Главные вкладки

    04. Родительское собрание: «Первые школьные трудности. Как помочь ребёнку их преодолеть»
    статья (1 класс)

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

     

    Первый звонок, бантики-бабочки, глянцевые ранцы …

    Почти все дети идут в школу 1 сентября с радостью. А через 3-4 недели появляется первое нежелание идти в школу, первое «не хочу», первые замечания учителя «не слушает, не слышит»…

    Почему? Давайте разбираться…

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rod._sobranie_oktyabr.docx27.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание: «Первые школьные трудности.

    Как помочь ребёнку их преодолеть»

    «Первоклассник, первоклассник, у тебя сегодня праздник…»  Первый звонок, бантики-бабочки, глянцевые ранцы, … Почти все дети идут в школу 1 сентября с радостью.

    А через 3-4 недели появляется первое нежелание идти в школу, первое «не хочу», первые замечания учителя «не слушает, не слышит»…Почему? Давайте разбираться…

     Дети разные и причины разные:  кто-то просто  хочет получать хорошие оценки, а учиться-работать не хочется, кому-то надо быть во всём первым, а это получается не всегда, а другие дети ходят в школу, чтобы просто пообщаться. Если у них общение хорошо складывается, то нет проблем, они с радостью идут в школу, даже если надо рано вставать. Если детей не очень хорошо принимает коллектив, то начинается «не хочу».

    Четвёртому – скучно и неинтересно.  И  родители сразу начинают паниковать: может учитель плохо относится, придирается, дети обижают, старшеклассники издеваются, портфель тяжелый, уроков много, не интересно в школе… Таких причин можно придумать множество… И большинство из них, к сожалению, в оправдание  школьника – замучили ребенка.

    И невдомек многим взрослым, что в большинстве случаев причина одна – ребенок не приучен трудиться, делать то, что НАДО.

    Когда 1 сентября красивые и нарядные первоклашки шли в школу, то все им было  новым, интересным.  Большая школа, где много интересных кабинетов,  громкие звонки, разные учителя и множество детей, новая парта, портфель с тетрадками, книжки с картинками, карандаши,  а самое главное – не надо спать днем! И все эти прелести в одной новой школе. Красота!

    Но, к сожалению, все новое быстро перестает удивлять новизной и становится привычным. И уже к концу сентября новая школа стала обычной, такой привычной, каждый день одинаковой.  И надо ходить туда каждый день, сидеть на уроке молча, все время делать то, что говорит учитель, а не то, что хочется.

    Хочется рассмотреть картинки в Букваре, а учитель требует смотреть на доску. Хочется писать в прописях, а учитель не разрешает, требует прописывать букву в воздухе. Хочется рисовать самолетик, а учитель почему-то говорит, что рисовать надо домик.  Нельзя громко топать, нельзя кричать, нельзя петь на уроке письма, нельзя полежать и съесть пирожок на уроке, но ведь ХОЧЕТСЯ!

    И  школьное НАДО  никак не может состыковаться с  ХОЧУ.  И вот тут-то многие дети понимают, что школа – это не так интересно, как казалось. Что здесь надо работать, делать то, что совсем не хочется, делать трудную и неинтересную работу. И появляется «НЕ ХОЧУ В ШКОЛУ

    А вот как дальше будет развиваться ситуация, во многом зависит от нас, родителей. Если родители начинают искать причину в школе, учителе, одноклассниках, то это ничего хорошего в будущем такому ребенку не принесет.

    Причину этого «НЕ ХОЧУ» поищите сначала  в своем доме. Ответьте сами себе на вопросы: (анонимная анкета)

    1. Соблюдает ли ребенок  режим дня?
    2. Общаетесь ли Вы с ребенком ежедневно?
    3. Интересуетесь школьными делами?  Закрепляете школьный материал? Читаете Вы ребенку на ночь?

    Нужно обязательно находить время для разговора с детьми! Обычно, когда детей спрашивают: что было, они говорят: «Ничего». Можно задавать не прямые вопросы, а косвенные, чтобы вывести ребенка на нужные фразы, слова. Можно рассказать историю из своей жизни, как было у вас в детстве. По ассоциации может вытянуться какая-то информация. Это очень важно - помогать высказаться и все знать.

    1.      Приучаете ли Вы ребенка к самостоятельности? Что он делает по дому? Есть ли у него постоянные поручения: заправить кровать, вынести мусор, убрать свои игрушки и вещи?
    2.     Умеет ли Ваш ребенок слушать взрослых? Выполняет ли он Ваши просьбы и поручения с первого раза?
    3.     Умеет ребёнок слышать и выполнять требования взрослых? Он может выразить свою мысль, о чем-то попросить, что-то рассказать?
    4.     Умеет ли он общаться со сверстниками? Играет ли он с другими детьми во дворе без ссор и скандалов?

     

    И только ответив на эти вопросы, можно задуматься о взаимоотношениях в школе. Как правило, причина этих «НЕ ХОЧУ»  находится не в школе, а дома.

    Задумайтесь, почему есть дети, которые ходят в школу спокойно, без скандалов и истерик? Возможно, остальные старше и уже понимают, что есть слово «НАДО» от которого никуда не деться. Может быть, другие дети более подготовлены к школе в психологическом плане. Они знают и понимают, что пришли в школу учиться, работать и надо выполнять требования школы. У этих детей  есть дома поручения, и дети  привыкли их выполнять, значит, есть чувство ответственности за свои поступки.

    Посмотрите на эту проблему с другой стороны. Скажите, а  взрослые всегда с радостью идут на работу?  Практически каждый взрослый был в ситуации, когда страшно не хотелось идти  на работу. Кто-то, в таком случае, берет больничный, кто-то, скрепя сердце, идет потому, что «НАДО», а кто-то и уходит с работы. Каждый находит свой способ решения проблемы.

    Для успешного обучения важно, насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.

    Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять «обязательные» дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни коротенькое «надо».

    Надо рано вставать, надо сидеть в классе; надо писать буквы в тетради, надо решать задачи, надо читать, надо засветло с улицы возвращаться...

    Словом, появились дела, которые детям неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.

    Дети, которым дома привили элементарные навыки самообслуживания, быстрее других привыкают управляться и со своими учебными обязанностями.

    Очень  опасный враг школьника – плохое настроение. А оно зависит во многом  от того, как прошло утро. Вот две ситуации:

    1. У этого мальчика  «опять проспали» и теперь его поджидает масса неприятностей. Зарядку не сделал, позавтракать не успел, собрался кое-как. Мальчуган и так торопится, но взрослые подгоняют его и бранят за медлительность. В школу приходится бежать, однако к началу занятий всё равно опоздал. Смятение в душе. Дрожащими руками мальчик открывает дверь и робко идёт к своему месту. Он беспокойно оглядывается кругом и начинает доставать вещи из ранца, но ручка с грохотом падает на пол, учебник не находится. Оказывается, что линейку забыл дома, карандаш сломан, наспех засунутая тетрадь совершенно измята.

                Прозвенел звонок, а маленький горемыка ничего не видел, не слышал и не узнал.             Он так старался вчера на уроке, гордился, что его похвалили за хороший ответ, но нынче похвалы не будет...

    1. Родители уходят на работу, когда дочка ещё спит. Бабушка, жалея, подольше не будит внучку, а потом в доме всё становится с ног на голову. Обе суетятся, кричат, обвиняя друг друга в том, что альбом для рисования куда-то делся, от блузки оторвалась пуговица, туфли не вычищены, на шнурке затянулся узел...

    Эти мелочи, о которых стоило позаботиться ещё с вечера, выбивают из колеи, девочку охватывает страх опоздать в школу. Настроение испорчено. Половину урока, возможно даже больше, девчушка будет сидеть, насупившись, ничего не воспринимая, пока не забудутся утренние неприятности.

             Многим первоклассникам недостаёт собранности и самостоятельности . Все это – издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребёнка, считают единственным средством приучения его к ответственности неослабный контроль. Как они это делают? С рвением и завидным постоянством взрослые начинают опекать своё детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание: «Он у меня такой забывчивый». Здесь надо быть очень осторожным, потому что «забывчивый» довольно быстро смекает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал, и в слёзы, да ещё домашних упрекнёт: «Ты, мамочка (или бабушка), виновата!». Тут бы самое время задать ребёнку вопрос: «Чем же ты сам на уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью продолжают терпеливо изо дня в день, шаг за шагом вместе с сыном или дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, наконец, «заочное обучение» в средней школе становится им не под силу.

    И тогда ребёнок оказывается в бедственном положении. Изнеженный опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не приобрёл необходимых навыков для успешной учёбы. Ему недостает собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда учиться школьнику становится неимоверно трудно.

    Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.

              Школа – это взрослая жизнь в миниатюре.  Это такая же работа – тяжелая, монотонная, далеко не всегда интересная и приятная.  Это социальная среда, где надо уметь учитывать интересы других детей, находить с ними общий язык, а этому тоже надо учиться.

             Если Вы хотите помочь своему ребенку преодолеть школьные проблемы, ищите причину внутри семьи. В большинстве случаев она находится там. Учите ребенка приспосабливаться к  окружающей среде. Вы не в силах изменить окружающий мир, но можете изменить свое отношение к нему и научить этому ребенка.

    Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка.

    "Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки":

    1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ваш голос.

    2. Не торопитесь. Умение рассчитать время - ваша задача. Если вам это  плохо удаётся, вины ребёнка в том нет.

    3. Не отправляйте ребёнка без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много работать.

    4. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: "Смотри, не балуйся!", "Чтобы сегодня не было плохих отметок!". Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

    5. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?" Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

    6. Если вы видите, что ребёнок огорчён, молчит - не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

    7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

    8. После школы не торопите садиться за уроки. Ребёнку не повредит отдых. Лучшее время для уроков - с 16 до 18ч.

    9. Не заставляйте делать все упражнения сразу, делайте перерыв.

    10. Во время приготовления уроков не сидите "над душой". Дайте ребёнку самостоятельно работать самому. Если нужна ваша помощь - наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

    11.В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: Если ты сделаешь, то...."

    12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

    13. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых.

    14. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

    15. Учтите, что даже "большие дети" очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание.    Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классное родительское собрание в 3 классе "Как помочь ребёнку стать успешным?"

    В ходе собрания выявляются возможности родителей в становлении успешной личности....

    Первые школьные трудности. Как их преодолеть?

    В представленном материале затронут важный аспект адаптации первоклассников. Даны советы и рекомендации родителям по преодолению первых школьных трудностей их детей....

    родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"

    Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным" проведено с целью познакомить родителей с понятием вниеме и его свойствами, изучить в ходе собрания упражнения и игры по развит...

    Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"

    Цель данного собрания показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. В материале представлени теоретические аспекты развития внимания у младших школьников, педагоги...

    Презентация к родительскому собранию в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"

    Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"....

    "Первые школьные трудности. Как их преодолеть?"

    quot;Первые школьные трудности. Как их преодолеть?" Цель: объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих дете...


     

    Комментарии

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Ксения Владиславовна, столкнулись с такой же проблемой? У меня первоклассники, поэтому актуально)