школьному возрасту, как периоду, когда ребёнок вступает в новые социальные отношения и преступает к систематическому обучению. Важную роль здесь выполняет учебная деятельность, которая создаёт условия для овладения учащимися способами решения различных задач, формирует на этой основе  систему отношений детей к окружающему миру.

В целом педагогическом процессе перед воспитателем ГПД стоит задача формирования общественной зрелости и активности, воспитание высокой гражданственности,  дисциплинированности. В решении этих задач исключительно велико значение нравственного воспитания. Всё в школе и преподавании должно быть нравственно. Потребность общества в подготовке всесторонне развитого человека предполагает умение личности ориентироваться в многообразии общественных отношений, играть определённую социальную роль, гармонично владеть современными технологиями. Это невозможно без надлежащего грамотно поставленного воспитания. «Воспитывать – это значит: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» - так говорил о воспитании Е.Н. Ильин. Я с ним полностью согласна. Эти цели и задачи я ставлю перед собой каждый день и считаю их главными в своей работе. У школьников ещё нет достаточного опыта восприятия нравственных явлений и факторов. Осознание своей ответственности, во взаимоотношениях применения прав и выполнения обязанностей. Помочь стать детям нравственно этически грамотными людьми, есть главная задача воспитателя ГПД.
В основе моей работы по нравственному воспитанию учащихся лежат следующие принципы:
гуманизация  (выявляю и развиваю все сущностные силы каждого ребёнка, внушаю каждому воспитаннику сознание собственной неповторимости, насыщаю содержание воспитания проблемами человека, его гражданственности); включение учащихся в реальные социально значимые отношения ( обеспечиваю связи убеждения и норм поведения детей с сознательной средой и возможностей их реализации в повседневной практической  деятельности, обеспечиваю свободу совести и мировоззрения); индивидуализация воспитания ( учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника при включении его в различные виды деятельности, раскрываю потенциалы личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, а также предоставляю возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия). Реализация событийного подхода в нравственном воспитании из моего опыта предполагает наличие в жизни учащихся ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Большое внимание на занятиях по теме нравственности уделяю воспитанию патриотических чувств, глубокого почтениям к родителям,  учителям, семье и её исконным нравственным устоям, бережного отношения к окружающей природе, культуре и традициям России, любви и уважения к человеческой личности и вместе с тем формирую умения отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрого, адекватной реакции на проявление всего этого в жизни. Я считаю, что только такое воспитание способно морально, психологически и физически защищать каждого человека и человеческое общество в целом от нравственного разложения и физической деградации, которые столь открыто и агрессивно угрожают нам и нашим детям.

Беседы по этике для школьников – это, прежде всего уроки самосознания, открытия себя, своего человеческого статуса, это уроки поиска своего места в мире и приобщения к миру. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребёнка из моего опыта работы посредством  художественных произведений, через моделирование жизненных ситуаций с помощью цикла бесед, занятий, клубных часов, игр, инсценировок, миниатюрных сценок, экскурсий по городу, посещение музея, городских мероприятий, школьных и городских кружков, ДДТ, Д/К, СЮТ, ЦДБ, организации труда в классе и пришкольных участках, организации режима дня в группе. В моей практике воспитания этической культуры важное место занимает форма работы, под определением «Этический заряд» - эмоциональный импульс  доброжелательно проведённого дня в ГПД. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая детей на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу, добрый эмоциональный климат взаимоотношений.

Проводя итоговую «моральную пятиминутку» в конце каждого дня, я анализирую вместе с детьми их нравственные конфликты с целью совместного поиска путей, их предотвращения и определения достаточного способа выхода из них.

Поводя цикл бесед, занятий, клубных часов на тему «Давать радостнее, чем брать», «Тепло родного очага», «Этикет, или просто хорошие манеры», «Доброжелательность и равнодушие», «Дружба и товарищество», «Добрым жить на белом свете веселей», «Подари другому радость», «Умей быть щедрым» и др. я учу детей нормам этики, регулирующим отношения с окружающими, способствующим развитию эмоциональной отзывчивости, к способности к сопереживанию, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, предполагающим усилие интереса ребёнка к своей внутренней жизни, к сопоставлению себя и других людей.  Путешествуя с детьми по стране Вежливости с помощью бесед на тему «Ежели вы вежливы», «Едем в гости к Городу», «Приходите в гости», «Доброе слово, что ясный день», «Оглянись внимательно вокруг»», «Каждый интересен», «Чего в других не любишь, того и сам не делай» - учу детей хорошим манерам, правилам хорошего тона, с помощью которых дети находят  внешнее выражение своего доброжелательного отношения к окружающим. Формируя культу общения, я провожу беседы на тему « О культуре общения»,  «Умеем ли мы общаться», «Культура спора», «Культура приветствия, обращения и знакомства».Обсуждая с детьми беседы на тему «Каков характер, таковы и поступки», «Семь наших Я», «Научись смотреть на себя со стороны» - я ставлю перед собой цель: мотивирование на сознание собственных черт характера, поддержка позитивного самоотношения  детей при обогащении их представлений о себе, актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. Беседуя с детьми на тему «Грубость» я использую инсценировку детского стихотворения «Наша Таня громко плачет» с различными вариантами концовки стихотворения. Исследую вместе с детьми влияние пожеланий Тане на её настроение. Определяю понятия «грубый человек», «грубое поведение». Анализирую жизненные ситуации, когда было  проявлена грубость по отношению к кому-нибудь и испытана грубость от кого - нибудь. Исследую последствия проявления грубости и поиск способов исправления ситуации конфликта.

Что мы хотим воспитать в наших детях? Как помочь беззащитному ребёнку противостоять агрессии зла? Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, а где зло? Как помочь уйти от зла, не оглядываясь на других? Эти и другие нравственные вопросы я стараюсь решать на занятиях литературного чтения. По моим наблюдениям многие художественные произведения позволяют создать проблемные ситуации, решение которых активирует мысли ребёнка, даёт понятие о жизненно значимых для человека видах. На нравственное чувство должно действовать непосредственно само произведение и это действительно очень велико. Это богатый источник переживаний, личного  интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения не только способствуют созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать решения нравственных задач, переживать понимаемое и выработать оценку происходящего. Ушинский К.Д. говорил, что  «то – литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, чувство, мысль, выраженное в этом произведении.

Выбираю произведения такие, которые отличаются разнообразием, а тематика, стиль, язык стихотворений, сказок, рассказов – проникновенностью, чтобы у детей вызывать необходимый резонанс, который позволяет, не нарушая художественной условности обратиться к реалиям жизни, определяющим духовный рост человека. Читая рассказы, сказки, стихи и обсуждая  прочитанное во время самоподготовки, или во время занятий по интересам, я подвожу детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, помогаю понять цели, смысл поведения и нравственных результатов. В процессе работы с произведением дети активно внутренне» соотносятся» с героями, сопереживают вместе с ними, что содействует развитию сочувствия к переживаниям других людей и стремлению претворить в собственной жизни или игровых действиях, мечтах.

С детьми я не только говорю о нравственном воспитании, но и учу их строить в соответствии с ним своё поведение. Для этого я провожу с воспитанниками занятия, на которых есть проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Анализ проблемной моральной ситуации предполагает осознание главного её противоречия, поиск разных вариантов решения проблемной моральной ситуации. Далее ребята взвешивают в каждом варианте все «за» и «против». И наконец,  выбирают оптимальный вариант решения и предложенной им ситуации. Такой анализ необходим для формирования нравственных убеждений. Я создаю обстановку доверия и непринуждённости, учу  ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Самое главное – организую коллективный поиск нравственного решения.

Важной частью нравственного воспитания всегда остаётся воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Оно начинается с изучения истории своей малой родины, города, трепетной любви к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него всей душой, желании служить ему не за страх, а за совесть. Для этого я провожу беседы на патриотические темы: «Мой город у реки Кумы», с помощью которой прививаю любовь к своему городу, даю знания истории своей малой родины, «День защитника Отечества», беседы о ветеранах ВОВ, событиях тех страшных дней во время войны, утренник «Великой победе посвящается», посещение городского музея, проводя экскурсии по городу к историческим памятникам, все эти мероприятия воспитывают в детях истинных патриотов своего города т своей страны, уважение к ветеранам, заботу о них.

Рассказывая детям о том, что есть государство, символика, закон, сопричастность к общественной  жизни Отечества, я даю понятие, кто такой – гражданин.

Труд – корень нравственности. Приобщая детей к труду на пришкольном участке, в своём классе, проводя беседы о профессиях, воспитываю уважение к труду и его результатам, к людям труда, уважение к самому себе, бережливости, ответственности, рациональности. Во время беседы на тему «Трудолюбие» я с детьми рассматриваю причины роста благосостояния отдельных людей. Уточняю понятие «Трудолюбие». Выявляю дела, выполняемые с желанием и без желания. Предполагаю о последствиях проявления лени и нежелания трудиться. Ищу вместе с детьми способы искоренения лени и безответственности.

В настоящее время в условиях кризиса острой является проблема охраны природы.  Поэтому важным в воспитательной работе ставлю формирование у детей любви к  природе, бережного отношения к ней, понимания её красоты, любви к животным. На занятии по теме «Я и окружающий мир» дети сравнивают себя с другими представителями природы и выделяют важнейшее отличие человека от животных: способность думать, выражать свои мысли, контролировать свои действия. Затем дети мысленно переселяются на любую другую планету, после чего понимают, что мы не можем жить без природы: человек – часть природы. Далее мы рассуждаем о предназначении человека на земле и делаем вывод, что Земля – наш общий дом, люди должны в этом доме соблюдать порядок, поскольку они – разумные существа. В конце занятия дети записывают свои представления предназначении человека на земле в своих «секретных тетрадях», в которых записываются самые сокровенные мысли.

Воспитываю уважение к историческому и культурному наследию Родины, чувство гордости за достижение науки и техники, бережное отношение к хлебу.

На занятии по теме «Коллектив» школьники рассматривают отношения «учитель – ученик, ученик – учитель», сопоставляют понятие «класс» и «коллектив». Далее выясняется, что мешает назвать класс настоящим коллективом, дети ищут причины возникновения ссор в коллективе. Задавшись вопросом, что делать, чтобы всем в классе было комфортно, предлагаются способы сохранения добрых отношений в коллективе.

Проводя беседу на тему «Герой», я вместе с детьми анализирую рассказ Б. Емельянова «Храбрая девочка». Определяем поступок девочки и её статуса. Уточняем понятие «герой». Приводим примеры героического прошлого народа. Наблюдаем за окружающими, и определяем людей, которых можно обоснованно назвать героями. Проводим анализ собственной жизненной позиции, позиции родителей относительно героизма. Отличаем  истинный героизм от ложного.

Разбирая тему «Смелость. Мужество. Храбрость», я ставлю детей в ситуацию проявления мужества. Помогаю анализировать чувства и описывать собственные слабости. Затем дети читают и анализируют произведения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житкова «Храбрый утёнок». Далее идёт поиск способов преодоления страха и неуверенности в себе. Провожу психологические упражнения.

Проводя все эти мероприятия с детьми по воспитанию нравственности и этики в ГПД, по моим наблюдениям у них улучшилась приветливость, чувство товарищества и дружбы, доброжелательность, дети проявляют взаимопомощь при работе в паре, стремятся взаимопониманию друг друга, предпочитают коллективные игры, чем индивидуальные, меньше стало межличностных конфликтов, ситуаций, научились оценивать поступки других людей и свои собственные с позиции общечеловеческой морали, приобрели определённый багаж нравственных знаний, как фундамент для рационального ответственного поведения в будущем. Я добилась сплочения детского коллектива, привила навыки культуры поведения в классе, школе, общественных местах, развила самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, повысила интерес к учёбе.
Я верю, что мои воспитанники в будущем станут нравственно воспитанными людьми, сделают много хороших и полезных дел для людей и своей Родины, и надолго сохранят свет Добра в своих сердцах, который я передала им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД.

Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качест...

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС

Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....

Статья о духовно-нравственном воспитании «В СЕРДЦЕ ТВОЁ СТУЧУСЬ»

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.  Л.Н. Толстой....

Статья на тему: Нравственно - эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру - драматизацию.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу...

Статья на тему: «Нравственное воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня»

Нравственное воспитание учеников в начальной школе можно считать важнейшей задачей. Актуальность нравственно-патриотического воспитания подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «Русский народ не долже...

Статья "Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся младших классов"

Духовно-нравственное развитие человека – неотъемлемая часть развития, помогающая в формировании личности....