Главные вкладки

    Материал к родительскому собранию "Как воспитать у ребенка любовь к чтению?"
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Никитина Тамара Иннокентьевна

    «Если с детства у ребёнка

     не воспитана любовь к чтению,

     Если чтение не стало его духовной

     потребностью – в годы отрочества

     душа подростка станет пустой»

                                                (В.Сухомлинский)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл k_rod_sobr.docx21.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как воспитать у ребёнка любовь к чтению?

    (материал к родительскому собранию)

                                                                                                  «Если с детства у ребёнка

                                                                                      не воспитана любовь к чтению,

                                                                                      Если чтение не стало его духовной

                                                                                     потребностью – в годы отрочества

                                                                                      душа подростка станет пустой»

                                                                                                              (В.Сухомлинский)

        К.Д.Паустовский – очень внимательный писатель, обладающий всем доступным слогом письма, умеющий непринуждённо направить мысли человека в нужное русло. У человека, читающего Паустовского, никогда не поднимется рука пагубно относится к природе. Вот какие слова он говорит о любви к чтению. Вслушайтесь! «Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Он окружён множеством умных и добрых  и верных друзей. Друзья эти- книги. Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас постоянно совершенствоваться, чтобы мы стали настоящими людьми. Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги. Учитесь у героев книги любить нашу землю; её поля и леса, её города и заводы, её небо и звёзды, её язык и искусство»

       Наши дети научились читать. Для успешного обучения  по всем предметам, очень большое значение имеет умение ребёнка хорошо читать. Иногда ребёнок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет правильно прочитать её условие. Грамотное письмо тесно связано с навыком правильного чтения. Родители прекрасно знают о пользе чтения, и вполне естественна и закономерна тревога родителей, если ребёнок не любит читать книги.

       Что же нужно сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?

       Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы. В эти списки, составленные с учётом возраста детей, включены произведения художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза. Напрасно некоторые родители гордятся те, что их дети с удовольствием читают книги не соответствующие их возрасту. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку – читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристику героев, рассуждение автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, о школе, о музыке, об искусстве и т.д. Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна, но надо направить её в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственным в чтении детей. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. Учащиеся должны читать  книги по географии, естествознанию, технике. Для младшего школьного возраста интересны детские журналы и газеты.

       Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельно прочитанные книги были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими  иллюстрациями,  интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог их быстро прочитать. Если родители затрудняются в выборе книг, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем. В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд  внешние моменты. Так, например, своя домашняя библиотека или возможность обмениваться книгами с товарищами.

       Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт с героями дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослым потом нужно спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда будет читать сам. Следующую книгу можно начать читать также. Постепенно ребёнок приобретёт вкус к самостоятельному чтению.  Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой-нибудь книги. Ребёнок обязательно спросит: «Что дальше? Расскажи, что было потом?» В ответ надо дать книгу «Вот прочти. Ты узнаешь о многом интересном».

        Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец или мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.

       Как правильно ребёнок должен читать книгу?

       Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых написана фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания книги. Дети, как правило, не обращают внимания и не стараются запомнить эти данные книги.

       Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто дети, прочитав пять-шесть страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось?  Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети естественно продолжают читать менее внимательно, пропуская целые куски или главы книги, а иногда просто оставляют её. Очень плохо, если у детей появляется такая вредная привычка. Не следует детям рассказывать заранее, ка развиваются события в книге, чем она закончится. Для младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять запомнить прочитанное.  Многие картинки дают возможность представить себе те явления  и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно в тексте. Глядя на картинки можно побывать на севере и в жарких странах, увидеть бушующий океан и т.д. Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Часто дети хотя и смотрят на картинки, но не всегда всё видят на них. Поэтому большое значение имеет правильно организованная работа с иллюстрациями. Необходимо перед детьми ставить такие вопросы:

    -Что нарисовано на этой картинке?

    -Как зовут изображённых на ней действующих лиц?

    -Что они делают?

    -Хорошо ли поступают?

    -Что выражено на их лицах?

       Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном.  Рассказывая,  ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделить главное. В процессе рассказа более чётко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок на первых порах затрудняется рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью наводящих вопросов:

    -Что ты узнал из книжки?

    -Когда и где это было?

    -Что тебе понравилось больше всего?

      Вопросы о прочитанном важны потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли в ней он понял. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.

       В семье воспитывается и культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно бережно надо относиться к чужой или библиотечной книге. Необходимо приучить детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что надо беречь глаза. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа, если таковая имеется, должна быт со стороны левой руки ребёнка. Свет от неё не должен падать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам через каждые 45-50 минут.

      В обучении, воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребёнок умеет  читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».  При правильной работе ваш ребёнок полюбит чтение, и книги станут его друзьями на всю жизнь.

    Использованная литература

    1.Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукерман «Чтение без принуждения», М.1987г.

    2. В.В.Давыдов «Психологические проблемы процесса обучения младших школьников».

    3. Хрестоматия по возрастной психологии под редакцией Д.И.Фельдштейна, М.1994г.

    4. Д.Б.Эльконин «Как учить детей читать» (избранные психологические труды), М.1995г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как воспитать у ребенка любовь к труду

    В  статье даны рекомендации для родителей по воспитанию у ребенка трудолюбия....

    Как воспитать у ребенка любовь к чтению

    План беседы1.                Выбор книги для чтения.2....

    Как воспитать у ребенка любовь к чтению?

    Памятка для родителей Как воспитать у ребенка любовь к чтению?...

    Как воспитать у ребенка любовь к чтению

    Данная статья содержит полезную информацию и советы для родителей, чтобы воспитать любовь к чтению....

    Как воспитать у ребенка любовь к книгам

    Вот несколько полезных советов опытных родителей и учителей, как приохотить детей к книгам, как воспитать в ребенке любовь к чтению....

    Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению».

    Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению»....

    Родительское собрание «Как воспитать у ребенка любовь к чтению в семье »

    Родительское   собрание«Как воспитать  у  ребенка любовь к чтению в семье »  Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у младших школьнико...