родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"
методическая разработка по теме

Терновых Светлана Викторовна

Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным" проведено с целью познакомить родителей с понятием вниеме и его свойствами, изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ПРАКТИКУМ

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Цели:

  1. познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
  2. изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания

Подготовка:

  1.  Приглашение родителей на собрание.
  2.  Проведение анкетирования родителей.
  3. Анализ результатов анкетирования родителей.
  4. Подготовка совместно со школьным библиотекарем и психологом выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
  5. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребёнка;
  2. оборудованные игровые места для трёх родительских групп (стол с прикреплённым к нему альбомным листом синего, красного и зелёного цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши);
  3. листы с описанием игр;
  4. реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз, различные мелкие предметы;
  5. в центре классной доски - название темы родительского собрания и повестка.
  6. на стендах газеты по психологии.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.

  1. Родители занимают места за синим, красным и зелёным столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
  2. Классный руководитель открывает собрание:

Уважаемые родители, тема сегодняшнего нашего собрания «Как помочь ребёнку стать внимательным». На прошлом родительском собрании вы сами определили главную проблему в развитии личности ваших детей – недостаточно развитое внимание. Мы приняли решение работать по данной проблеме, как в школе, так и дома. О том какая работа ведется в школе по развитию внимания я расскажу чуть позже. А сейчас я бы хотела ознакомить вас с повесткой собрания.

ПОВЕСТКА

  1. Результаты анкетирования родителей.  (Кирюхина А.М.)
  2. Выступление кл. рук-ля «Внимание и его основные свойства»
  3. Работа в группах. Демонстрация игр на развитие внимания группами.
  4.  Работа в группах. Представление книг по теме.
  1. Название;
  2. Автор;
  3. Место и время издания;
  4. Краткая аннотация публикаций.
  1. Заключительный этап.
  1. Решение;
  2. Оценка;
  3. Минута благодарности.
  1. Прежде чем начинать работу давайте определимся, каким же должен быть внимательный ребёнок. Я предлагаю вам взять ручки, посовещаться и продолжить на листах следующую фразу: «Внимательный ребёнок – это…» (время для выполнения 3 минуты). Затем представитель каждой группы прочитает вслух коллективно, продолженную фразу. (затем обобщить)

  1. Результаты анкетирования родителей. Выступление члена родительского комитета Сысоевой О.В.

Анкета состояла из трёх вопросов. На первый вопрос: часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий 9 человек ответили «Да», 3 – «Трудно сказать» и 7 – «Нет». Из этого следует, что большинство ребят нашего класса не обладают достаточной усидчивостью, которая так важна для такого процесса мыслительной деятельности как внимание.

На второй вопрос: можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным 4 человека ответили «Да», 10 – «Трудно сказать» и 5 – «Нет». Думаю, родители объективно оценивают своих детей, и такое мнение уже звучало на прошлом собрании.

Очень хорошо ответили на третий вопрос: что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? Многие играют в игры настольные и компьютерные, в шашки и шахматы, которые хорошо развивают внимание, собирают пазлы,  также просят пересказать прочитанное, а для совершения пересказа надо внимательно слушать, такой вид деятельности тоже развивает внимание. Также есть родители, которые пытаются вызвать интерес к какой- либо деятельности, что тоже очень хорошо т.к. дети в этом возрасте ещё не способны в полной мере совершать волевые усилия над собой, поэтому всё обучение должно основываться на интересе и через игру.

Сегодня, я предлагаю вам более глубоко и детально разобраться в том, что такое внимание и как его развивать.          

  1. Выступление классного руководителя «Внимание и его основные свойства»

Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С.Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение (на доске).

Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов, для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребёнка недостаточный объём внимания ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей и явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

 Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдение за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ему могут стать папа и мама.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. В школе на уроках мы постоянно работаем над развитием внимания. Очень много заданий такого типа есть у нас в учебниках (показать).

С заданиями, которые вы можете использовать дома для занятий с вашими детьми, я предлагаю вам познакомиться.  

6. Группам родителей раздаются листы с описанием трёх игр для развития внимания.

- В течение 15-20 минут вам надо познакомиться с содержанием игр и подготовить выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну4 из наиболее понравившихся игр группе надо продемонстрировать. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.

Игровое упражнение «Кто внимательный?»

Необходимо внимательно послушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он что ли) приходил, всё ломал, да ещё и дразнился.

- Зеленее всех зелёнок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисёнок не вырос.

Пришёл он однажды к к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Игра «сколько чего?»

Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «т», или «с». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом - металлические, затем - предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: чёрные, серые, синие, зелёные и т.п.

Игра «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт  быстрый диалог – «перестрелка»

- Ну, начали! Повторите – «стол».

Играющие говорят : «Стол».

- Повторите – «окно».

Играющие говорят: «Окно».

- Скажите – «улица». Быстро – «кошка»и т.д.

Игра «Построй в темноте»

(можно играть всем членам семьи)

На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.

Игра «Кто быстрее соберёт»

Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.

Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить»

Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках – экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают её и повторяют вслух.

На дворе трава – на траве дрова.

Архип осип, Осип охрип.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Наш капкан попал в капкан.

Сшит колпак да не по-колпаковски, надо колпак перекалпоковать.

Мокрая погода размокропогодилась.

Ткач ткёт ткани на шапку Тане.

Бобр добр до бобрят.

Ушёл косой козёл с козой.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер и т.п.

Игра «Не собьюсь»

По сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает или хлопает в ладоши. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесёт запрещённое число и вовремя подпрыгнет или хлопнет в ладоши. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.

Игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро – воз, теле – фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игра «Выполни уговор строго»

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они тоже топнут. Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьётся в игре и строго выполнит уговор.

    

После игр, представленных родителями, кл. рук-ль рассказывает об играх рекомендованных психологом школы Харловой Н.Н.

7. Представление книжной выставки.

- Каждая группа берёт на выставке литературы несколько книг и готовит в течение 10 минут краткую аннотацию этих публикаций.

 8. Представители трёх групп родителей кратко рассказывают о содержании аннотированных книг, обязательно включая в свой рассказ информацию о названии, авторе, месте и времени издания книги.            

Кл. рук-ль знакомит родителей с детскими журналами «Весёлые картинки», «Мурзилка», и др. Рекомендует выписать или покупать их для своих детей. Так как они также содержат много занимательных заданий на развитие познавательных процессов.

         9. Заключительный этап.

  1. Решение родительского собрания. В качестве решения предлагаются следующие рекомендации родителям:

Рекомендации родителям:

  1. Помогите вашим детям стать внимательными.
  2. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
  3.  Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  4. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».
  5. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
  6. Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное - в обычном, незнакомое – в знакомом.

  1. Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»
  2. Минута благодарности.

Рекомендации родителям:

  1. Помогите вашим детям стать внимательными.
  2. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
  3.  Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  4. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».
  5. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
  6. Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное - в обычном, незнакомое – в знакомом.

Рекомендации родителям:

  1. Помогите вашим детям стать внимательными.
  2. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
  3.  Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
  4. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».
  5. Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
  6. Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное - в обычном, незнакомое – в знакомом.

Список использованной литературы

  1. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.
  2. Занимательное азбуковедение / Сост. В.В.Волина М., 2002.
  3. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры для младших школьников. М., 1982.
  4. Пекелис В.Д. Как найти себя. М., 1989.
  5. Познавательные процессы личности и методика их развития / Под ред. Е.Н.Степанова. Псков, 1994.
  6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. М., 1993.
  7. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М., 1997.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание – практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным»

Слайд 2

Повестка: Результаты анкетирования родителей. Выступление кл. рук-ля «Внимание и его основные свойства» Работа в группах. Демонстрация игр на развитие внимания группами. Работа в группах. Представление литературы по теме. Заключительный этап: 1. решение 2. оценка 3. минута благодарности Разное.

Слайд 3

Внимательный ребёнок – это …

Слайд 4

Результаты анкетирования родителей 1. часто ли ребёнок отвлекается во время выполне - ния заданий. 2. можно ли назвать ребёнка сосредоточенным, уси-дчивым , внимательным

Слайд 5

Что вы делаете для того, чтобы у ребёнка развивалось внимание? Игры настольные и компьютерные, пазлы , шашки и шахматы Чтение текстов, пересказ текстов, разучи-вание стихов. Разгадывание ребусов и загадок

Слайд 6

С.Я. Маршак Жил человек рассеянный На улице Бассейной . Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказалось, - это брюки … Вместо шапки на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки …

Слайд 7

Внимание Способность человека сосредоточиться на определённых объектах или явлениях

Слайд 8

внимание

Слайд 9

Концентрация внимания Умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках , способность вникнуть в проблему, задачу человек отличается хорошей наблюдате-льностью , организо - ванностью человек рассеянный, несобранный

Слайд 10

внимание

Слайд 11

Объём внимания Характеризуется количе - ством одновременно восп-ринимаемых и удерживаемых в сознании объектов человеку легче сове-ршать операции сравнения, анализа обобщения , класси-фикации человеку трудно од-новременно уви - деть, осознать все необходимые приз- наки вещей и явле - ний , тогда ошибки в решении поставлен-ной задачи весьма вероятны

Слайд 12

внимание

Слайд 13

Устойчивость внимания Возможность длитель-ного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме человек с устой- чивым вниманием может долго работать, не отв - лекаясь ему нра - вится длительная напряжённая ра - бота

Слайд 14

внимание

Слайд 15

Распределение внимания Одновременное внима - ние к двум или несколь - ким объектам при одно- временном выполнении действий с ним или наб-людение за ними Легко или с тру- дом ребёнку уда - ётся делать нес- колько дел однов-ременно : писать письмо и разгова-ривать , решать за-дачу и отвечать на вопросы, зани-маться работой и наблюдать за ок - ружающими и т.п.

Слайд 16

внимание

Слайд 17

Переключение внимания Перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной дея - тельности на другую в связи с постановкой но- вой задачи. Насколько быстро ребёнок перехо - дит от одного за- нятия к другому, легко ли начинает новое дело, втяги-вается в работу, может ли быстро закончить какое- либо занятие или постоянно возвра-щается к нему в своих мыслях

Слайд 18

Представление книжной выставки Задание для групп: Подготовить краткую ан-нотацию публикаций по плану: Название книги Автор Место и время издания Краткая аннотация публикаций

Слайд 19

Рекомендации родителям Помогите вашим детям стать внимательными. Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых мо-жно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания. Играйте вместе с детьми в различные игры, развиваю- щие все свойства внимания. Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры на- зывают «школой внимания». Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благода-ря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления. Учите детей быть наблюдательными – умеющими заме- чать изменения, происходящие в окружающем мире, ви - деть необычное - в обычном, незнакомое – в знакомом.

Слайд 20

Рефлексия «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

Родительское собрание(1класс )"Как помочь ребёнку стать внимательным"

Методическая разработка родительского собрания  для 1 класса "Как помочь ребёнку стать внимательным". Она знакомит родителей с особенностями внимания младших школьников , приёмами иметодами его р...

Родительское собрание - практикум "Как помочь ребёнку стать вимательным"

Гений-это внимание. Не важно, кто сказал, важно, что это так. Цели. 1. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами ра...

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"

Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным".Практичесие советы и методики исследования уровня развития внимания ребенка....

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным»

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребенку стать внимательным» 1 класс ...

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным?».

Цели:1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся...