Трудности при обучении младших школьников
консультация на тему

Храмцова Вера Викторовна

Консультация для учителей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Трудности при обучении русскому языку младших школьников»

     Исходя из практики, изучая методическую литературу, работы коллег, можно сделать вывод о том, что у учащихся младшей школы встречаются определённые трудности при овладении программой по русскому языку. В подтверждение этому в «Федеральной целевой программе «Русский язык» было отмечено, что «для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка, возникновение серьёзных трудностей при преподавании русского языка в школах»

     Что же это за процессы? Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, нужно представить, как развивается письменная речь.

      Процесс становления речи начинается ещё в дошкольном возрасте, в двух направлениях: речь внутренняя и внешняя. Внешняя делится на устную и письменную. Письменная развивается только на основе устной речи и формируется только в условиях обучения.

      Вернёмся к физиологии: процесс становления письма очень сложен. В нём участвуют четыре очень важных анализатора:

1.речедвигательный (артикуляция звуков)

2.речеслуховой (отбор нужного звука на слух)

3.зрительный (подбор графемы звука)

4.двигательный (подбор движений руки, необходимых для записи)

      Все эти сложные процессы происходят в теменной, височной, затылочной области головного мозга и формируются на 10-11 году жизни ребёнка.

      Р.Е.Левина отмечала «что правильно написанные слова не есть результат одного только изучения определённых орфографических правил. Подавляющее большинство правильных  написаний подготавливается в сознании ребёнка ещё в процессе развития устной речи. Чем активнее протекает процесс формирования речи, тем лучше ребёнок оказывается подготовленным к письму».

       Письмо начинается с мотивации, которая так же как и контроль за действием вышеуказанных анализаторов, расположена в лобных долях коры головного мозга.

       Отсюда следует вывод: для правильного письма  необходимо согласование всех анализаторов и высокая степень зрелости всех сторон речи. Ошибки при письме и в чтении могут быть обусловлены недоразвитием речи в целом: недостаточным развитием фонематического слуха, лексико- грамматического строя речи, искажённым звукопроизношением.

        Но некоторые учителя продолжают считать возникающие специфические ошибки нелепыми, объясняют их личностными качествами учащихся: невнимательностью, неумением слушать учителя, отсутствием желания учиться.

         

        Остановимся на ошибках, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия. Данное нарушение приводит к тому, что ученики не способны различать фонемы родного языка, поэтому на письме смешивают:

-звонкие, глухие согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш),тропочка-тробочка, санки-занки,окно-огно,

-мягкие, твёрдые согласные: пять-пать,сын-син,

-свистящие, шипящие звуки(С-Ш, З-Ж, Сь-Щ),сумка-шумка,

-африкаты и их составляющие (Ч-Ть, Ч-Т, С-Ц,Ч-Ш, Ц-ТС, Ч-Щ, Ч-Ц), щенки-ченки,

-соноры (М, Л, Н, Р, Й), майка-найка,

-лабиализованные гласные (О-У,Ё-Ю), мёд-мюд, музыка-мозыка,

-гласные 1 и 2 ряда, мясо-масо, музей-мюзей.

       Основными задачами при обучении учащихся с такими ошибками являются следующие:

- развитие фонематического восприятия,

- обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза,

- уточнение и сопоставление звуков речи с опорой на слуховой и зрительный анализаторы, тактильные и кинестетические ощущения,

- выделение определённых звуков на уровне слога, слова, предложения, текста.

         Для устранения ошибок, связанных нарушением фонематического восприятия предлагаем следующие виды работ (возможно использование в группах или индивидуально).

Предполагаемая ошибка: смешение б-бь, п- пь.

  1. Сравнительная характеристика звуков.
  2. Дифференциация данных звуков в слогах:

-прослушайте слоги, запишите начальные буквы в 2 строки по наличию вышеуказанных звуков,

-выделите слоги с изучаемыми звуками из слов, запишите их,

(брошка, прыгать, плутишка, братишка, обруч, плуг)

3.Дифференциация в словах:

-прослушайте слова, определите место звука в слове (парк-1, лопата-3, рыбалка-3)

-вставьте в слова пропущенные слоги ( по..жать, за..гал, ..сок, ..кашка, раз..дить)

-графические диктанты

4.Работа в предложениях:

- спиши предложения, подчеркни определённые буквы,

-выпиши из предложения словосочетания с этими буквами,

-из данных слов составь предложения:

из, бумага, Петя, змей, делать, воздушный,

- списать предложения, вставляя пропущенные буквы:   .олезно .егать .осиком.

На о.ушке леса .уря .овалила дерево.

5. Работа над текстами:

-составить рассказ по опорным словам (булка, бабушка, Бориска, печь, спасибо, пышные, Пелагея)

-изложение (текст максимально насыщен изучаемыми буквами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины трудностей в обучении младшего школьника"

Причины трудностей в обучении младшего школьника....

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ ПОЧЕМУ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ,В ЧАСТНОСТИ ВТОРОКЛАССНИКИ, ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И КАК МОЖНОИМ ПОМОЧЬ....

Типичные трудности в обучении младшего школьника

Описание типичных трудностей в обучении учащихся начальной школы. Их виды, причины, рекомендации по устранению....

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

Трудности в обучении младших школьников

Данная памятка пригодится для родительских собраний в начальной школе...