УМК ПНШ как инструмент для работы с родителями в условиях ФГОС НОО
статья на тему

Мачалова Юлия Владимировна

В статье анализируются возможности УМК ПНШ для работы с родителями младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

УМК ПНШ как инструмент для работы с родителями в условиях ФГОС НОО

                                             Педагогика  должна стать наукой для всех –

и для  учителей, и для родителей.

В. А. Сухомлинский.

Актуальность

      В связи с переходом школы на ФГОС, существенно меняется и приоритет родителей в образовании своих детей. Существенно меняется взаимодействие «учитель - дети – родители»

     Согласно требованиям ФГОС родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

     Поступление ребенка в школу вносит много перемен не только в его жизнь, но и в жизнь всей его семьи. Родители, выбирая школу, задаются многими вопросами:

- А готов ли мой ребенок к школе?

- А будет ли ребенок успешным?

- А если мой ребенок заболеет, смогу ли я заменить учителя, чтобы он не отстал от программы?

- А смогу ли я помочь своему ребенку?

Один из часто повторяющихся вопросов от родителей: «Ребенку бывает что-то не понятно. Как ему помочь, объяснить, если я сам(а) не очень понимаю, о чем в учебниках идет речь?» 

Все эти волнения и вопросы вполне закономерны.

     Родители, когда были детьми, учились по другим учебникам. В них всегда содержались ответы на задачи, предлагались образцы решений. Нередко материал нужно было просто заучить. Современные учебники — другие, в них много творческих, развивающих заданий, многие из которых являются непривычными для родителей. Поэтому часто возникает впечатление, что предлагаемые задания, упражнения являются избыточно сложными.

      Опасения возникают и из-за обилия новых учебных программ начального общего образования. Родителю, не имеющему специального образования, трудно  понять особенности тех или иных учебных комплектов, ведь с внедрением ФГОС поменялись и требования, и содержание учебных дисциплин. А большинство родителей учились по другой программе, да и требования к учебному процессу тогда были иными.

Кроме этого, проблема заключается в том, что современные родители по-разному оценивают эффективность школьного обучения и вследствие этого весьма специфически относятся к нему. В наше время отношение школы и семьи складываются по определенным шаблонам. Они всем нам известны. Вот некоторые из них. Родители сдали детей в школу – и с рук долой, другие уверены, что знание – это товар, который можно купить в школе, как в магазине. Третьи считают, что для них школа – это источник неприятностей, поэтому родители должны тщательно контролировать учебный процесс, чтобы быть уверенным в качестве, получаемого их детьми, образования.

Решение проблемы

     УМК ПНШ отвечает на все вопросы родителей.

Во-первых:

     Это учебный комплект, представляющий собой не сумму разрозненных учебников по программным областям научных знаний, а система учебных пособий, объединенных в Единый учебник, обучающий ребенка жить в окружающем его мире.  

     Каждый урок простроен так, что находясь дома (во время болезни), ребенок может самостоятельно, участвуя в диалоге героев, изучить тему урока. Да и родителю, опираясь на диалоговую подачу, легче понять логику изложения материала.

     Вопросы, задания учебника и ответы на них, словари и справочники (а их около 20), диалоговое построение материала, ссылки на Интернет, многочисленные контрольно-проверочные материалы (часть из них дана в электронном приложении), открытая страница для учителей и родителей позволяют:

- оказывать детям помощь при подготовке домашних заданий;

- организовывать индивидуальную поддержку при подготовке к проверочной или контрольной работе;

- обеспечить семейное (домашнее) чтение и поиск дополнительной увлекательной информации на научно-популярных сайтах в Интернете;

- поддерживать у ребенка интерес к учению и обеспечивать его успех в подготовке проектов всероссийских научных клубов младших школьников «Ключ и Заря», «Мы и окружающий мир»;

- помогать при подготовке к олимпиадам, конкурсам, при выполнении различных проектов.

     Задача учителя - донести эту информацию до родителей, научить их пользоваться комплектом, проводить разъяснительную работу на классных собраниях и  индивидуальных беседах.

     Первое собрание родителей первоклассников целесообразно начинать с презентации УМК «Перспективная начальная школа», составленной методистами программы (см. ) и, в дальнейшем, очень внимательно подходить ко всем вопросам, возникающим у родителей и касающимся особенностей УМК ПНШ.

Во-вторых:

     Дневник достижений младшего школьника («Перспективная начальная школа»), который предназначен для совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Его цель — формирование личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий посредством создания условий для рефлексивной деятельности ребёнка. Это одно из пособий, с помощью которых ученик начальной школы сможет оценить свои образовательные успехи в их динамике по годам. Каждый родитель, участвующий в заполнении дневника, может эти успехи отслеживать все четыре года обучения в начальной школе.

Задача учителя - организовать  и направлять эту совместную деятельность.

В третьих:

     Интернет сайты, всероссийские онлайн-собрания родителей младших школьников (см. список литературы), организованных методистами и авторами программы. На них подробно разъясняются особенности программы «Перспективная начальная школа» и каждый родитель может получить индивидуальную методическую помощь из «первых рук».

     Задача учителя - вовремя сообщать родителям о предстоящих онлайн-собраниях и знакомить с Интернет-ресурсами.

В четвертых:

     Печатные издания, выпущенные издательством Академкнига/Учебник, «Перспективная начальная школа - родителям». На сегодняшний день издательством выпущены три сборника этой серии:

1. «Готовые решения для родителей»;

2. «Путеводитель для родителей: математика в первом классе»;

3. «У вас способный ребенок? Вы должны его поддержать!»

В этих пособиях в доступной форме авторы стараются помочь родителям правильно организовать помощь ребенку, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, рассматривают наиболее часто встречающиеся вопросы, с которыми ребенок обращается к родителям, и предлагают ответы. Рекомендации рассчитаны на 5—10 минут совместной деятельности родителя с ребенком.

     Задача учителя – знакомить родителей с вышеперечисленными изданиями, организовывать родительские конференции, круглые столы, обмен мнениями.

В заключении

     Можно сказать, что УМК «Перспективная начальная школа» является эффективным и, в настоящее время, необходимым инструментом для работы с родителями, надежным методическим помощником каждому учителю, работающему по этой программе. Надо только внимательно изучать все новинки, предлагаемые авторами и методистами комплекта, и умело ими пользоваться. С терпением и пониманием помогать родителям разбираться в требованиях и особенностях комплекта. И тогда мы получим верных и благодарных соратников в таком важном деле, как образование наших детей!

Список литературы

http://www.alfabook.org/catalog/akademkniga_uchebnik/

https://vk.com/alfabookorg

http://works.doklad.ru/view/QuHTSr2W8rI.html

https://pnh.eokom.ru

https://akademkniga.ru

Готовые решения для родителей / Р.Г. Чуракова, А.М. Соломатин, - М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Путеводитель для родителей: математика в 1 классе / Р.Г. Чуракова, Г.В.. Янычева, - М.: Академкнига/Учебник, 2015/2016.

У вас способный ребенок? Вы должны его поддержать! / Р.Г. Чуракова, А.М. Соломатин, - М.: Академкнига/Учебник, 2015/2016.


http://www.akademkniga.ru/application/images/bg-book-corner.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями в условиях ФГОС

Для того, чтобы ребенок был успешен в школе, а затем и в дальнейшей жизни, важнее всего не его коэффициент интеллекта, доход или социальный статус семьи, а то, насколько родители вовлечены в его обуче...

Работа с родителями в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы).

Процесс образования и воспитания в школе должен основываться на организации взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив – посредники, которые передают новым поколениям нравствен...

Организация работы с родителями в условиях ФГОС НОО

Данный материал поможет учителям в работе по привлечению родителей в учебно-воспитательный процесс в условиях внедрения ФГОС НОО....

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС

Доклад Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС...

Формы работы с родителями в условиях реализации обновленного ФГОС

Формы работы с родителями в условиях реализации обновленного ФГОС...

Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»

Выступление на МО классных руководителей: «Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС»...