Процесс адаптации ребёнка-первоклассника.Доклад.
методическая разработка (1, 2, 3 класс) по теме

Абдуллина Рузиля Габтрашитовна

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процесс адаптации ребёнка-первоклассника.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

     Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

     Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.

Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

В течение первого полугодия довольно часто отмечаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья первоклассников, свидетельствующие о неуклонно нарастающем утомлении и переутомлении. Особенно выражены эти изменения у детей ослабленных и часто болеющих.

Практика показывает, что в процессе адаптации и особенно на протяжении первого полугодия ухудшение нервно-психического состояния детей выражено наиболее резко. А значит, нельзя закрывать глаза или списывать на баловство и невоспитанность любое нарушение поведения ребенка – раздражительность, чрезмерную возбудимость. Нельзя не обращать внимания на вялость, апатию, плаксивость. Все это внешние проявления неадекватного поведения ребенка чаще всего связаны с нарушением функционального состояния центральной нервной системы, требующего коррекции, а иногда – с заболеванием, требующим лечения. Но всегда такие дети нуждаются в особом внимании, особом подходе и большом терпении со стороны взрослых.

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания: ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего "хочется", во имя того, что "надо".

К окончанию начальной школы изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности (первоклассники могут увлеченно и старательно делать то, что им в жизни никогда не пригодится, например срисовывать японские иероглифы).

Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик на улице впервые самостоятельно прочитал вывеску, был очень рад.

Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявления всего комплекса неспецифических трудностей, связанных прежде всего с нарушениями в деятельности. На уроке такой ученик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью, пассивностью, замедленным темпом деятельности. Он не способен понять задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, он не умеет работать обдуманно, по плану.

Письмо такого ученика выделяется неустойчивым почерком. Неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор - вот его характерные черты. Ошибки выражаются в недописывании букв, слогов, случайных заменах и пропусках букв, неиспользовании правил.

Вызваны они несоответствием темпов деятельности ребенка и всего класса, отсутствием концентрации внимания.

Эти же причины определяют и характерные трудности чтения: пропуски слов, букв (невнимательное чтение), угадывание, возвратные движения глаз ("спотыкающийся" ритм), быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного (механическое чтение), медленный темп чтения.

При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания, трудностях переключения с одной операции на другую, трудностях переноса вербальной инструкции в конкретное действие.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют.

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания - те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! - вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера.
Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе.

Прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении.  Приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания.

Советы для родителей при адаптации ребёнка

Ребенок чувствует и перенимает настроение родителей, поэтому больше оптимизма и позитива! Расскажите малышу несколько смешных историй из своего детства, случившихся в школе. Скажите ребенку, что всегда рады дать ему совет, ведь вы учились также в школе, так что знаете, что и как.

• Научите ребенка спокойнее относиться к невоспитанным детям, которые дразнят, пытаются обидеть его. Период социальной адаптации пройдет легче, если вы сможете донести до ребенка простую истину: «если кто-то пытается тебя обидеть, не стоит переживать и расстраиваться, ты ни в чем не виноват, мы /родители/ всегда готовы выслушать тебя, не ругать, а помогать».

• Обязательно разговаривайте с ребенком, расспрашивайте, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, с кем познакомился и так далее. Не забывайте о том, что малышу, возможно, не совсем комфортно в школе, он нуждается в постоянной поддержке.

• Делайте с ребенком домашние задания.Важен сам процесс совместного изучения или повторения нового для малыша материала с родителями. Так ребенок будет ощущать вашу поддержку. Главное не делать домашнее задание за ребенка полностью, а помогать ему. Лучше отвечать на конкретные вопросы малыша после того, как ребенок сам попробовал при вас сделать задание. Вы отправляете малыша в школу с несколькими целями: за социальной адаптацией и за нужным объемом знаний для жизни. Следует объяснить вашему школьнику, почему вам - родителям нельзя полностью делать за него домашние задания. Он должен осознать, что тогда он не получит знаний. Можно прибегнуть к уловке: объяснить ребенку, что обязательно надо хорошо учиться, чтобы стать умным, сильным в знаниях, как родители.

• Сформируйте правильно отношение к оценкам в школе. Следует объяснять маленькому школьнику, что любая оценка, проставленная учителем, - хорошо. Главное не высший балл, а то, что он запомнил на уроке. Оценка всего лишь говорит о том, на что нужно ученику обратить внимание, что выучить, но лениться нельзя в любом случае.

• Расскажите ребенку сказку, в которой бы была основная идея о том, что в школе следует хорошо учиться, на уроке обязательно нужно слушать учителя, спокойно сидя на своем месте. Сказку можно придумать самому. Героями могут быть звери. Она не обязательно должна быть большой, по содержанию замысловатой. После сказки, обсудите с малышом поведение героев. Объясните, что если малыш, как герой сказки, будет шумно себя вести, он помешает другим ученикам слушать урок. Учитель может остаться недовольным таким поведением. Не забудьте напомнить ребенку, что если ребенок хочет что-то сказать или спросить во время урока, нужно вытянуть руку и ждать, когда учитель сам обратится к нему.

• Желательно напомнить ребенку о том, что нельзя рисовать на партах, стульях, полу или стенах, портить растения, рвать книги, даже если другие дети это делают. Отлично работает эффект сказки с героями, а не простые наставления. Придумайте интересный сюжет. После сказки спросите малыша, приятно ли героям сказки было сидеть на сломанном стуле, за грязной партой? Приятно ли было читать им рваные, изрисованные книги?» Ребенок на примере сказки обязательно запомнит правила поведения в школе.

Старайтесь рассказывать малышу много историй о школе в позитивном ключе, тогда вы сформируете у него правильное отношение к школе, уверенность, что любые преграды он в классе одолеет. Приложите немного усилий, результат обязательно порадует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

Роль семьи в процессе адаптации ребёнка к школе.

Обычно от поступления ребёнка в школу родители ожидают очень многого. Например, что 1-го сентября их ребёнок, изменится и станет «настоящим первоклассником»: будет с удовольствием ходить ...

Процесс адаптации к школьному обучению

Подробный отчет о процессе адаптации учащихся 1 класса к школьному обучению в речевой школе....

ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...