Родительское собрание №1 в 1 классе "Что такое ФГОС ?"
презентация к уроку (1 класс) на тему
Методическая разработка включает в себя:
Презентация родительского собрания № 1 в 1 классе по теме: "Что такое ФГОС ?"
Конспект для выступления " Что такое ФГОС ?"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС НОО – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373.
Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)». Общеобразовательные учреждения наряду со специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями должны создавать условия для получения начального общего образования детьми с ОВЗ.
ФГОС включает в себя требования : к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Планируемые результаты достижений обучающегося : три основные группы ЛИЧНОСТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальн.); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- Символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Портрет выпускника начальной школы любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Предметные области освоения основной образовательной программы начального общего образования
«Русский язык» «Литературное чтение» «Математика» «Окружающий мир» «Искусство» «Музыка» «Технология» «Физическая культура» «Информатика» «Английский язык»
Внеурочная деятельность ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Родительское собрание №1
Тема: «Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в первых классах»
Цель:
Формирование родительской компетентности в области новых образовательных стандартов.
Задачи:
- Информировать родителей об изменениях в содержании образования и сущности стандартов нового поколения.
- Ознакомить с особенностями реализации нового содержания образования в условиях школы.
- Информировать родителей об используемых педагогических технологиях и УМК.
Подготовка к собранию:
1. Презентация по основным вопросам ФГОС. (Приложение 1.)
2. Подготовка памяток для родителей: по ключевым вопросам внедрения ФГОС в первых классах, основным технологиям и особенностям выбранного школой УМК; по адаптации первоклассников.
4.Бейджи для родителей.
Ход собрания:
1.Знакомство с родителями.
2. Презентация по внедрению ФГОС в первых классах.(30 минут)
Материалы для выступления учителя по презентации ФГОС.
В 2011-2012 учебном году в первых классах г. Москвы началась работа по внедрению Федерального государственного стандарта начального общего образования. Новый стандарт - это документ, который регулирует взаимоотношения основных участников образовательного процесса и все стороны деятельности системы общего образования. Государство отвечает за единство образовательного пространства и за единые требования к результатам образования, регион – за материально-техническое обеспечение (в том числе учебники, доступ в Интернет и т.д.), школа – за реализацию образовательных программ.
Стандарт включает в себя три группы требований:
- требования к структуре образовательных программ;
- требования к условиям реализации образовательных программ;
- требования к результатам их освоения. (Слайды 1-4)
Результаты освоения образовательной программы планируются следующие (слайд 5):
Личностные (Система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам)
Метапредметные (Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе всех учебных предметов.)
Предметные (Знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета)
В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его осваивать новые знания и новые виды деятельности. Поэтому на уроках основное внимание будет уделяться развитию различных видов деятельности ребенка, выполнению проектных, исследовательских работ. В учебные планы, уже с первого класса, включается один час в неделю на выполнение детьми индивидуального проекта.
(Учитель приводит примеры из плана проектной деятельности для первоклассников)
В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
В результате изучения всех предметов в начальной школе выпускники приобретут также первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Достижения детей в результате обучения в начальной школе отражены в портрете выпускника (слайд 6).
В стандарте перечислены предметные области (слайд 7-8).
В образовательный процесс вводятся новые развивающие технологии, деятельностный подход.
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Деятельность на уроке организована так, что требует от него активности, размышлений, поиска. Задания в учебниках представляются в виде исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т.п.
В соответствии с задачами обучения разработаны новые учебно-методические комплекты (УМК).
Обучение в нашей школе будет проходить по образовательной системе… ( Учитель представляет УМК школы).
(Предлагает посмотреть учебники детей по одному из предметов) Давайте посмотрим учебники и попробуем выполнить задание, как его будут выполнять Ваши дети. (Родители выполняют задание)
А теперь давайте сравним это задание с аналогичным заданием в старом учебнике. Предлагает родителям самим объяснить разницу в выполнении задания. (Предмет и задания выбираются учителем)
Во вторую половину дня Ваши дети будут заниматься разного рода внеурочной деятельностью: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
В образовательной программе нашей школы выделены следующие направления и виды внеурочной деятельности: (Представление видов внеурочной деятельности ОУ в таблице Слайд 9).
Во внеурочное время в группы могут объединяться дети из разных классов.
В этой деятельности Вашим детям и нам всегда будет приятно видеть вас рядом!
3. Ответы на вопросы родителей по введению новых ФГОС.
Материал к родительскому собранию № 1:
6 октября 2009 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Попробуем кратко объяснить, что такое новый образовательный стандарт, зачем и по каким причинам он был принят, и с помощью чего он будет реализовываться.
- По каким причинам и для чего был принят Стандарт.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей.
1. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе — несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться уже на первой ступени обучения, система образования должна в полной мере использовать новые возможности — информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.
Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.
3. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе.
Результат этого — трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.
4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию навыков общения, эмоциональной отзывчивости, толерантности (терпимости) и др.
5. Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.
- Что такое новый образовательный стандарт.
ФГОС-2010 – это целый пакет документов, включающий в себя несколько программ, которые до этого относились к внеклассной работе: программа внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного воспитания, программа здоровья. В то же время в Стандарте появилось и новое, то, чего раньше не было совсем: программа универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения учебных программ, система и модели оценочной деятельности.
Так уж повелось в российской школе, что главное внимание в триаде «знания – умения – навыки» всегда уделялось знаниям, поэтому стандарт воспринимался, прежде всего, как перечень знаний, которые должны были освоить ученики. Такому стандарту соответствовали тексты большинства учебников, в которых содержались все необходимые для запоминания знания. Закрепление уместно было выполнять с помощью репродуктивных заданий, а контроль – с помощью простых тестов, проверяющих фактические знания. Поэтому наши школьники и занимали последние позиции в рейтинге международных исследований уровня образования (PISA).
Количество информации в мире каждое десятилетие удваивается. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться.
В связи с этим на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов (а не просто Знаний, Умений, Навыков, как было раньше). К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
- метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор Личностные результаты | Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Регулятивные универсальные учебные действия | Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Познавательные УУД | Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми Коммуникативные УУД |
- предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету.
III. С помощью чего Стандарт будет реализовываться.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации деятельности школьников. Поэтому в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает опору на современные образовательные технологии деятельностного типа, которые применяются на всех уроках, начиная с предшкольной подготовки:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Чем же эти технологии отличаются от традиционных?
Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Учитель сообщает тему урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Объяснение нового материала - тоже дело учителя, что не гарантирует понимания материала большинством класса. Дело ученика – рассказать, что он выучил, и получить отметку. У кого лучше память (зрительная или слуховая), тот лучше и расскажет.
Напротив, современные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения и технология оценивания - позволяют учащимся самостоятельно открывать знания.
Покажем, как это происходит.
Так, например, в соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью вступительной статьи к учебнику, а также специального методического аппарата. В качестве важнейшего элемента деятельности выступает выполнение продуктивных заданий, готовые варианты выполнения которых не могут быть найдены в учебнике, а должны быть получены в результате умственных действий по анализу и синтезу информации из учебника.
Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому извлечение нужной информации из иллюстрации или текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Вот почему Образовательная система «Школа 2100» придает работе с информацией ведущее значение.
Обучение работы с текстом становится важнейшим умением первоклассника, на фундаменте которого строится весь дальнейший процесс образования в школе. За период обучения грамоте дети проходят весь курс русского языка. Букварь и Прописи – это фактически мини-учебник русского языка. За это время дети наблюдают за явлениями, особенностями русского языка, но не используют при этом никакой терминологии, лишь учатся замечать. Уже в Букваре начинается работа с текстом в рамках технологии продуктивного чтения. Это даёт возможность подготовить первоклассников к работе с текстами на разных предметах. Начинается эта работа именно на уроках обучения грамоте. Поскольку дети в 1-м классе еще не владеют навыком чтения, то на первых порах важнейшую роль в восприятии информации играют чтение и анализ иллюстрации.
Технология продуктивного чтения (возможна при работе с любым текстом на любом уроке):
1. Работа с текстом до чтения.
Прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации.
2. Работа с текстом во время чтения
Использование приемов понимания текста.
3. Работа с текстом после чтения.
Возвращение к имени автора, названию, иллюстрации.
Творческое задание.
Обобщающая беседа.
Одна из основных идей, которую разделяют все авторы Образовательной системы «Школа 2100» состоит в том, что цели и задачи обучения должны знать не только взрослые (и прежде всего учителя), но и сами дети. Вот почему авторы включают таблицу требований с основными умениями в дневники и предлагают самим школьникам учиться себя оценивать.
Основные задачи новой технологии (технологии оценивания):
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Таким образом, сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В результате обучения главными достижениями ребёнка младшего школьного возраста являются не скорость чтения или умение без ошибок писать под диктовку, но: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Что такое агрессия? Как вести себя с агрессивным ребёнком."
Разработка родительского собрания 4 классе поможет учителям и родителям разобраться в вопросах поведения агрессивных детей, путях возникновения детской агрессии и оказать помощь детям....
"Что это такое ФГОС?" материалы для родительского собрания
Обучение учащихся по ФГОС...
Родительское собрание "Чтот такое ФГОС НОО. Требования ФГОС.
В презентации подробно описывается ФГОС и основные требования ФГОС...
Родительское собрание на тему «Что такое милосердие?»
Родительское собрание на тему «Что такое милосердие?»Цель: дать возможность родителям поразмышлять над понятием «милосердие»;познакомить с методам...
Беседа на родительском собрании на тему: "Что такое дисграфия, дислексия?"
Статья на тему: "Дисграфия. Дислексия." была использована на родительском собрании. В данной статье объясняются такие понятия, как дисграфия и дислекс...
Родительское собрание на тему "Что такое обновленный ФГОС в начальной школе?"
Родительское собрание...
Выступление на родительском собрании по теме: "Кто такой учитель-дефектолог?"
Выступление на родительском собрании учителя-дефектолога.По теме: «Кто такой учитель-дефектолог?»...
- Мне нравится (2)