Учитель, родитель, ученик: учимся читать вместе
консультация (1 класс) на тему

Черникова Ольга Владимировна

Методические рекомендации для обучения детей чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_roditel_uchenik_-_uchimsya_chitat_vmeste.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Черникова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ «ООШ №8»,

Набережных Елена Анатольевна,

учитель начальных классов МБОУ «ООШ №8»,

г. Старый Оскол, Белгородская область

УЧИТЕЛЬ, РОДИТЕЛЬ, РЕБЁНОК: УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВМЕСТЕ

Программа общеобразовательной школы рассчитана на то, что ребёнок к концу первого класса должен бегло читать. Имеются определённые установки по выразительности чтения, правильности и т.д.

Затруднения в усвоении навыка чтения состоят в том, что ребёнок не может правильно соотнести букву и звук и поэтому не может читать текст. Задача родителей и учителей – помочь таким ученикам в освоении навыка чтения.

Обычно затруднения в приобретении навыка чтения испытывают дети, которые поздно начали говорить. Первые подозрения о трудности усвоения навыка чтения могут возникнуть, когда родители пытаются научить ребёнка читать. Выясняется, что он путает некоторые буквы, никак не может их запомнить, и процесс обучения чтению задерживается. Это нередко раздражает родителей, они ругают ребёнка, наказывают его, заставляют подолгу учить буквы. Такое отношение вызывает у ребёнка стремление избежать занятий. Некоторые дети активно протестуют и не хотят брать в руки книгу, другие пассивно подчиняются требованиям родителей и, испытывая явные затруднения в приобретении навыка чтения, начинают плакать, отказываются смотреть в книгу, становятся беспокойными. В этом случае взрослым необходимо задуматься, в чём же причина нежелания учиться читать, и обратиться за советом к логопеду.

Выработка навыков чтения зависит также от степени развития речи ребёнка и правильности произношения. При речевых нарушениях дети хорошо понимают речь окружающих, самостоятельно говорят распространёнными фразами, однако неправильно произносят некоторые звуки, нарушают грамматический строй речи, неправильно используют местоимения, падежные окончания, глагольные формы. К сожалению, бывают случаи, когда к началу обучения в школе речевой дефект у ребёнка не устранён, хотя дефекты речи с успехом корректируются в дошкольном возрасте на логопедических занятиях. Причины тому могут быть разные: либо родители не обращают внимания на несовершенство речи, считают, что ребёнок говорит, и всё можно понять, а со временем «выговорится»; либо из-за невнимания к ребёнку.

Придя в школу с несовершенной речью, первоклассник не сможет успешно учиться: ему трудно овладевать чтением, письмом, и даже математикой. Ведь для того, чтобы решить задачу, её нужно прочесть и понять смысл. Ученик путает буквы, не соотносит их со звуками, письмо под диктовку затруднено. В этом случае родителям придётся навёрстывать упущенное и с удвоенным вниманием заниматься с ребёнком. Нельзя забывать и о том, что такой ребёнок может испытывать дискомфорт и страдать из-за насмешек одноклассников.

Хотелось бы привести следующий пример.

Родители девочки восьми лет обратились к психиатру с тем, что она плохо учится. Учительница в характеристике указала, что девочка плохо читает, путает при чтении буквы, переставляет слоги, читает по слогам, при чтении соединяет слог первого слова с началом второго, то есть не делает пауз между словами. Сама ученица говорила, что читать ей  очень трудно. Решение задачи зависело от того, кто прочтёт условие: она или мама. Если мама, то она тут же её решала. Самостоятельно же читала с трудом и не всегда улавливала смысл задачи. На письме путала те же буквы, что и при чтении. За домашние работы она получала четвёрки и пятёрки, а классные отметки колебались в зависимости от того, диктовала ли условие задачи учительница или его нужно было прочесть в учебнике.

В результате обследования девочку направили на занятия с логопедом. Эти занятия на протяжении полугодия дали положительные результаты. Девочка стала успевать на «3», а затем и на «4». В последующие годы трудности в обучении проявлялись только при волнении ребёнка.

А стоило маме вовремя обратить внимание на речь дочери, как уже к обучению в школе были бы исправлены все недостатки. Родители не столкнулись бы с массой проблем.

Но помимо всего этого причинами плохого усвоения навыка чтения могут быть повторные, истощающие организм ребёнка и его нервную систему заболевания, плохая память, неумение заставить себя потрудиться.

В этих случаях нужно поучить с ребёнком буквы и показать, как сливать их в слоги. А затем предложить ему самому найти выученные буквы в словах и слогах. Повторяя за взрослым, ребёнок запоминает буквы, то есть он способен к усвоению навыка чтения.

Родители должны тесно сотрудничать с учителем, рассказывать о своих успехах, интересоваться тем, как учитель обучает детей чтению, чтобы дома продолжать этот процесс.

Необходимо постоянно уделять внимание развитию речи своих детей; следить за правильностью произношения; поправлять ребёнка, если он неверно ставит ударение в слове, произносит окончание; расширять его словарный запас, беседуя с ним на любую тему.

При дефектах речи обязательно нужно своевременно обратиться к логопеду.

Приобщать ребёнка к чтению необходимо доброжелательно, а не насильно. Следует вырабатывать у ребёнка потребность и желание читать. Для этого нужно предлагать ему интересующие его книги. Пусть читает то, что ему нравится. Не нужно настаивать, чтобы он читал только вслух. Полезно ежедневно читать вслух несколько минут для выработки темпа и закрепления навыка чтения.

Хорошо поиграть во время чтения. Для этого родителям необходимо читать вслух по очереди с ребёнком, по ролям, подбирать к рисункам в тексте строки из произведения. Обязательно нужно поощрять успехи ребёнка и убеждать его, что трудность в овладении навыком чтения можно и нужно преодолеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читаем вместе с детьми. Советы родителям.

Не секрет, что стойкий интерес к чтению формируется в семье. Доказано, что чем раньше начинаешь учить ребёнка читать, тем лучше будет результат. Роль книги в жизни детей огромен! Хорошая книга и воспи...

Правила общения "Учитель - Родитель - Ученик"

Эта презентация поможет начинающему учителю при общении с родителями и учениками....

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В КАНИКУЛЯРНЫЕ ДНИ

Уважаемые родители!  На летних каникулах рекомендую к чтению два варианта. Можно купить книгу «Чтение на лето. Переходим во 2-й класс, в 3-й класс, в 4-й класс», Cерия: Для школьников и учен...

Совместные уроки (учитель + родители + ученик)

Краткий анализ совместных уроков с родителями....

Мастер - класс для родителей "Читаем вместе с любовью к учёбе"

Мастер - класс для родителей "Читаем вместе с любовью к учёбе"  к выступлению  "Инновационные способы взаимодействия школы и семьи" на заседании кафедры начального образо...

Проект "Читаем вместе" для совместной работы логопеда и родителей

В логопедической работе необходима совместная работа учителя - логопеда, родителей и школьников. Для этого был создан данный проект....