Главные вкладки

    Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"
    методическая разработка (1 класс) на тему

    (Сидоренко) Никитина Лариса Васильевна

    Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon родительское собрание66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"

    Цель: формирование понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.

    Задачи:

    • изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;
    • повышение психолого-педагогического уровня развития родителей.

    Участники: администрация школы,классный руководитель, родители учащихся.

    Подготовительная работа.

    1. Приглашение родителей на собрание.

    2. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.

    3 Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.

    4 Форма проведения: групповая и  фронтальная

    Оформление, оборудование и инвентарь:

    а) выставка книг, статей из журналов, газет о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка;

    б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (стулья помечены метками разного цвета);

    в) листы с описанием игр;

    г) реквизиты для игр: мяч листы с текстами, карандаши;

    д) компьютер для показа презентаций;

    е) рекомендации-памятки для родителей.

    Ход собрания

    1Вступление. 

    Здравствуйте уважаемые родители!

    Цель сегодняшней встречи- консультация по развитию познавательных процессов ребёнка и практикум по овладению методикой развития произвольного внимания младших школьников. А сейчас вспомните, как ваш ребенок работает, выполняет домашние задания, играет, и ответьте на вопросы:

    2.Игра  “Почтальон”. (Родители достают вопросы из большого конверта, предложенного педагогом.)

    – Сколькими делами может одновременно заниматься ребенок?

    – Может охватить взглядом несколько слов или целое предложение?

    – Медленно или быстро входит в работу?

    – Сколько времени ребенок может работать сосредоточенно, не отвлекаясь?

    – Быстро ли устает?

    – Когда допускает больше ошибок – в начале задания, в середине или в конце?

    – В каких видах деятельности невнимательность проявляется больше?

    Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

    Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

    Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но, выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

    3.Экпресс диагностика.

    Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях 

    1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
    2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.
    3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
    4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
    5. На вопросы часто отвечает  не задумываясь, не выслушав до конца.
    6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
    7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
    8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
    9. Не может играть тихо, спокойно.
    10. Болтливый.
    11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
    12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
    13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
    14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

    Наличие у детей восьми из перечисленных 14 симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

    • Признаки черезмерной двигательной активности (1,2,9,10)
    • Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
    • Импульсивности (4,5,11,14 

    Наличие 8 и более симптомов – признаки синдрома дефицита внимания

     Совет: в  воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:1.Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;2.Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.

    Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

    • Общее ослабление нервной системы (если ребенок медлителен или гиперактивен, причина на физиологическом уровне т.е. нервная система еще недостаточно созрела, в этом случае заставлять ребенка долго сидеть на месте, выполнять одну работу, попросту вредно для здоровья. Квалифицированные советы может дать неврапотолог)
    • Ухудшение состояния здоровья
    • Физическое и умственное переутомление
    • Нарушение режима занятий и отдыха
    • Нарушение дыхания (хронические простуды, аденоиды т.е. если ребенок часто дышит ртом)
    • Причины психологического характера, может быть в отношение ребенка к занятию (страхи, повышенная тревожность)
    • Наличие тяжелых переживаний, травм
    • Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных)
    • Недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получивший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не формируются наблюдательность, устойчивость внимания)

    Проанализировав причины, вы сделаете полдела, теперь будете знать, над чем именно вам предстоит работать.

    Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

    К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.

    Кроме этого у внимания есть свои свойства, которые нужно вам знать.

     Выделяют  основные виды внимания:

    Непроизвольное. (Проявляется уже на 10–12 день жизни. Ребенок увидел яркую лампу и дальше все яркое, звонкое, громкое стало привлекать его внимание, но погас интерес, ослабло внимание.)

    С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Не все вокруг яркое и интересное, как раз рядом больше нужных дел. Требует от человека волевых усилий, и чем раньше мы будем его развивать, то разовьются и трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность такие, необходимые в учебной деятельности.

    Файл с диагроммой

    По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания. У первоклассника он невелик, поэтому нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы рассматриваете энциклопедию не стоит показывать много зверей, разумнее показать самых ярких и дать о них подробную информацию. Вот тогда ваша работа пройдет не зря.

    Еще одно свойство внимания – устойчивость или концентрация. Это тоже связано с физиологией. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью. И не надо требовать, чтобы ребенок долго себя посвящал одному делу, т.к. он переутомляется и наступает апатия. Еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться сразу, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями.

    Мозаики, пазлы, конструкторы, предполагающие внимание к мелким деталям. Это может быть любой труд или занятие, при котором нужно что-то мастерить руками.

    Перерисовывание геометрических узоров, картинки “Найди отличие”, “Путаницы”

    Следующее свойство внимания – распределение. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать: если пишут, то этот процесс их так захватывает, что совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел – работа очень трудная.

    Упражнения на распределение внимания

    Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. В процессе занятий количество предложений увеличивается.

    Переключение внимания – сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Если ребенок быстро отвлекается, предложите ему формулировать, проговаривать вслух собственные мысли и действия.

    Практикум

    Учитель группам родителей раздает листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми.

    Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах “Занимательное азбуковедение”, “Игры-шутки, игры-минутки”, “От игры к самовоспитанию”, “От игры к знаниям”.

    Родители оставшиеся на местах работают по таблице на слайде и выполняют игровое задание «Птица-не птица»

    13. Птица - не птица.

    Веселая игра на внимание и знание птиц. 
    Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:
    "А муха - это кто?"

    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы,
    лебеди, куницы,
    Галки и стрижи, 
    Чайки и моржи

    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Чибисы, чижи, 
    Сойки и ужи.

    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Чайки, пеликаны, 
    Майки и орланы. 
    Голуби, синицы, 
    Цапли, соловьи, 
    Окуни и воробьи. 

    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Утки, гуси, совы, 
    Ласточки, коровы. 

    Прилетели птицы: 
    Голуби, синицы, 
    Палки и стрижи, 
    Бабочки, чижи, 
    Аисты, кукушки, 
    даже совы-сплюшки, 
    лебеди и утки - 
    и спасибо шутке!

    Общие рекомендации

    • Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать и проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволит ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.
    • Облегчить процесс выполнения домашнего задания. Детям которые не могут долго заниматься однообразной деятельностью рекомендуется выполнять упражнения поочередно по разным предметам, чередуя их с короткими перерывами, во время которых можно перекусить, сделать небольшую зарядку, поиграть.
    • Можно предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки самостоятельности.
    • Помните в 1 классе нашим детям еще нужно время запомнить неизвестный предмет, если это возможно, то его нужно потрогать, погладить рукой, взвесить, даже понюхать, погладить, вот тогда ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.
    • Большое значение для ребенка имеет связь с эмоциями. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать. 
      Не забудьте о доброжелательной обстановке, дома должны царить только понимание и терпение!

    . Рефлексия

    Занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Лучше их проводить в форме игры, соревнований и, конечно, при заинтересованности взрослых, их внимании к ребёнку, его успехам, достижениям.

    Уважаемые родители! Я благодарю Вас за активное участие в собрании. Желаю всем успехов  в воспитании и развитии детей. Предлагаю родителям в конце нашего собрания продолжить фразу: «Сегодня на родительском  собрании я понял(а), что внимание…».

    На память о нашей информационно — практической беседе примите, пожалуйста, памятки для родителей.

    Благодарю за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

    Подробный конспект родительского собрания по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным". В конспекте отражены этапы подготовки, проведения собрания, анкеты для родителей, игры для развития внимания...

    Конспект на родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

    Гений-это внимание. Не важно, кто сказал, важно, что это так.Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами р...

    родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

    В презентации предоставлены материалы, которые позволяют родителям первоклассников познакомиться с понятием "внимание", видами внимания и его  качествами. Для развития каждого качества внимания п...

    «Как помочь ребенку стать внимательным?» Родительское собрание

    Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банально¬стью. Однако от этого не становится легче ни де¬тям, ни родителям. Как часто психологи и врачи слышат: «Мой р...

    Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным?" 2 класс

    Презентация к родительскому собранию во 2 классе...

    План родительского собрания.Как помочь ребенку стать внимательнее. Игры для дома.

    Материалы предназначены для родителей. Дано подробное описание некоторых игр на внимание....