Главные вкладки

    Родительское собрание(1класс )"Как помочь ребёнку стать внимательным"
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Методическая разработка родительского собрания  для 1 класса "Как помочь ребёнку стать внимательным". Она знакомит родителей с особенностями внимания младших школьников , приёмами иметодами его развития.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка (1 класс)

    Родительское собрание  «Как помочь ребёнку стать внимательным»

    Дьякова Светлана Александровна, учитель « МОУ СОШ №2 г. Ртищево»

    Гений – это внимание.

    Не важно, кто это сказал, важно, что это так.

    Задачи: познакомить родителей с особенностями  внимания младших школьников; показать важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить с методами и приемами развития внимания первоклассников 

    Оборудование: памятки, анкеты, листы с описанием развивающих игр, наглядный материал для развития внимания, выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребёнка, презентация

    Форма: информационно-практическая беседа

    ХОД СОБРАНИЯ

    1. Вступительное слово

    - Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

    Сегодня мы обсуждаем  проблему, связанную с успешностью учебной деятельности ваших детей, внуков. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

    Прошу Вас заполнить анкету.

    Анкета для родителей

    1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения задания?

    - да          - трудно сказать (и да, и нет)           - нет

    2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

    - да         - трудно сказать (и да, и нет)            - нет

    3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Анализ  ответов анкеты.

     - Смогли ли Вы ответить на все вопросы анкеты? Что не хватает Вам для этого? ( знаний, умений, опыта).  Я предлагаю Вам  провести сегодняшнее собрание « Как помочь ребёнку стать внимательным » в виде информационно-практической беседы.

       Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Когда говорят о внимании, то подчёркивают, что это направленность сознания на определённый объект и сосредоточенность на нём, обеспечивающие его особо ясное отражение.

               Внимание может быть непроизвольным (не имеющим цели и волевого усилия), произвольным (наличие цели и активное её поддержание),  и послепроизвольным (наличие цели, но без волевого усилия).

    Рассмотрим индивидуальные особенности внимания учащихся младших классов.

             1.Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.

             2.Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.

            3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом.

            4. Легко отвлекаемое внимание.

            5. Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредотачивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

             Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как:

    1. Концентрация
    2. Устойчивость
    3. Распределение
    4. Переключение
    5. Увеличение объема усвоенной информации
    6. Возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

    Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

    Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

    Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

    Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

       

         2. Анализ результатов учебной деятельности учащихся:

    . Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки – зуки)

     Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах (трва – трава)

    . Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, то это связано с неустойчивостью произвольного внимания (тарава – трава)

     Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания

         3 . Психологический практикум.

          А сейчас мы с вами ознакомимся  с эффективными средствами развития внимания детей.

          Каждой группе раздаётся описание игры или игрового упражнения. Вам даётся 10 минут для знакомства с содержанием , к подготовке к выступлению, в котором показывается, как проводится эта игра или приём.

    1. Охота на кота.

    Детям предлагаются тексты (одинаковые по количеству слов и длине), вырезанные из газеты, журнала. По команде дети должны вычеркнуть из текста три буквы: к, о, т, кто сделает это быстрее и с меньшим числом ошибок, тому полагается приз.

    1. Зеркало.

    Двое играющих встают друг против друга. Один из них зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

    1. Летит - не летит.

    Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы ит.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Тот, кто ошибается платит фант.

    1. Самый внимательный

    Послушайте внимательно текст и подсчитайте в нём количество слов со звуком «в»

      Воробей просил ворону

      Вызвать волка к телефону.

      Воробья врачи спасли,

      В вертолёт его внесли.

      Вертолёт вертел винтами,

      Волновал траву с цветами.

    5. Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях

    1) Для развития произвольного внимания можно предложить ребёнку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их.

    Например: АВОРОК  АЛОКШ  КИНЕЧУ  АДОГОП  АЛКУК  ТЕЛОМАС  АНИШАМ  РОФОТЕВС  ЬЛИБОМОТВА

    2) Ребёнку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:

    а) АММАДАМА  РЕБЕРГЕ  АССАМАСА  ГЕСКЛАЛЛА  ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА

    б) РЕТАБЕРТА  НОРАСОТАННА  ДЕБАРУГА  КАЛЛИХАРРА  ФИЛИТАДЕРА  КЛАТИМОР

    в) РЕТАТЕРТА  ГРУММОПД  ЛАЙОНОСАНДЕРА

    г) ОСТИМЕРА  ОСТИМАРЕ

    3) Для развития произвольного внимания.

    Норма объёма внимания для детей 6 – 7 лет – 400 знаков и выше.

    Время работы – 5 минут.

    Инструкция: “На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача – просматривая ряды букв слева направо, вычёркивать такие же буквы, как первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут”.

    Пример: ЕКРНСОАРНЕСВАРКУЩЗФРАЕ

    А

    Р

    К

    Н

    О

    Е

    Г

    Ы

    С

    Ь

    М

    Т

    Р

    Е

    О

    В

    Г

    У

    Щ

    Д

    Л

    М

    Т

    А

    П

    Е

    Р

    К

    Н

    У

    Г

    У

    Щ

    Ц

    Т

    М

    Р

    Е

    О

    В

    Е

    Е

    З

    Ы

    Д

    У

    Т

    М

    Р

    А

    О

    Е

    Н

    У

    Ш

    Е

    О

    Л

    Ы

    Ж

    М

    Э

    Ь

    И

    Т

    А

    О

    К

    Г

    У

    Е

    Е

    У

    К

    Ц

    Н

    Ш

    К

    А

    О

    В

    Р

    Ы

    Л

    Ы

    Д

    Ж

    Е

    Е

    Г

    М

    Т

    Ь

    Е

    О

    В

    Е

    Ш

    У

    Е

    З

    У

    Щ

    Л

    Е

    Т

    Ч

    Ь

    Б

    Е

    Ю

    Я

    О

    В

    Д

    К

    О

    Е

    Щ

    З

    Й

    Е

    А

    Р

    К

    О

    В

    Л

    Ы

    Е

    У

    Л

    Е

    Д

    Б

    М

    И

    Т

    Ч

    В

    Р

    Е

    Н

    У

    К

    З

    А

    Р

    В

    П

    Е

    О

    Н

    К

    Т

    С

    Е

    И

    М

    Р

    Е

    О

    О

    Л

    Д

    Ы

    Ф

    Е

    Н

    К

    Г

    У

    Щ

    З

    Е

    Л

    М

    О

    А

    И

    П

    В

    Е

    Н

    Ш

    А

    О

    У

    З

    И

    Е

    К

    М

    Н

    О

    Е

    О

    Д

    О

    В

    Е

    В

    Е

    Д

    Е

    Ы

    Е

    Д

    Е

    З

    Ж

    Э

    Ю

    Б

    Ф

    Т

    К

    Е

    И

    О

    Е

    4) Найди “спрятавшиеся слова”:

        АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМСЕВНГМШЬ

        (газета, дом)

        ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

        (очки, пакет)

        АВЛМБЕРЕЗАВОНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ

        (береза, книга)

         ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ

         (кошка, весна)

         ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТОВ

         (пенал, лес)

    5) Разделить “склеенные” между собой слова:

         ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА

    КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

    6) Разделить “склеенные” между собой предложения:

        БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКАРОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ

    7) Вычеркнуть повторяющиеся слова:

        МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБ

        АЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИ

        СРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

    8) Расставь числа в порядке возрастания:

        5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.

    9) Найди 12 ошибок в примерах:

    3 + 12 = 15

    15 – 8 = 7

    16 + 4 = 22

    3 + 3 = 10

    16 + 8 = 23

    13 – 4 = 9

    16 – 9 = 7

    16 + 9 = 28

    13 – 2 = 10

    12 – 6 = 6

    15 + 9 = 25

    15 – 4 = 11

    15 – 2 = 13

    19 + 5 = 24

    12 – 4 = 6

    15 + 5 = 10

    14 – 9 = 5

    12 – 9 = 3

    5 + 17 = 22

    7 + 18 = 25

    2 + 11 = 13

    4 + 18 = 22

    6 + 15 = 22

    18 – 8 = 10

    16 – 5 = 11

    12 – 7 = 5

    19 – 7 = 13

    17 + 7 = 23

    19 – 6 = 13

    5 + 13 = 18

    14 – 6 = 8

    16 + 6 = 22

    13 – 5 = 8

    18 – 4 = 12

    14 + 9 = 23

    16 – 2 =14

    10) Реши задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?

    11) Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

           

    1. Памятка для родителей

    В качестве решения родительского собрания предлагаю следующие рекомендации.

    -Уважаемые мамы и папы!

            - Помогите вашим детям стать внимательными.

            - Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие из предложенной литературы.

             - Постарайтесь научить детей играть в шахматы и шашки.

             - Учите детей быть наблюдательными – умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

    Помните, что внимание – одно из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

    В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

    Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениям.

      Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

       Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.

      Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

      В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

      Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.

    1. Рефлексия

    Занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Лучше их проводить в форме игры, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребёнку, его успехам, достижениям.

    Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Я благодарю Вас за активное участие в собрании. Желаю всем успехов  в воспитании и развитии детей. Предлагаю каждой группе родителей в конце нашего собрания продолжить фразу: «Сегодня на родительском  собрании я (мы) понял(и), что внимание…».

    На память о нашей информационно - практической беседе примите, пожалуйста, памятки для родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

    В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

    Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

    На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

    Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

    Презентация к родительскому собранию " Как помочь ребёнку стать внимательным"...

    родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным"

    Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку стать внимательным" проведено с целью познакомить родителей с понятием вниеме и его свойствами, изучить в ходе собрания упражнения и игры по развит...

    Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным»

    Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:1)  осмыслить то, что называют  «вниманием» и  познакомиться   основными свойствами внимания;2) изучить в ходе собра...

    Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным?».

    Цели:1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;2) изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся...