Причины школьной неуспеваемости. Как помочь ребенку учиться.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Но, «неуспеваемость» - это следствие, а для того, чтобы помочь ребенку, необходимо выявить причины и устранить их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_neuspevaemosti_v_nachalnoy_shkole.sobranie.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Причины школьной неуспеваемости.

Как помочь ребенку учиться.

Причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Но, «неуспеваемость» - это следствие, а для того, чтобы помочь ребенку, необходимо выявить причины и устранить их. Очень условно причины  можно разделить на:

  • биологические,
  •  социальные 
  • эмоциональные.
  1. Биологические причины.

Некоторые дети пришли в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это те дети, которые пошли в школу с 6-ти лет; ослабленные дети, которые до школы много и часто болели; левши; дети с врожденными нарушениями зрения и слуха.

Любой  неврологический диагноз так же предполагает сложности в обучении. Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД. Здесь все мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом, а ребенку по мере возможности внушайте уверенность в том, что его проблемы решаемы, а отставание - преодолимо. Как правило, так оно и есть.

Специфические расстройства развития школьных навыков тесно связаны и с биологическими причинами, и с социальными. Это:

Дислексия - специфическое нарушение навыков чтения.

Дисграфия - специфическое нарушение навыков письма.

Акалькулия - специфическое нарушение арифметических навыков.

Трудности в обучении - смешанное расстройство школьных навыков.
Здесь отмечается сочетание действия двух или трех вышеописанных расстройств, часто сочетающееся с нарушениями внимания, памяти и низкой работоспособностью. При этом часто наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства.

  1. Социальные причины.

Педагогическая запущенность ребенка, это в данном случае, невнимание родителей к интеллектуальным потребностям ребенка, замена их удовлетворением только материальных, отсутствие занятий с ним дома, просто разговора «по душам». Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.

Родительские проекции. Родители хорошо учились в школе, были успешны по всем предметам, но вдруг обнаруживают, что ребенок другой, не такой, как они. Или родителям самим было трудно в школе то и ребёнок должен столкнуться с такими же трудностями, или если они учились хорошо, то и ребёнок должен быть успешен. И в том, и в другом случае родители переносят на ребенка собственное представление о том, как должно быть.

Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей ("они плохо учат”), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат, обзывают и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на "улицу”. Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.
        Плохое обучение в школе. Непрофессионализм педагога, его личные проблемы, проецирующиеся на детей. Конфликт между педагогом и родителями, опять же отражающийся на ребенке.
       Причиной плохой успеваемости может быть и
неправильно выбранная программа для обучения. Например, ребенка с очень средними способностями пытаются обучать по развивающей программе, или художественно одаренного - по математической.
Конфликты ребенка с одноклассниками ( в начальной школе встречается относительно редко) - неумение или нежелание строить адекватные дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает - в результате страдает успеваемость.
       3. Эмоциональная, но довольно часто встречающаяся причина -
личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником. Иногда это просто несовпадение темпераментов. Если ребенок меланхолик, ему «противопоказан» учитель – холерик.
"Что делать?"
Для начала необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. Для этого во всех случаях разумно посоветоваться со специалистом. Оптимальным вариантом здесь была бы "трехсторонняя" встреча - учительница, родители, школьный психолог - предпринятая, разумеется, не для того, чтобы установить: "кто виноват?", а исключительно в интересах ребенка.
В зависимости от установленных причин, строится и дальнейшая стратегия и тактика мероприятий, направленных на коррекцию неуспеваемости.
Если выявленная причина (причины) тяготеет к "биологической" группе, то в первую очередь необходимо думать о правильном лечении основного заболевания, налаживании режима работы и отдыха ребенка.

На вопрос: "Сколько приблизительно времени занимает у вашего ребенка приготовление уроков?" - родители, не колеблясь, отвечают: "Все свободное время. Вот пришли из школы, поели - и за уроки. И до позднего вечера".
Подобное положение вещей недопустимо ни с какой точки зрения. Здесь, несомненно, речь идет о неправильной организации рабочего времени ребенка. Сколько бы ни задавали в школе (напомним, речь идет о младших классах) и каким бы неспособным ни был ребенок, приготовление уроков в течение нескольких часов -  нонсенс. Как правило, подобное наблюдается у детей с нарушениями концентрации внимания. Такой ребенок не столько делает уроки, сколько глядит в окно, потихоньку играет в игрушки, смотрит телевизор или просто мечтает. Все его собственные волевые процессы (и так не особенно сильные и развитые), замещены, как правило, волевыми процессами матери или бабушки, которая и усаживает ребенка за уроки, и следит за тем, чтобы он не отвлекался (что обычно не получается, потому что у мамы или бабушки свои дела, ребенок не чувствует никакой своей ответственности за происходящее - отсюда несколько часов  выматывающего и абсолютно непродуктивного времяпрепровождения).
Особенно часто такое положение наблюдается у детей с той или иной степенью выраженности гипердинамического синдрома. Здесь можно посоветовать следующее. Отдайте ребенка в какую-нибудь очень подвижную спортивную секцию (не в шахматную!). Это одновременно будет работать и как коррекция основного расстройства (гипердинамии), и как собственный стимул ребенка к тому, чтобы побыстрее закончить приготовление уроков. У него будет четкая, понятная ему самому цель - вовремя пойти на футбол. Более того, известно, что дети, с удовольствием посещающие кружки по собственному (!) выбору, всегда успевают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных способностей, никаких кружков не посещающие и все свое время посвящающие приготовлению уроков. Все это - вопрос организации времени. И навык этот закладывается именно в начальной, а не в средней школе., как думают некоторые родители.
Родителям следует не столько понять, сколько взять на действенное вооружение простую истину: ребенок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков. Это, разумеется, относится не только к детям, но и ко всем людям вообще, но младшие школьники в этом отношении особенно уязвимы. От дошкольников еще ничего особенного не требуют, а более старшие дети и взрослые уже могут противостоять и не соглашаться с ярлыками, которые на них пытаются наклеить. У младших же школьников самооценка еще только формируется, и если ребенку часто говорить, что он тупой бездельник и ни на что не годен, то он довольно быстро сам в это поверит и будет в дальнейшем вести себя соответственно.
В заключение, несколько слов о пище, влияющей на память, внимание, работоспособность.  

Во-первых, кормить ребенок должен есть понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам.

 А вот "быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти, внимания, повышенную двигательную активность. Так что сладкоежкам грозит не только кариес.
Во-вторых, надо дополнять рацион ребенка следующими пищевыми добавками: поливитаминно-минеральными препаратами, витамином Е, рыбьим жиром.
В-третьих, не забывать о физической нагрузке, спорте. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости, ухудшению памяти, снижению работоспособности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины школьной неуспеваемости

Рекомендации для родителей. Презентация....

Почему ребенку трудно учиться? Причины школьной неуспеваемости.

В данном материале представлены причины школьной неуспеваемости, некоторые портреты неуспевающего ребенка и что делать, если мой ребенок стал неуспевающим. Материал предназначен для занятия с родителя...

Психологические причины школьной неуспеваемости

Тема по самообразованию "Психологические причины школьной неуспеваемости"Цель- Выявление основных причин неуспеваемости....

Причины школьной неуспеваемости

В данной работе рассмотрены основные причины школьной неуспеваемости в начальной школе и пути их коррекции...

Причины школьной неуспеваемости

В данной работе рассмотрены основные причины школьной неуспеваемости в начальной школе и пути их коррекции...

Презентация для родителей "Причины школьной неуспеваемости"

Цель данной презентации познакомить родителей учащихся младших классов с причинами возникновения трудностей в обучении и способами их преодоления. В ситуации «не успешности» в обучении не ...

Психологические причины школьной неуспеваемости

Раскрытие школьной неуспеваемости ввиду различных и многообразных психологических причин....