Родительское собрание на тему "Что такое агрессия? Как вести себя с агрессивным ребёнком."
методическая разработка (4 класс) по теме

Гончарова Елена Витальевна

Разработка родительского собрания 4 классе поможет учителям и родителям разобраться в вопросах поведения агрессивных детей, путях возникновения детской агрессии и оказать помощь детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание.  4 класс.

Учитель начальных классов:   Гончарова Елена Витальевна

МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П.

 

Как вести себя с агрессивным ребёнком?

Причины детской агрессивности.

Дата проведения: 27 января 2012 года.

 

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

План работы:

  1. Вступительное слово.
  2. Экспресс-анкетирование.
  3. Информационный блок.
  4. Анализ педагогических ситуаций, обсуждение.
  5. Советы родителям по преодолению агрессивного поведения.
  6. Подведение итогов.

Ход родительского собрания:

(На классной доске написана тема собрания «Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности». Эпиграф к собранию

Верная указка не кулак, а ласка.

Народная мудрость.)

     - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки.  Тема нашего собрания серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

       Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши детки - младшие школьники. Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые ребята, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют их, бьют. Это агрессивные ребята, но причина такого поведения не только в них самих. Ведь агрессия – это отражение внутренних проблем ребенка, которые чаще всего возникают из-за жестокости и безучастия взрослых.

      Что такое агрессивность? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ.

     Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как фи зически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, пресле дования и др.). Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает сред ством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность.

       Агрессивность - это  устойчивая  характеристика  человека,  отражающая  его  предрасположенность  к  поведению,  целью  которого  является  причинение  вреда  окружающему,  либо  подобное  эмоциональное  состояние  (гнев,  злость).

       Истинная  агрессивность  как  прямое  стремление  причинить  окружающим  боль  и  вред – самый  редкий  вариант  развития  ребёнка  младшего  школьного  возраста.    Чаще  речь  идёт  о  так  называемой  защитной  агрессии,  которая  возникает  как  следствие  невозможности  удовлетворения  тех  или  иных  потребностей  ребёнка.    Таким  способом  ребёнок  сигнализирует  о  внутреннем  неблагополучии,  о  потребности  в  помощи  и  внимании  взрослых.

      В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия часто выражается у младших детей для достижения определенной цели (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) Враждебная агрессия проявляется уже у старших ребят, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

        Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

      Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

     В той или иной мере агрессивность свойственна всем людям. Вспомните себя: часто нас захватывают отрицательные эмоции, хочется накричать, вспылить, но, как правило, мы все-таки сдерживаем гнев. А вот наши малыши пока не умеют управлять своими чувствами.

     Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

    Со временем агрессия может закрепиться в таких чертах личности, как черствость, язвительность, вспыльчивость, поэтому необходимо организовать помощь ребенку как можно раньше.

    Чтобы определить актуальность темы сегодняшнего собрания лично для вас и вашего ребенка предлагаю ответить на вопросы экспресс – анкеты.

Ребенок за последний год:

1.Часто теряет контроль над собой.

2.Часто спорит, ругается с взрослыми.

3.Часто отказывается выполнять правила.

4.Часто специально раздражает людей.

5.Часто винит других в своих ошибках.

6.Часто сердится, отказывается сделать что-либо.

7.Часто завистлив, мстителен.

8.Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

     Если вы отметили хотя бы четыре признака, то ребенок агрессивен. Думаю, что в той или иной степени это касается каждого ребенка.

Как вы видите из вопросов экспресс – анкеты, агрессия может проявляться не только драками. Давайте разберемся, как может проявляться агрессия.

     Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей:

1. Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).

2. Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).

3. Агрессия проявляется в играх ребенка.

4. Агрессия по отношению к животным.

5. Редко, но встречается такая форма, как аутоагрессия - причинение вреда самому себе.

     Рассмотрим причины проявлений этих видов агрессии.

1. Ваш ребенок агрессивен в своих выска зываниях.  Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из чле нов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. Уже стали привычными и не шокируют взрослых телезрителей «крепкие» выражения в современных теле- и радиопередачах, в книгах, газетах, журналах. Чего только стоят высказывания ведущих канала «Муз-ТВ» (который, кстати, пользуется большой популярностью у молодого поколения). А как себя ведут и высказываются чиновники высших эшелонов власти и депутаты?!

       У ребёнка закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы.

      Почему же плохие выражения за крепляются в  речи детей? Что ребят в них так привлекает? Для них ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Умение вставить в свою речь крепкое словечко, явля ется одним из признаков взрослости. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрос лым», независимым человеком.

     Наверное, в этом слу чае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцен тирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании, в которой через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки.

     Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприлич ных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка.

     Итак, каковы же советы психологов, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

  1. Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
  2. Следите сами за собственной речью.
  3. Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяс нить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настоль ко отвратительно, что вы не можете произнести это вслух.
  4. Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.
  5. Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не уда лось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

    Если подытожить сказанное, родителям не стоит застывать в шоке, услышав от ребенка неприличные слова, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существова нии и значении этих слов, но мне они не нравятся». Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, ос корбляют и унижают человека.

2. Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры

    С помощью игр ребенок обучается, познает мир, общается, преодолевает свои страхи, применяет новые навыки. Внимательный взрослый может наблюдать за игрой детей и узнавать многое об их развитии, настроении, психических особенностях, проблемах. Также взрослый может играть вместе с ребенком и в процессе обучать его или развивать определенные навыки (развивающие игры), а еще с помощью игр можно бороться со страхами, преодолевать тревожность и неуверенность, учить общаться (коррекционные игры). 
   Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уве ренностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети pacтyт с другими идеалами. Это свя зано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

    Рассмотрим пример из книги Татьяны Ломтевой “Большие игры маленьких детей”.
Два первоклассника, Володя и Паша, играют фигурками роботов. Сначала они делают вид, что стреляют друг в друга издалека, затем приближают роботов друг к другу и переходят в рукопашную (сталкивают игрушки, издают соответствующие звуки). Через некоторое время, увлекшись боем, они откладывают роботов в сторону и сами начинают бой (в ход идут руки и ноги мальчиков). Сначала они регулируют движения, но постепенно такая игра перерастает в настоящую драку – дети колотят друг друга на полу. 

     Эта игра не развивается внутренне. Возбуждение возрастает, насилие осуществляется просто ради насилия. Первоначальная агрессия ведет за собой еще большую агрессию. Игры такого плана должны стать причиной для беспокойства родителей. Взрослый может помочь, попытавшись развить сюжет этой игры.

3. Часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей

    Физическая агрессия по отношению к окру жающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

·    желание самоутвердиться;

·    защита;

·    от безысходности;

·    от несдержанности.

      Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант - показатель не умения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избало ванности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выра жать их более приемлемым способом.  Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональ ной деятельности. 

     Еще одной причиной асоциального поведения у ребенка могут быть ссоры между родителями, свидетелем которых он является очень часто. Чрезвычайно суровая или, наоборот, слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, равнодушие к детям также могут стать причиной агрес сивного поведения ребенка.

        Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отно шению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребен ку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Какие же рекомендации психологи дают родителям? 

  1. Взрослым необходимо быть последовательными в своих дей ствиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявля ют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог полу чить либо наказание, либо равнодушную реакцию.
  2. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.
  3. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной  появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
  4. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных послед ствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими.

4. Еще одна разновидность детской агрессии - это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских опытов» над животными может лежать обычное любо пытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т. п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страда ния. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

   Жестокость школьников постарше уже не является простым любопытством. Она, как правило, свидетельствует именно об аг рессивности. Но и в этом случае причиной агрессии, скорее всего, бывают домашние конфликты, неудовлетворенность, проблемы с общением. Например, если ребенка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домаш них животных.

    Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным.  Впоследствии это может развиться в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.

           

Вот каковы рекомендации психологов по этой проблеме:

  1. Наблюдайте за играми ребенка. Если вы заметили, что в ходе них ребенок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
  2. Обсуждайте с ребенком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.
  3. Если ребенок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь, даже если заняты. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте особое внимание на те сюжеты сновидений, которые из раза в раз повторяются.
  4. Приучите ребенка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ребенка.
  1. Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребенка - он будет копировать ваше поведение и слова в общении, как с животными, так и людьми. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше ее зародится в душе сына или дочки. Тогда, не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам (в данном случае родителям), дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого.
  2. Не пытайтесь исправить асоциальное поведение ребенка бесконечными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, Заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

     В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Еще в исследованиях 70-х гг. психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

     Выскажите своё мнение, уважаемые родители, по этой проблеме. (Ответы родителей: организовать контроль за просмотром телепередач, самим быть внимательнее при выборе программ, если ребенок находится перед телевизором.)

     Что же делать нам, взрослым, столкнувшись с проявлениями детской агрессии? Зачастую это вызывает у нас недоумение и растерянность. Обычно первое, что делают взрослые, наказывают ребенка. А оказывается, напрасно. Просто ребенок, столкнувшись с неразрешимой для него проблемой, не знает как правильно себя вести.

     А нам, взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Я предлагаю вам следующие советы психологов:

  1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: “если ты себя так будешь вести, то мама с папой тебя больше любить не будут!” Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребёнка в целом.

  1. Если ребенок просит поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь от ребёнка, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: “Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Сынок (дочка), мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один (одна)”. И еще один важный момент – не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

  1. Как я уже упоминала, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

  1. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим “ужасным” поведением. Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.
  1. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.
  2. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что “у их детей от них не должно быть никаких секретов”. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

  1. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

  1. Если вы видите, как ваш ребенок ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Постарайтесь утешить, успокоить обиженного ребенка. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

  1. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, “мы никого не бьем, и нас никто не бьет”.

  1. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: “Мне нравится, как ты поступил”. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: “Хороший мальчик” или: “Хорошая девочка”. Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: “Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним”. Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

  1. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и взрослых). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

  1. Нужно постараться исключить ситуации, провоцирующие негативное       поведение ребенка.

  1. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

  1. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную “сердитую подушку” для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

    Давайте вместе на основе изложенного материала разберем несколько ситуаций и придумаем оптимальные варианты решения:

  1. Родитель резко подавляет ребенка: “Прекрати! Не смей так делать!” Шлепает и ставит в угол.
  2. Родитель делает вид, что не замечает агрессивного поведения ребенка и ребенок продолжает действовать агрессивно.
  3. Родитель “переключает” ребенка на игру, способствующую разрядке негативных эмоций. После того, как ребенок успокоился, объясняет, почему так вести себя неправильно.

Давайте порассуждаем, какой вариант реакции взрослого на неправильное поведение ребенка был бы наиболее оптимальным.

В первом случае, несмотря на то, что ребенок в данный момент прекратил свои “преступные” действия, он обязательно выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте или в другое время.

Во втором случае ребенок решает, что действует правильно и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

И только в третьем случае ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

     Учитывая всё вышесказанное, хочется дать Вам, уважаемые родители, несколько методических рекомендаций.

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающее его общество.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).

2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

3. При общении с ребенком необходимо использовать «Я-послания» . Преимущества Я-посланий очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребенка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар». Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях.

Я-послания

  1. Я думаю, что...
  2. Я недоволен тем, что...
  3. Мне не нравится, что...
  4. Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку.
  5. Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

Ты-послания  наоборот, действуют угрожающе и загоняют ребёнка в угол:

  1. Ты поступил плохо.
  2. Ты не смеешь.
  3. Ты не должен.
  4. Почему ты получил двойку.
  5. Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан.

   Родители, которые активно слушают своих детей, замечают, что активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами, переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств. Активное слушание побуждает активно думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, как отмечают психологи, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях.

4. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

   Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.

   Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

5. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.

     Хочу предложить ещё несколько методик, которые помогают взрослым погасить вспышки гнева:

  1. Стоп-слова. Когда вы почувствуете, что сейчас достигнете точки кипения, мысленно скажите себе “СТОП!”, лучше даже крикнуть “СТООООП!” Можете использовать любое слово, главное, чтобы оно остановило вас от немедленной реакции. После этого подождите хотя бы 10 секунд. За это время вы сможете успокоиться еще больше и принять решение по сложившейся ситуации.
  2. Сделайте серию глубоких вдохов. Это поможет восстановить дыхание и ритмичность работы сердца. “Выпустить пар”, говоря простым языком.
  3. Используйте юмор. Представьте объект раздражения в смешном виде (в смешной одежде, карикатурном образе и т.д.) Это вызовет улыбку и немедленно избавит от чувства гнева.

«Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
  5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
  7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
  10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.

Давайте подведем итоги и вынесем решения сегодняшней встречи:

  1. Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
  2. Делать установку на положительные эмоции.
  3. Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.
  4. Обсудить с членами семьи необходимость контроля за выбором телепередач для просмотра детьми.
  5. При обсуждении детских конфликтов дома учить ребенка анализировать и свое поведение.
  6. Быть активными участниками всех школьных и классных мероприятий.

Уважаемые родители!

      Спасибо, что нашли возможность побывать сегодня на очередном родительском собрании и принимали активное участие в обсуждении темы. Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали новое, что поможет вам строить добрые отношения в своей семье. А для преодоления детской агрессивности в своем педагогическом арсенале Вы должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

Здоровья и удачи вам и вашим детям! Терпения и семейного благополучия!

Используемая литература:

  1. Стюхина Г.А. Материалы курса «Психологические особенности и механизмы развития ребёнка младшего школьного возраста»: лекции 5-8.-М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2010.
  2. Родительские собрания: 4 класс/ Авт.-сост. И. Ф. Яценко.-М.:ВАКО,2008.
  3. Берковец  Л.  «Агрессия : причины,  последствия  и  контроль».-   Прайм-ЕВРОЗНАК-2001г.
  4. Фурманов  И. А. «Детская  агрессивность:  психодиагностика  и  коррекция».  – Мн.- Ильин В.П.,1996г.
  5. Ломтева Т. «Большие игры маленьких детей» .- М.: Дрофа – плюс, 2005 г.

                     

Самоанализ  проведённого  родительского  собрания.

        Тема  родительского  собрания : « Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?  Причины  детской  агрессивности». 

Родительское  собрание  проведено  в    положенные сроки.    

             

Целью  родительского  собрания  было:

  1. исследование  причины  агрессивности  детей;  
  2. помощь  родителям  в  поиске  путей  преодоления   агрессивного  поведения  ребёнка;  
  3. мотивировать  у  родителей  желание  по-новому  строить  взаимоотношения  в  своих  семьях.

          Собрание строилось  по предложенному плану.

         В  ходе  собрания  была  установлена  дружеская  атмосфера.

         Многих  родителей  заинтересовала  предложенная  тема. Было проведено экспресс-анкетирование, в результате которого родители смогли увидеть, чей ребёнок проявляет признаки агрессии. Родителями было  задано  много  вопросов  по  поводу  агрессивного  поведения  детей.  На основе изложенного материала было разобрано несколько ситуаций и, в ходе дискуссии,  придуманы оптимальные варианты решения. Родители  с  пониманием  отнеслись  к  затронутой  теме.    

         Большинство  родителей  согласились с тем,  что  очень  многое  в  воспитании  зависит  от обстановки,  которая  царит  у  них  в  семье. Обстановка должна быть  тёплой,  дружеской, строиться на полном взаимопонимании, терпении, доброте, ласке и любви.

       Были  обсуждены  дальнейшие  действия  по  решению  данной  проблемы.  Мне,  как  педагогу,  важно  было  на  данном  этапе   показать  родителям  необходимость  изменений  в  них  самих  для  того,  чтобы  произошли  изменения  в  поведении  ребёнка. Родители внимательно выслушали рекомендации психологов и получили методические рекомендации и золотые правила воспитания (распечатки были  подготовлены для каждого родителя).

     В  целом,  я  считаю,  родительское  собрание  на  такую  актуальную  тему,  как «Как  вести  себя  с  агрессивным  ребёнком?  Причины  детской  агрессивности.»  прошло  успешно.  Я  нашла  полное  взаимопонимание  в  лице  присутствующих  родителей. Вместе мы подвели итог нашего собрания и вынесли решение нашей встречи.

    Поставленные  мною  цели   считаю  выполненными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."

- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"

На собрании обсуждаются  с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...

Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"

Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....

Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "

Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...

План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".

 Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах  у...

Как вести себя с агрессивным ребёнком. Советы психолога.

Как вести себя с агрессивным ребенком. Советы психолога...