Главные вкладки

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ, Арсланова Л.Т.
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Арсланова Лилия Тимерхановна

     Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                            ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ГОТОВНОСТЬ

                                                 К  ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ

         Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.

         Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

         Если актуальный уровень психического развития  ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

         Л.И.Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план.

         Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений.  Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.

          «Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей , или, другими словами, произвольном поведении ученика.

          Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

          Д.Б.Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

         - умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

         - умение ориентироваться на заданную систему требований;

         - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

         - умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

         Это и есть параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1 классе.

         Существуют и другие подходы к определению психологической готовности детей к школе, когда, например, основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

         Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе выделяют еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

         Психологические исследования показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школе, необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам, и лишь по истечении года начинать их обучение с семи лет.

         Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

         Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

         К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

         На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Среди наиболее известных тестов определения школьной зрелости, применяющих в нашей стране, можно назвать «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека. (Практическая психология образования / Под. ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних спец. учеб. заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997). Этот тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по памяти, срисовывание письменных букв, срисовывание группы точек. Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

         Существуют и отечественные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью. Среди них методика «Узор», методика «Графический диктант», методика «Рисование по точкам». (Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних спец. учеб. заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997).

         В тех случаях, когда ребенок не может самостоятельно преодолевать затруднения, экспериментатор начинает создавать условия преодоления затруднений. Под условиями преодоления затруднений подразумеваются различные виды помощи, оказываемые ребенку в процессе работы.

         Выделяют пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении. Использование данных методик определения готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма при работе с ребенком.             

     

                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ   ГОТОВНОСТЬ

                           К  ШКОЛЬНОМУ  ОБУЧЕНИЮ

    Учитель 1 категории

    Арсланова Л.Т.

                                          2006-2007 учебный год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" во 2 классе по УМК "Перспектива", учитель Арсланова Л.Т.

    Конспект урока по руссому языку во 2 классе по УМК "Перспектива". Тема урока "Имя прилагательное", тип урока: урок "открытия" новых знаний. Учитель: Арсланова Л.Т....

    Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 4 классе по теме «Мой славный город!», учитель Арсланова Л.Т.

    Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 4 классе по теме "Мой славный город!". Подготовил учитель начальных классов Арсланова Л.Т....

    Успешность обучения ребенка в школе, Арсланова Л.Т.

    Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны ...