РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya.docx | 46.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю
на заседании Государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида ст.Казанской Верхнедонского района
(Казанская школа-интернат VII вида)
МО учителей начальных классов
____________________________ _____________________________
дата дата
____________________________ _____________________________
Руководитель МО Директор
С.П.Токова С.А.Долженкова
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОЦЕССА
АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Составитель: Меджорина Н.В.
2011-2012 учебный год
Цели и задачи:
- способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению;
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
- развивать и корректировать психические функции обучающихся;
- развивать способность к обобщениям;
- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать состоянием нерешительности и неуверенности;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
- снижать уровень агрессивности обучающихся;
- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
- создавать обучающимся ситуацию успеха;
- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
- формировать адекватное поведение обучающихся;
- формировать эмоционально-положительное отношение обучающихся к совместной деятельности с педагогом;
- формировать учебные мотивы обучающихся;
- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
- определять уровень готовности обучающихся к школьному обучению;
- проводить диагностику способностей обучающихся;
- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
Актуальность программы:
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет. К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
Неадаптированность обучающихся к школе связана, с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость обучающихся в последующие годы.
Психологическая программа направлена на помощь обучающимся адаптироваться к школьному обучению, коррекцию и развитие психических функций.
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год.
Программу реализует педагог-психолог Меджорина Нина Владимировна.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации. Внимание и память в основном непроизвольны.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Настоящая программа составлена для учеников 1 класса В классе: 7% обучающихся на высоком уровне, 35.7% на среднем и 57.3% низком уровне готовности к школьному обучению.
Психические процессы | У Р Высокий | О В Н Средний | И Низкий | ||
Память | 100% | ||||
Внимание | 50% | 50% | |||
Уровень готовности к школьному обучению | 16% | 42% | 42% | ||
Произвольная сфера | 50% | 25% | 25% | ||
Интеллектуальное развитие | 50% | 50% | |||
Воображение | 100% | ||||
МЫШЛЕНИЕ | тип “мыслителя | тип “образного мышления” | |||
100 % |
Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2010/11 уч.г. и индивидуальных особенностей обучающи
К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;нравственно-моральные качества;
* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ
- повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* внимания;
* мышления;
* восприятия;
* произвольной сферы;
* интеллектуального развития;
* воображения.
* работоспособности;
* речевой активности;
* познавательной активности.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.
К КОНЦУ ГОДА ВСЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ БЛАГОПРИЯТНО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержательные линии | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум | Мониторинг | |
Знать | Уметь | |||||
1 | Тема: « Знакомство « Я + ТЫ = МЫ». | 1 | 6.09 | Свое имя, фамилию, отчество и домашний адрес. | Устанавливать межличностные отношения | |
2 | Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. (Упражнения «Золотая рыбка», «Волшебная больница») | 1 | 13.09 | Навыки уверенного поведения. | Формировать адекватные формы поведения. | Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) |
3 | Исследование мотивации . | 1 | 20.09 | Важность учения | Формировать устойчивость учебной мотивации . | Методика 1.Четвёртый лишний (словесный материал). 2.Последовательные картинки. 3.Продолжи ряд. |
4 | Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению. | 1 | 27.09 | Развернутые и конкретные представления работы с образцами и образами. | Внимательно, не отвлекаясь, слушать. | Ориентировочный тест школьной зрелости КЕРНА-ЙИРАСЕКА. |
5 | Исследование произвольной сферы и воображения | 1 | 4.10 | Восприятие инструкции | Методика "Вербальная фантазия" | |
6 | Исследование внимания и интеллектуального развития | 1 | 11.10 | Приёмы логического анализа, сопоставление, сопоставление существенного, отличие от несущественного | Обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать вывод. | |
7 | Тема : « Школа и школьные правила». | 1 | 18.10 | Нормы и правила жизни класса. | Принимать и соблюдать правила жизни класса. | |
8 | Тема: «Я и ТЫ = Школа». Экскурсия по школе.. | 1 | 25.10 | Что такое школа, класс, урок. | Ориентироваться в школе | |
9 | Тема: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться ».. | 1 | 1.10 |
| Осознавать требования учителя и соответствовать им
| |
10 | Тема: « Развиваем пальчики рук». | 1 | 15.11 | Владеть предлагаемыми упражнениями. | Правильно переносить простейший графический образ, навыки конструирования, рисования, лепки, владение ножницами и др. | |
11 | Тема: «Дорисуй предмет. | 1 | 22.11 | Графический образ, различие цветов. | Переносить простейший графический образ. | |
12 | Тема: «Путешествие в осенний лес» | 1 | 29.11 | Правила и нормы поведения | Принимать инструкции | |
13 | Тема: «Штрихуем контурно – изображённые предметы» | 1 | 6.12 | Форму предмета. | Проводить точные прямые линии от руки в разных направлениях | |
14 | Тема: «Скоморошки» Игровые занятия на свежем воздухе | 1 | 13.12 | Удерживать цель, намечать план, видеть ошибки | Устанавливать межличностные отношения. | |
15 | Развитие памяти. (Упражнение «Голос», игра «Ревущий мотор») | 1 | 20.12 | Особенности своей памяти и использовать ее возможности для изучения материала. | Уметь организовать смысловое запоминание, выделять смысловые группы. | |
16 | Тема: «Путешествие по сказкам» | 1 | 27.12 | Содержание сказок | Пересказывать полно и последовательно рассказ | |
17 | Диагностика процесса адаптации ребенка к школе | 1 | 16.01 | Адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новой социальной роли. | Исследование адаптации методом Люшера. | |
18 | Тренинг "Домовой" | 1 | 24.01 | Навыки уверенного поведения | Устанавливать межличностные отношения | |
19 | Беседа на тему: «Дружная семья» | 1 | 31.01 | Определённые эмоциональные состояния | Устанавливать межличностные отношения. | |
20 | Тренинг на тему: «Острова счастья» | 1 | 7.02 | Навыки самоподдержки. | Выполнять правила | |
21 | Сказкотерапия: «Талант» | 1 | 14.02 | Определённые эмоциональные состояния. | Анализировать процесс и результаты познавательной деятельности; | |
22 | Коррекция интеллектуального развития. (Упражнение «Алфавит») | 1 | 21.02 | Представления о мире (время года, страна, свой город, ф.и.о. родителей и др) | Обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы | |
23 | Тренинг «Созвездие» | 1 | 28.02 | Определённые эмоциональные состояния. | Проявлять настойчивость в достижении цели. | |
24 | Игры на сплочение класса, создания положительного эмоционального настроя (Упражнения «Веселая зарядка», «Раковина») | 1 | 6.03 | Навыки общения и достойного поведения. | Подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях, управлять своими внутренними и внешними действиями, своим поведением . | |
25 | Развитие мышления (вербальное, мыслительные опера ции анализа и синтеза). (Упражнение «Беглость мышле ния», игра «Определи понятие | 1 | 13.03 | Смысл изучаемых понятий.. | Обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы | |
26 | Коррекция склонности к воровству и обману учащихся (Упражнение «Соблюдай правила», игра «Знаю ли я се бя») | 20.03 | Положительную и отрицательную оценку поступкам | Изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами поведения, принятыми в обществе . | ||
27 | Развитие концентрации и избирательности внима ния. (Упражнения «Слушай хлопки», «Запретный но мер») | 1 | 3.04 | Владеть предлагаемыми упражнениями. | Различать звуки на слух. | |
28 | Коррекция памяти.(Упражнение «Небылицы») | 1 | 10.04 | Особенности своей памяти и использовать ее возможности для изучения материала. | Удерживать в памяти небольшие порции информации | |
29 | Игровая психотерапия «Страшила» | 1 | 17.04 | Определённые эмоциональные состояния. | Устанавливать межличностные отношения | |
30 | Развитие воображения. (Упражнение «Путешествие по странам») | 1 | 24.04 | Владеть предлагаемыми упражнениями. | ||
31 | Тренинг «Огонек моей души» | 1 | 8.05 | Отношения с взрослыми и сверстниками |
| |
32 | Коррекция памяти и внимания.(Упражнения «Сходства и различия», «Четыре двери») | 1 | 15.05 | Особенности своей памяти. | Уметь организовать смысловое запоминание, выделять смысловые группы. | |
33 | Коррекция пространственных представлений, произ вольной сферы.(Упражнение «Пройди путь», «Узоры») | 1 | 22.05 | Ломанные линии, штриховку. | Правильно переносит простейший графический образ, навыки конструирования, рисования, лепки, владение ножницами и др. | |
34 | Развитие воображения. (Упражнение «Нарисуй музы ку», игра «Кляксография | 1 | 29.05 | Владеть предлагаемыми упражнениями. | Слышать музыку | |
К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
* нравственно-моральные качества;
* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ
- повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* внимания;
* мышления;
* восприятия;
* произвольной сферы;
* интеллектуального развития;
* воображения.
* работоспособности;
* речевой активности;
* познавательной активности.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.
К КОНЦУ ГОДА ВСЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ БЛАГОПРИЯТНО АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Список литературы, использованной при разработке программы:
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
- Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
- Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 г.
- Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
- Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999 г.
- Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников - М., 1988
- Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения.- М., 2005 г.
- Овчарова Р.В. - Справочная книга школьного психолога - М., 1996 г.
- Практическая психология в тестах - М., 2001 г.
- Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 г.
- Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
- Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 г.
- Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. – М., 2007 г.
- Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
- Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), М., 2002 г.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
- Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
- Школьный психолог - М., 2003 г
Программу составила
педагог-психолог: Меджорина Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процесс адаптации к школьному обучению
Подробный отчет о процессе адаптации учащихся 1 класса к школьному обучению в речевой школе....
Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению
В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...
Доклад "Адаптация к школьному обучению"
Как ребенок привыкает к школе С. Харрисон: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - э...
Период адаптации к школьному обучению. Советы родителям.
Дорогие родители!Поздравляем Вас - Ваш ребенок наконец-то первоклассник! Сколько нового и интересного предстоит узнать ему в школе! Сколько трудностей может возникнуть на его жизненном пути! Недаром г...
Адаптация к школьному обучению.Выступление на МО
Цель диалога : представление эффективных методов ,используемых педагогами в своей педагогической деятельности,для адаптации ребенка к школьному обучению в возрасте 6 и 7 лет. Задачи: - дать теориетиче...
Адаптация к школьному обучению. Рекомендации родителям
МБОУ Горковская СОШ Выступление на родительском собрании1А класса на тему:«Адаптация к школьному обучению. Советы родителям»педагога-психолога А.В. Чекановой...
Социально-психологическая адаптация к школьному обучению
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая адаптация...