Психологические причины школьной неуспеваемости
статья

Раскрытие школьной неуспеваемости ввиду различных и многообразных психологических причин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_neuspevaemost.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические причины школьной неуспеваемости»

Школьная неуспеваемость – понятие далеко не новое. Но, к сожалению, с каждым годом количество неуспевающих детей возрастает. В чём же причина?

Сразу хочется сказать много неприятных слов и про гаджеты, и про нынешнее воспитание, но первопричины с прошлых времён не изменились.

Обычно изучение школьной неуспеваемости ведётся путём выявления как факторов, негативно влияющих на обучение детей, так и причин, вызывающих отставание в обучении. Очень трудно понять причины школьной неуспеваемости, так как чаще всего это целая совокупность факторов, влияющих на развитие ребёнка. Хотя кажется, что всё очень просто: плохо пишет – не старается; не соблюдает дисциплину – перевоспитать или наказать; не делает уроки – ленится; не может решить задачу – не слушал объяснение. Отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном из повторения и дополнительного разъяснения учебного материала. Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.

Изначально считалось, что причиной школьной неуспеваемости является либо отсутствие «врождённых способностей» (биогенетический подход), либо влияние «неблагоприятной» среды (социогенетический подход). Но уже в работах известных психологов-педологов Л. С. Выготского и П. П. Блонского делались попытки рассматривать неуспевающего ученика в контексте его целостного развития.

Позже в центре внимания психологов оказались компоненты психологической структуры учебной деятельности (мотивационный, операционный, целевой), несформированность которых приводит к неуспеваемости.

 Начиная с 90-х годов существенное значение в обусловливании школьной неуспеваемости придается различным и многообразным психологическим причинам.

Среди психологических причин самое важное место принадлежит недостаткам в развитии познавательной сферы школьников. 

Рассмотрим недостатки в развитии познавательных процессов (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение) и трудности в учебной работе, которые они вызывают.

К недостаткам в развитии ощущений мы относим низкую чувствительность, недостаточную дифференцированность разных видов ощущений. Значение ощущений в учебной деятельности по усвоению различного материала чрезвычайно велико. При недостаточном уровне развития мышечно-двигательных ощущений у учеников могут возникнуть трудности в письме (грязь в тетради, плохой почерк, неправильное написание букв), на уроках математики (при формировании понятия числа); при недостаточности вкусовых ощущений затрудняется формирование содержательно наполненных понятий; при недостаточном развитии обонятельных ощущений — трудности в понимании прочитанного и др.

Недостаточный уровень развития эмоционально-чувственной сферы учащихся является одной из многообразных причин, приводящих к отставанию в учении. В современном образовательном процессе имеет место крен в сторону ранней и преимущественной вербализации обучения и недостаточное развитие у детей, особенно на начальных этапах, образно-чувственной сферы. Это препятствует развитию творческой, духовно-нравственной, эмоциональной сторон личности детей, оказывает разрушительное влияние на их психическое здоровье, отрицательно сказывается в более поздние возрастные периоды.

В то же время психологические данные свидетельствуют о важной роли эмоционально-чувственного развития детей в обеспечении успешности школьного обучения. Всестороннее развитие, обогащение эмоционально-чувственной сферы учащихся представляет собой актуальную задачу школьного образования на современном этапе, так как развитие именно этой сферы учащихся является непосредственно-чувственно-эмоциональной основой для развития в дальнейшем словесно-логического и абстрактного мышления.

Недостатками в развитии восприятия, включенного в процесс усвоения знаний, как считал Л. В. Занков, являются неумение подчинить восприятие поставленной задаче, фрагментарность восприятия, его слабая дифференцированность, отсутствие планомерности восприятия, низкий уровень осмысления воспринятого. Говоря о восприятии школьника, следует рассматривать его как деятельность наблюдения, роль которой в процессе усвоения знаний велика. Так, если наблюдательность хорошо развита у школьника, писал Л. В. Занков, он очень много получит от экскурсий, подметит особенности предметов на наглядных пособиях, привлекаемых к уроку, поможет «высмотреть» в слове заданную орфограмму. И наоборот, если наблюдательность плоха, школьник может смотреть «во все глаза», но увидит очень мало.

К числу недостатков внимания школьников с низкими результатами школьного обучения следует отнести малый объем, неустойчивость, трудности при переключении внимания, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению, недостаточную концентрацию внимания. Важность хорошего развития процессов произвольного внимания школьников и умения управлять им никем не оспаривается. В самом деле, если внимание, то есть та «дверь, которая должна быть открыта, чтобы знания проникали в сознание ученика» (К. Д. Ушинский), сформировано у школьника недостаточно, то он будет, например, пропускать строку при чтении, делать ошибки в начале работы при переходе к другому заданию, не сможет одновременно писать и слушать комментирование своего одноклассника, будет допускать ошибки в вычислениях и при письме и др.

Психологами найдено (Т. М. Марютина и др.), что разные свойства внимания играют неодинаковую роль при обучении разным предметам. Так, на уроках чтения особые требования предъявляются к устойчивости внимания, на уроках математики важную роль играет объем внимания, на уроках русского языка правильность и качество выполнение заданий зависят от умения ученика распределять свое внимание.

Основные недостатки памяти слабоуспевающих школьников связаны с малым объемом кратковременного запоминания, слабой удерживающей способностью. Кроме того, слабая опора при запоминании на мышление приводит к поверхностной смысловой обработке ими материала, что не позволяет долго сохраняться следам памяти и, как следствие, приводит к быстрому его забыванию. То есть такие ученики стараются запомнить материал механически, путём многократных повторений (зазубривание), при этом не особо стараясь понять то, что учат. Таким образом, недостаточность волевых усилий при запоминании еще более снижает эффективность памяти слабоуспевающих школьников.

Недостатки мышления слабоуспевающих школьников мы рассматриваем в двух направлениях: недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, выделение существенного) и качественные особенности мыслительной деятельности, в целом негативно влияющие на сам процесс мышления (неустойчивость мышления, инертность, конкретность мышления, недостаточная обобщенность, однолинейность). Как показывает школьная практика, у детей, не только обучающихся в начальных классах, но и в более старшем возрасте мыслительные операции сформированы недостаточно. Усвоение знаний — это познавательная деятельность, в которой весьма существенную роль играют процессы анализа, синтеза и обобщения, и низкий уровень их развития самым непосредственным образом негативно отражается на качестве школьного обучения.

Значение процессов воображения в школьном обучении недооценивается. А между тем они играют существенную роль при усвоении учебных предметов. Процессы воображения участвуют в формировании различных когнитивно-личностных характеристик человека.

Полноценное формирование процессов воображения затрудняют низкий уровень развития чувственной сферы, недостаточный уровень развития мышления (затруднения с абстрагированием, с установлением смысловых связей), отсутствие или бедность представлений (географических, исторических, художественных образов) и практическихумений (Выготский Л. С., 1991).

Велика роль в процессе обучения пространственных представлений, недостатки в развитии которых могут приводить к существенным трудностям в учебной работе. Недостаточно четкая отдифференцированность базовых понятий «справа» и «слева», «верх» и «низ» может приводить  к плохой ориентировке в пространстве листа тетради и неправильному размещению на странице учебного материала, написанию букв и цифр в зеркальном отображении, несоблюдению правильной последовательности выполнения вычислительных действий, неправильному прочитыванию слов справа налево и обусловливать возникновение многих других недостатков в учении. Кроме того, недостаточное развитие пространственных представлений затрудняет усвоение и правильное выполнение заданий, требующих оперирования в пространстве проекциями предметов, мысленного их пространственного преобразования и ориентировки в нашем трехмерном мире в целом.

Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.

Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстающими в учении школьниками. На дополнительных занятиях детям нужно предлагать специальные задания не учебного характера, имеющие на первом этапе диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции, эти же задания можно использовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков в психологическом развитии учащихся.

Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развернутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения, с перечислением возможных причин, в том числе и психологических, лежащих в основе этих трудностей, и указанием на способы психологической диагностики и устранения выявленных недостатков.

Всё это очень долгий процесс, требующий слаженной работы психолога, учителя и, конечно же, родителей. Но чем более чёткой и грамотной будет эта работа, тем лучший результат будет достигнут.

Использованная литература:

  1. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  2. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2001. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины школьной неуспеваемости

Рекомендации для родителей. Презентация....

Почему ребенку трудно учиться? Причины школьной неуспеваемости.

В данном материале представлены причины школьной неуспеваемости, некоторые портреты неуспевающего ребенка и что делать, если мой ребенок стал неуспевающим. Материал предназначен для занятия с родителя...

Психологические причины школьной неуспеваемости

Тема по самообразованию "Психологические причины школьной неуспеваемости"Цель- Выявление основных причин неуспеваемости....

Причины школьной неуспеваемости

В данной работе рассмотрены основные причины школьной неуспеваемости в начальной школе и пути их коррекции...

Причины школьной неуспеваемости

В данной работе рассмотрены основные причины школьной неуспеваемости в начальной школе и пути их коррекции...

Причины школьной неуспеваемости. Как помочь ребенку учиться.

Причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Но, «неуспеваемость» - ...

Презентация для родителей "Причины школьной неуспеваемости"

Цель данной презентации познакомить родителей учащихся младших классов с причинами возникновения трудностей в обучении и способами их преодоления. В ситуации «не успешности» в обучении не ...