Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"
методическая разработка (1 класс) по теме

Ванюшина Людмила Леонидовна

Подробный конспект родительского собрания по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным". В конспекте отражены этапы подготовки, проведения собрания, анкеты для родителей, игры для развития внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №549

Красносельского района

Родительское собрание

«Как помочь ребенку стать внимательным»

Разработка учителя начальных классов

Ванюшиной Л.Л.

Санкт-Петербург

2011-2012 учебный год


Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:

  1. выяснить причины неадекватного поведения;
  2. проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки.

Задачи: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания;

познакомить с понятием “внимание” и его основными свойствами;

        познакомить с методами и приёмами развития внимания первоклассников;

изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания;

Подготовка:

  1. провести опрос по теме родительского собрания;
  2. изучить соответствующую научную литературу;
  3. подобрать методики и провести исследования, диагностики;
  4. выбрать форму проведения собрания: “творческая лаборатория за круглым столом”;
  5. выработать рекомендации для родителей с целью корректировки и оказания ими помощи своему ребёнку.

План собрания

  1. Вступительная беседа. Анализ анкетирования.
  2. Актуализация знаний родителей по теме.
  3. Теория вопроса.
  4. Выявление проблем у своего ребенка. Индивидуальная работа.
  5. Практическая работа в группах.
  6. Рефлексия.

«Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так!»

“Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главные помощники в этом могут стать мама и папа”.

                Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов.

                До проведения собрания я попросила вас заполнить  анкету 1, чтобы узнать, насколько актуальна, затронутая тема?

               Анализ анкет показал, что в классе из 30 человек на вопросы анкеты ответили …родителей (Просмотр слайдов, презентации “Внимание”)

1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?

- Да.

 чел.

- Трудно ответить.

 чел.

- Нет.

 чел.

2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

- Да.

 чел.

- Трудно ответить.

 чел.

- Нет.

 чел.

3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребёнок был внимательным?

- Да.

 чел.

- Трудно ответить.

 чел.

- Нет.

 чел.

4.Что Вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

- Занимаемся.

 чел.

- Затрудняемся ответить.

 чел.

- Не знаем.

 чел.

- Без ответа.

 чел.

             Итак: по результатам анализа анкет можно сделать вывод, что все родители хотят видеть своих детей внимательными и понимают, что внимание – это важный компонент психического процесса. Половина из ответивших при этом полагают, что их дети достаточно усидчивы и продолжают заниматься развитием внимания. Это радует. Еще больший оптимизм  вызывает то, что вторая половина родителей, которые затрудняются определить степень развития внимания у своего ребенка, тоже неравнодушны к этому вопросу.

              Наблюдая за детьми во время уроков, я заметила, что у многих ребят класса не развита произвольность внимания, что вызывает трудности в обучении. Потому затронутая сегодня тема очень актуальна.

              Задача сегодняшнего собрания – дать конкретные советы по развитию внимания, в том числе произвольного, понять причины возникновения проблем у некоторых детей в процессе обучения.

 Скажите, пожалуйста, сколько времени в день вы уделяете своему ребёнку? (в быстром темпе)

Спасибо.

Учитель: Прошу Вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это… (время для выполнения этого задания 2 минуты, работа в группах).

Проверка задания.

Учитель: Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.(на слайдах)

                  Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

                  Свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость. Функции внимания – специальный фильтр, направленность и избирательность процессов познания.

                  Уже из определения внимания следует, что оно характеризуется, с одной стороны, направленностью на то, чем занято сознание, а с другой стороны сосредоточенностью сознания на чем-то, требующим особой осознанности.

                  Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание – это также более низкая форма его развития, чем опосредованное.

                   Произвольное внимание возникает, когда окружающие малыша люди направляют его внимание, руководят им, подчиняют его и таким образом дают в руки ребенка те средства, с которыми он в дальнейшей жизни сам овладевает своим вниманием. (слайды)

                   Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

                 Вот вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку -  и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания. Потом ему на помощь прибегают шустрые помощники, хватают щепочку, и вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание. Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для длительного наблюдения – вот и объем внимания.

                 Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить. Оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение.

                Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.

(слайды)

  1. Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
  2. Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
  3. Хорошо организованное внимание сочетается с малым объемом работы.
  4. Легко отвлекаемое внимание.
  5. Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.

            Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

             Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей.

             Попрошу вас отметить в анкетах, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребенка, чтобы потом вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях. (слайд)

             (Родители отвечают на вопросы анкеты 2)

            Наличие у детей восьми из перечисленных 14-ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребенка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

  1. Признаки гиперактивности(1,2,9,10)
  2. Признаки невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
  3. Признаки импульсивности (4,5,11,14)

            Мы не будем сегодня делать скоропалительных выводов. Чтобы выявить серьезные нарушения, нужны серьезные исследования. Такая анкета не позволяет нам назвать ребенка гиперактивным или поставить какой-то диагноз. Моя задача – помочь вам более пристально взглянуть на ваших детей, чтобы вы смогли вовремя увидеть проблему, если она есть.

Практическая работа в группах

            В каждую группу раздаются карточки с описанием упражнений и игр для развития внимания. В течение 10-15 минут каждая группа знакомится с их содержанием, готовится, определяет, к какому свойству внимания  можно отнести данные игры. Затем 1-2 игры проигрываются перед другими группами родителей.

 

Рефлексия.

             В  завершении нашего собрания я попрошу вас охарактеризовать свое состояние, настроение, одним словом. Спасибо всем за сотрудничество.

 

Приложение

Анкета 1

Уважаемые родители, прошу вас ответить на вопросы анкеты.

1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?

- Да.

- Трудно ответить.

- Нет.

2. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым?

- Да.

- Трудно ответить.

- Нет.

3. Хотелось бы вам, чтобы ваш ребёнок был внимательным?

- Да.

- Трудно ответить.

- Нет.

4.Что Вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

- Занимаемся. (Как именно)

- Затрудняемся ответить.

- Не знаем.

- Без ответа.

 

            Вопросы и проблемы по теме: «Внимание» мы обсудим на ближайшем родительском собрании. Спасибо за сотрудничество!

Анкета 2

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
  2. Не может сидеть спокойно на месте, когда это требуется.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную  к нему речь.
  13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.)
  14. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Игры и упражнения на развитие внимания

"Гвалт" (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Самый внимательный».

Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком [п].

Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки!

Упражнение на развитие навыка переключения внимания.

Работа с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв. «Все буквы а подчеркнуть, а буквы о зачеркнуть».

Упражнение на развитие распределения внимания.

           Выполнение двух разноплановых заданий. Например,  чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу.

                "Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

            Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

            Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

            Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

"Слушай хлопки" (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

            Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

"Съедобное — несъедобное", "Черное с белым не носить", "да" и "нет" не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

"Запрещенное движение" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

 

             Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание по теме: «Как помочь ребенку стать внимательным»

Слайд 2

Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий? Да чел. Трудно ответить чел. Нет чел.

Слайд 3

Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым? Да чел. (из них 1 не всегда) Трудно ответить чел.(из них 1 по-разному) Нет чел.

Слайд 4

Хотелось бы вам, чтобы ваш ребёнок был внимательным? Да чел. Трудно сказать чел. Нет чел.

Слайд 5

Что Вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? Занимаемся чел.(игры, беседы, создание условий при выполнении д / з) Затрудняемся ответить чел. Без ответа чел.

Слайд 6

Свойства внимания объем концентрация переключа- емость устойчивость распределение

Слайд 7

Переключаемость внимания Сознательный перенос внимания с одного объекта на другой

Слайд 8

Концентрация внимания Выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

Слайд 9

Устойчивость внимания Продолжитель-ность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте

Слайд 10

Распределение внимания Способность одновременно выполнять несколько действий

Слайд 11

Объем внимания Количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей.

Слайд 12

Проявления недостатка внимания Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это. Легко отвлекается на посторонние стимулы. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии) На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.

Слайд 13

При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому. Не может играть тихо, спокойно. Болтливый.

Слайд 14

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. 13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.) 14. Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Слайд 15

Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы: признаки гиперактивности (1,2,9,10) невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13) импульсивности (4,5,11,14)

Слайд 16

Вторичные нарушения Слабая успеваемость Затруднения в общении с другими детьми Сложные отношения в семье

Слайд 17

Причины: Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция), Асфиксия новорождённого. Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер. Особенности центральной нервной системы. Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания). Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).



 

Комментарии

Абрамова Мария Сергеевна

Спасибо!