Как делать уроки с ребенком? Советы психолога
консультация (2, 3, 4 класс) по теме

Ерицьян Елена Владимировна

Стоит ли помогать ребёнку или лучше, если он сделат уроки сам?

Если подготовка домашнего задания отнимает у вас время и нервы, а попытки заставить ребенка заниматься уроками превращаются в скандал, вы можете попробовать новые подходы к выполнению домашней работы, которые помогут облегчить этот процесс для родителей и сделать его действительно полезным для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_delat_uroki_rekomendatsii.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

Как делать уроки с ребенком? http://s7ust-ilimsk.ucoz.ru/_nw/1/46080357.png

Если подготовка домашнего задания отнимает у вас время и нервы, а попытки заставить ребенка заниматься уроками превращаются в скандал, вы можете попробовать новые подходы к выполнению домашней работы, которые помогут облегчить этот процесс для родителей и сделать его действительно полезным для ребенка. 

Распространенные ошибки родителей :

  • В первую очередь, забудьте формулировку «заставлять»: такой подход только отбивает у детей желание учиться, уроки воспринимаются ими как повинность. Учеба «из-под палки» никогда не научит ребенка самостоятельности и ответственности при выполнении домашнего задания, а только вызовет отвращение к процессу и желание избежать занятий любыми способами.
  • Не превращайте домашнее задание в наказание. «Если ошибешься или напишешь неаккуратно – будешь переписывать снова и снова, пока не будет красиво!» Такой подход не воспитает аккуратность и грамотность, а только убьет мотивацию: «Зачем мне что-то делать, если все равно будет плохо и придется переделывать?». Приучайте ребенка пользоваться черновиком, но помните: иногда лучше просто исправить одну ошибку, чем заставлять переписывать весь текст.
  • Не надо осуждать ребёнка за ошибки, а тем более, ругаться и повышать в голос. Будьте терпеливее, ошибки – это нормальная часть процесса обучения :«Не ошибается тот, кто ничего не делает». Всегда поддерживайте ребенка, побеседуйте с ним о причинах ошибки, возможно, он просто где-то недопонял материал. Объясните тему или покажите, где ребенок может найти справочный материал и проверить себя (например, толковый или орфографический словарь). Хвалите ребенка и объективно критикуйте выполненное задание.

Стоит ли помогать ребенку с домашним заданием? 

Часто родители задают вопрос: «Стоит ли мне помогать ребенку с домашним заданием? Не помешает ли это ему стать самостоятельным?».  

Ученикам младших классов ваша помощь необходима. Ребенок не сможет сделать уроки, если не научить его основным правилам выполнения домашнего задания. В дальнейшем, когда убедитесь, что эти правила усвоены, позвольте ему самостоятельно выполнять задания. Объясните, что при возникновении затруднения, вы всегда готовы помочь и к вам можно обратиться. Важно, чтобы инициатива в этом случае исходила от самого ребенка. 

Обязательно поощряйте самостоятельность ребенка. Ребенок сам сел за уроки? Сделал математику без вашей помощи? Начал учить стихотворение? Это явно заслуживает похвалы. 

Другим камнем преткновения для родителей становится проверка домашнего задания. Проверять, безусловно, надо. Самостоятельность – это замечательно, но пока не убедитесь, что ребенок дорожит вашим доверием и ответственно выполняет все домашние задания, контролировать его необходимо. Все дети разные, кто-то будет мучиться совестью, если не сделает уроки, а кому-то интересно получить за это небольшое вознаграждение вроде лакомства или лишних получаса игры на компьютере. 

Основные правила: 

  1. Рабочее место ребёнка должно быть организовано. Никаких шумящих на фоне телевизоров и домочадцев — ничто не должно отвлекать от выполнения домашнего задания. Объясните ребенку, что этот стол и стул — рабочее место, которое должно провоцировать соответствующий настрой, там не должно быть посторонних предметов и игрушек.
  2. Выберите время. Спросите у ребенка, во сколько бы ему самому хотелось садиться за уроки (естественно, с условием, что, например, к 9 вечера все задания должны быть выполнены). Когда ребенок назначил время, ему сложнее увиливать от собственного решения. Пусть ребенок учиться планировать время досуга и занятий самостоятельно.
  3. Определитесь с порядком выполнения заданий. Тут все индивидуально: одним детям удобнее начинать с наиболее трудных заданий и заканчивать легкими, другим — наоборот. То же касается выполнения устных и письменных заданий – например, сперва ребенок решает математику, а потом читает литературу, что станет своеобразным отдыхом для его утомленных извилин.
  4. Научите ребенка основам тайм-менеджмента. Умение планировать и управлять своим временем – важный навык, который пригодится не только в дальнейшей учебе, но и в жизни. Покажите ребенку, как можно организовать подготовку домашнего задания, составьте вместе красочный, но понятный план его текущих задач и отведенного на них времени. Выполнив задачу, подросток будет отмечать её в плане и видеть свой прогресс, а так же то, как долго он ею занимался. Объясните разницу между первостепенными и второстепенными задачами (например решить математику на завтра важнее, чем написать русский на послезавтра, поэтому начать лучше с математики).
  5. Попробуйте необычную методику. Есть интересная стратегия, называемая «техника Помодоро», которой посвящены статьи и мобильные приложения. Она основана на концепции, что наиболее продуктивными и сконцентрированными люди могут быть не больше 20-25 минут, после чего внимание становится рассеянным и его поддержание требует больших усилий. Техника заключается в том, что на протяжении 20-25 минут ребенок занимается заданием, ни на что не отвлекаясь, а по истечению этого срока делает перерыв в одну минуту, после чего снова приступает к занятиям. Каждый отрезок рабочего времени именуется «помидоркой», раз в четыре помидорки следует сделать более продолжительный перерыв (15-30 минут), а затем снова приступать к занятиям. Параллельно вы ведете список заданий и учитываете, сколько отрезков времени необходимо вам на их выполнение, завершенные задачи следует вычеркивать. Родители могут придумать маленькие вознаграждения «за успешные 4 помидорки», что увеличит мотивацию и продуктивность ребенка.

Выполнение домашнего задания – сложный, но необходимый процесс как для детей, так и для родителей. Будьте терпеливы и чутки к своему ребенку, ведь вы его первая опора и помощь на непростом пути покорения науки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Советы психолога родителям будущих первоклассников"

Если ребёнок настроен против школы, если он спрашивает: "Зачем ходить в школу?"... Как правильно построить общение с ребёнком?...

советы психолога

Советы психолога родителям первоклассников...

Советы психологов и педагогов родителям о воспитании ребёнка, как правильно делать домашнее задание, о привитии ребёнку любви к чтению. (из моей копилки)

Как воспитать личность , как выучить стихотворение, как решать задачу, как научить ребёнка делать уроки за отведённое время самостоятельно, как привить любовь к чтению с малолетства. Ответы на эти воп...

Советы родителям. Как научить самостоятельно делать уроки

Советы родителям. Как научить самостоятельно делать уроки...

Что делать если у школьника истерики, когда он делает домашние уроки? Советы психолога.

У ребенка истерики во время выполнения домашней работы? Что же делать? Советы психолога вам помогут!...

Выступление педагога-психолога на тему Как делать уроки.Школьный тайм-менеджмент

Выступление  педагога-психолога  Образцовой Г.В перед родителями учеников младшего школьного возраста на тему "Как делать уроки"....