Главные вкладки

    Статья на тему:
    Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению».

    Голдырева Наталья Владимировна

    Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sobranie_kak_vospitat_u_rebenka_lyubov_k_chteniyu.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Как воспитать у ребенка любовь к чтению».

    Цели:

    1. Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.
      2. Познакомить родителей с требованиями программы по чтению.
      3. Поделиться опытом семейного воспитания по данной проблеме.
      4. Дать рекомендации родителям плохо читающих детей.

    Форма проведения: круглый стол

    Литература:

    1.  Научно – практический журнал « Завуч начальной школы»

     2.   Научно – методический журнал «  Классный руководитель»

    Оборудование: анкеты учащихся, памятки для родителей.

    План проведения собрания.

    1. Лекция для родителей  «Воспитание у детей интереса к чтению»

    2. Обмен опытом «Из семейного опыта…»

    3. Требования программы по чтению.

    4. Рекомендации и советы родителям  «Если чтение дается плохо…»

    5. Итог собрания.

    Оформление доски.

    1. Тема собрания.

    2.  Пословицы:

     «Чтение – вот лучшее учение».

     «Испокон века книга растит человека».

    «Кто много читает, тот много и знает».

    Ход собрания.

    1.Приветствие родителей, объявление темы и цели собрания.

    2. Лекция для родителей  «Воспитание у детей интереса к чтению»

    Те родители, которые упорно не понимают этого и не находят времени, чтобы почитать вместе с ребенком, разрушают любовь к книге и  чтению.        

    Техника чтения, как и вся техническая задача, второстепенна по отношению к общим задачам развития ребенка в обучении. Но, тем не менее, отрицать ее важность в образовательном процессе было бы неправильно.

    Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом, количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придет сама, не стоит. Ученики начальных классов  находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости. Они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Если будет упущено это время, некоторые дети не достигнут даже необходимого минимума в 90 слов в минуту к концу 4-го класса.

    В среднем ежемесячный прирост техники чтения должен составлять не менее 5 – 7  слов в минуту. Есть ряд технологических приемов, научно подтвержденных, апробированных, которые помогают овладеть навыками беглого чтения. Вот некоторые из них:

    - ежедневные частные тренировки – важна  не длительность,  а частота;

    - самозамеры;

    - чтение перед сном.  

    Если скорость чтения достигла 50-60 слов в минуту и далее не растет, то не исключена возможность резонансного барьера. Его суть состоит в том, что ребенок читает в такт своим собственным колебаниям. Иногда эти колебания можно наблюдать как раскачивания туловища, но чаще они носят незримый, внутренний характер. Чтение в темпе собственных колебаний может стать устойчивой, труднопреодолимой привычкой, в этом случае надо систематически использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Хорошо помогает рецепт: «Три отрывка ежедневно, по три раза подряд». Выполняется это так.

    Ребенок читает выбранный текст в течение одной минуты, при этом определяется время чтения. Далее следует внушить мысль, что, если прочитать второй раз, то результат будет лучше. Следует второе чтение этого же отрывка, опять определяется скорость, которая действительно увеличилась. Теперь ребенка надо обязательно похвалить. И предложить прочесть в третий раз. И конечно, третий замер обнаруживает еще прибавку.

     Кстати, о выборе текстов для замеров скорости чтения. От  правильности этого выбора зависит полученный вами результат. Он  должен отвечать следующим требованиям:

    - быть незнакомым, но все слова должны быть знакомы;

    - числительных быть не должно;

    -прилагательных может быть от 8 до 12 °/о (то есть на 100 слов текста 8 -12 прилагательных).

    Короткие слова надо учитывать, написанные через дефис (ну-ка, из-за), считать как два слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ребенку «вчитаться», (то есть «втянуться»  в чтение) и только после этого проводить замер.

    Второй аспект, характеризующий оптимальное чтение, - это выразительность. Иногда бывает, что ребенок с выразительной речью читает невыразительно. Это свидетельствует о том, что он либо плохо ориентируется в тексте, либо имеет артикуляционные затруднения. Чтобы их устранить, надо в первом случае использовать многократное чтение небольшого отрывка, во втором - читать в темпе скороговорки. После такой тренировки легко достигается не только выразительность, но и возрастает скорость чтения. Рассмотрим  данные  упражнения подробнее.

    После того как начало нового рассказа прочитано вами и осмыслено ребенком, вы предлагаете начать чтение и продолжать его в течение минуты. Ребенок отмечает карандашом, до какого места он дошел, затем следует повторное чтение этого отрывка, и сравниваются результаты первого и второго прочтения. Естественно, во второй раз прочитано на несколько слов больше - это вызывает положительные эмоции. Ребенок увереннее ориентируется в тексте. На этом же кусочке текста выполняется упражнение для снятия артикуляционных трудностей: чтение в темпе скороговорки в течение всего 20 секунд. При этом не ставится задача выразительного чтения, но контролируются четкость проговаривания окончаний слов. Похвалив ребенка, переходите к последнему, самому ответственному упражнению: снова нужно читать сначала чуть медленнее, но красиво, выразительно. Ребенок, прочитав знакомую часть текста до конца, переходит на незнакомую. Повышенная скорость чтения и выразительность, приобретенные при выполнении первых двух упражнений, сохраняются, но ненадолго - на 1-2 строчки незнакомого текста. Однако при ежедневном выполнении этих упражнений длительность выразительного чтения с повышенной скоростью увеличивается.

    И наконец, осмысленность чтения достигается применением традиционных упражнений: пересказ текста, ответы на вопросы и составление вопросов тексту. Судя по результатам анкетирования, подавляющее большинство (79 %) родителей обсуждают прочитанное с детьми. Наряду с ними 19% не делают этого и 2% обсуждают, но редко. Должна сказать этому 21 %, что они совершают большую ошибку. Пусть ребенок уже научился бегло читать, но он долго еще будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, выслушивали его взволнованные замечания, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном, ненавязчиво приоткрывая маленькому  читателю тайны большой литературы.

    Почему же многие дети неохотно и мало читают? Существует ряд причин, в том числе и социальных. Общий спад интереса к учению, обилие источников информации, помимо книг, и т. д.

    - Как же в этой ситуации воспитать интерес к чтению?

    Вот несколько советов.

    1. Некоторые родители считают, что любое чтение полезно но, а это ошибка. Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для него. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

    В выборе книги для своего ребенка, прежде всего, руководствуйтесь следующим принципом: книга с первой же страницы должна заинтриговать ребенка. Если интрига возникает на десятой странице, первые девять прочтите сами, дойдите до интригующего места, начните его читать и прервитесь на самом интересном, предоставив ребенку читать дальше самостоятельно. Следите, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем все закончилось? Прочитав окончание и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют ее.

    2. Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помотает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.

    - Как читать вместе?

    Прежде всего, выбирается интересная и занимательная  книга, чтобы дети с удовольствием  ждали вечера. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко выразительно, четко. Продолжительность домашнего чтения не больше 45 мин., чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

    И конечно, невозможно воспитать любовь к книге, без навыков культурного обращения с ней. Надо приучить детей беречь книгу.

    Вспоминаются слова Василия Александровича Сухомлинского, великого педагога современности, о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

    3. Из семейного опыта.

     Слово предоставляется трём родителям из класса. Они делятся своим опытом по данному вопросу. Рассказывают о том, как привили детям любовь к чтению, развивают интерес к книгам.

    4. Требования программы по чтению.

     Курс литературного чтения (обеспечивается учебниками «Родная речь» авторов В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Л.Ф.Климановой) призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства. Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые стоятся на основе двух ведущих принципов: художественно – эстетического и литературоведческого.

    Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

    Задача учителя - развивать чтение правильное, беглое, сознательное и выразительное. В первом классе не учитывается скорость чтения текста.

    Класс

    Входной контроль

    I полугодие

    II полугодие

    1

    -

    -

    30 (40)

    2

    30 (40)

    40 (50)

    50 (60)

    3

    50 (60)

    60 (70)

    70 (80)

    4

    70 (80)

    80 (90)

    90-100 (100 -110)

    В круг чтения для детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная литература. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

    5. Рекомендации и советы родителям  «Если чтение дается плохо…»

     - Уметь читать и хотеть читать - это не одно и тоже. К умению читать, надо добавить желание читать, желание общаться с книгой, рассматривать картинки в ней, узнавать что-то новое интересное.
    Что же делать, если ребенок не любит читать?
    а) Оценить уровень речевого развития ребенка. Если уровень развития низкий и ребенок плохо читает, то он не понимает смысла прочитанного. Для речевого развития можно использовать следующие игры:

    «Я ласка, все вещи называю ласково: книга – книжечка и т.д. У меня увеличительные очки. Все вокруг вижу в большом объеме. Например, дом – домище и т.д. У каждой вещи свой характер. Например, у книжки – книжный и т.д.»

    Игры в ударение: правильное и неправильное.

    Выделение в словах звуков. Например, как бы это слово произнес иностранец…

    б) Показывать сначала детям яркие, хорошо иллюстрированные книги, где мало текста и много картинок.

    в) Соблюдать возрастной подбор при выборе книг для чтения.
    г) Использовать прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, предложив ребенку самому дочитать книгу.
    д) Попросить почитать книгу младшим братьям или бабушке, которая плохо видит.
    е) Использовать метод подбадривания, похвалу, поощрение.

    Анализ анкет для детей.

    Анкета для учеников.
    а) Что ты больше любишь?
    - читать сам
    - слушать чтение взрослых

    б) Как ведут себя родители во время твоего чтения?
    - хвалят тебя
    - отвлекают

    в) Кто помогает тебе выбрать книгу для чтения?
    - родители
    - учитель
    - библиотекарь
    - сам выбираешь

    г) О чем или о ком ты больше всего любишь читать? (подчеркни )
    (Сказки, фантастику, приключения, о природе, о детях, о войне, о космосе, стихи, исторические книги)

    д) Читают ли в вашей семье книги вслух?
    - читают
    - не читают

    е)Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора?
    - да
    - нет

     6.  Итог собрания.

    Составление совместно с родителями памятки

    «Как привить интерес к чтению?»

    1. В доме должна быть создана читающая атмосфера: чтение книг вслух, обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Дети должны чувствовать, что родители проявляют интерес к книгам, газетам, журналам.

    2. Дома должна быть библиотека не только взрослых книг, но и детских. Подбор книг для детского чтения должен соответствовать возрасту, быть разнообразным по жанру и тематике.

    3. При знакомстве с новой книгой научите ребенка рассматривать обложку, читать фамилию и инициалы автора, название книги.

    4. Учите ребенка внимательно рассматривать иллюстрации.

    5. Читайте вслух с ребенком не менее 20 – 30 минут ежедневно.

    6. Объясните смысл трудных и непонятных слов, фраз и выражений.

    7. Хвалите ребенка за хорошее чтение, исправляйте ошибки, если он их допустил. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее узнал.

    8. Учите наизусть стихи, так как они развивают речь, память, творческое воображение и фантазию.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Как воспитать у ребенка интерес к чтению"

    «Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим ...

    Как воспитать у ребенка любовь к чтению

    План беседы1.                Выбор книги для чтения.2....

    Как воспитать у ребенка любовь к чтению?

    Памятка для родителей Как воспитать у ребенка любовь к чтению?...

    Родительское собрание. Как воспитать у ребёнка любовь к чтению, интерес к книге.

    Родительское собрание во 2-м классе на тему  "Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"...

    Родительское собрание "Как воспитать у детей любовь к чтению"?

    В данной статье даются рекомендации родителям для привлечения детей к чтению художественной литературы....

    Как воспитать у ребенка любовь к чтению

    Данная статья содержит полезную информацию и советы для родителей, чтобы воспитать любовь к чтению....

    Родительское собрание "Как воспитать у ребёнка любовь к чтению"

    Советы для родителей на родительском собрании. Как помочь ребёнку полюбить книгу....