Статья "Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся младших классов"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Соловьева Полина Александровна

Духовно-нравственное развитие человека – неотъемлемая часть развития, помогающая в формировании личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся младших классов

Духовно-нравственное развитие человека – неотъемлемая часть развития, помогающая в формировании личности. Стоит отметить, что в отношении обучающихся младших классов духовно-нравственное развитие является первостепенным, поскольку в младших классах происходит процесс закрепления фундаментальных основ становления личности.

В том случае, если в школьных стенах, не будет уделяться достаточного внимания духовно-нравственному воспитанию младших обучающихся, в таком случае у обучающихся младших классов не будет вырабатываться своя система ценностей, направленная на сохранение представлений о дружбе, семье, справедливости, вежливости и патриотизме.

На федеральном уровне основным законом, регулирующим религиозное образование и духовно-нравственное развитие и воспитание, является принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». В частности, статья 87 этого закона называется «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».

К основным ценностям духовно-нравственного воспитания следует отнести: патриотизм, гражданственность, чувство собственного достоинства, милосердие и другие необходимые любому человеку качества. В настоящей статье рассмотрим специфику духовно-нравственного воспитания обучающихся младших классов.

В младшем школьном возрасте необходима внеурочная деятельность, поскольку именно с помощью дополнительного образования развивается мировоззрение у младших обучающихся, расширяется кругозор, этические и нравственные элементы, так необходимые для полноценного развития личности, формируются основы культуры, понимая особенностей региона, представлений о природе, истории, населении, сохранение традиций народов. К внеурочной деятельности следует отнести, к примеру, виртуальные экскурсии.

Экскурсионный метод развития духовно-нравственного воспитания осуществляется с помощью комплексного метода, в ходе которого внимание обучающегося направлено на жизненные явления, а не  на конкретные элементы знаний.

К особенностям вышеуказанного метода следует отнести тонкую связь между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в самое необходимое в изучаемых объектах и вокруг изучения нового материала обращать внимание на уже имеющийся опыт в знаниях у обучающихся.

Экскурсионный метод – это ни что иное, как наглядное представление, сопровождающееся интересным, выразительным рассказом, в совокупности с которым у обучающегося складывается четкий силуэт, детализированный яркими, откладывающийся в памяти образами. В процессе экскурсий, не только учитель обращает внимание на важные элементы, но также каждый обучающийся может почерпнуть необходимые для себя новые знания, основываясь на своих интересах.

Учитель подбирает темы виртуальных экскурсий на основе образовательных программ для полноценного погружения в определенную тематику и формирования у обучающегося полноценных знаний, представлений.

Каждая «экскурсия» закрепляется обсуждениями на заданную тему и каждый из обучающихся имеет возможность поделиться своими мыслями, опытом.

Таким образом, перед учителем ставиться цель развития духовно-нравственного элемента в воспитании обучающихся младших классов. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение ряда задач:

1. Ознакомление с архитектурой, музеями, историческими событиями, традициями России и других народов.

2. Развитие творческих способностей в процессе учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе определенных нравственных установок и конкретных моральных норм и правил.

3. Раскрытие значения малой родины в жизни человека, которая начинается с его родного дома.

4. В процессе виртуальных экскурсий получение обучающимися младших классов  социально-коммуникативных навыков, в ходе которых обучающиеся учатся делиться своим мнением и опытом не только со сверстниками, но и со взрослыми. В процессе таких уроков обучающиеся получают неоценимые навыки в общении, умении вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, в ходе виртуальных экскурсий обучающиеся младших классов получают полноценные знания не только об исторических событиях, важных датах и культурно-историческом наследии определенных мест, но также получают возможность научиться самостоятельно искать необходимую информацию для обсуждения. В процессе обсуждения и отстаивания своего мнения получают опыт самоорганизации и работы в команде, что в дальнейшем благотворно влияет не только на учебный процесс школьника, но и на его коммуникативные навыки в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....