«О чём может рассказать школьный дневник!»
методическая разработка по теме

Гущина Ирина Юрьевна

Родительское собрание с практическими советами по организации работы со школьными дневниками. Разработано  Алексеевой Оксаной Алексеевной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_chyom_mozhet_rasskazat_shkolnyy_dnevnik.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «О чём может рассказать школьный дневник!»

Цель: Показать родителям значение дневника как основного документа в работе школьника.

Задачи:

1. Помочь семье в воспитании у детей таких качеств, как ответственность, аккуратность, обязательность.

  1. Дать практические советы по организации работы с школьными дневниками.
  2. Выработать способы коррекции поведения и оказания помощи своему ребенку.

Подготовка:

1.  Предварительная проверка дневников учащихся.

2.  Смотр-конкурс дневников учащихся класса.

3.  Конкурс «Семейная реликвия» (дневники мам и пап).

Ход собрания.

Не давайте близким на ночь

Школьный свой дневник читать,

Будут их потом кошмары

Часто мучить по ночам.

Станет мама заикаться.

Папа дергаться начнет!

Доктора такое чтенье

Запрещают перед сном

Что же такое дневник?

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «дневник»?
       Вот как даётся определение дневника в большой энциклопедии:

а)        Хронологическая запись каких-либо событий из жизни одного человека
или коллектива.

б)        Литературная форма повествования, последовательно излагающая события личной или общественной жизни человека, от имени которого ведётся рассказ.

- Какие виды дневников, кроме школьных, вы можете назвать?

- Зачем людям нужны дневники?

1 страница «Немного из истории»

Многие люди, очень знаменитые и совсем наоборот, писали и пишут дневники. Дневник - это отражение души человека. К примеру, большим любителем дневниковых записей был выдающийся русский писатель Л.Н. Толстой. После его смерти были найдены сотни дневниковых записей, которые стали предметом изучения литературоведов. Благодаря тому, что писатель так много времени уделял своим дневникам, мы можем говорить, что и сегодня идет работа над изучением его трудов.

Вёл дневник А.С.Пушкин. Еще, будучи лицеистом, он записывал свои переживания о первой любви, о прожитых днях, о своих друзьях.

Дневник вела Таня Савичева, двенадцатилетняя девочка из блокадного Ленинграда, которая по дням описывала тяжёлое положение своей семьи и смерть близких ей людей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Таня фиксировала реальные факты смерти своих родных. В конце дневника можно прочесть: «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Дневники известного писателя-природоведа известного русского советского писателя М.М.Пришвина, рассказывают о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны.

Дневниковые записи известных мореплавателей и путешественников рассказывают об открытии новых земель, о народах которые населяют эти места, об их быте и обычаях.

2 страница «И в шутку, и всерьёз»

А что же значит дневник для  школьника?

Для каждого школьника на протяжении всего периода обучения дневник – это важный документ, который он с гордостью предъявляет, получая хорошие оценки, и старается припрятать, если в нем появились нелестные замечания. Иногда достаточно только открыть дневник и можно сделать определенный вывод о том, как учится человек, какой у него характер, как он относится к учению. 

Конкурс «Самый лучший дневник»

За бережное отношение к дневнику мы решили вынести благодарность …. (вручаются благодарности ученикам).

А что, собственно, думают о дневнике дети?

Дневник нужен, потому что в него удобно записывать домашние задания, объявления. Об этом говорят все, но на вопрос, «зачем школьнику дневник?», многие отвечают: «Школьный дневник нужен для оценок и замечаний», «Чтобы учителя писали замечания, а родители ругали учеников». А мнение подавляющего большинства школьников: «Хорошо, если бы их вовсе не было!»

3 страница «Дневник XXI века»

Электронный дневник

В настоящее время в школах ввели электронный школьный дневник. Посещаемость, текущие оценки, результаты контрольных и лабораторных работ – все это ученики и их родители могут увидеть на специальном сайте в Интернете. Там же будет размещаться информация о ежедневном домашнем задании. У каждого преподавателя, а также у родителей и учеников есть свой личный пароль для входа в систему. Причем родителям доступны сведения только о своём ребенке.

SMS- дневники

Необычный эксперимент прошел в школе № 81 Ростова-на-Дону: здесь ввели sms-дневники, и ежедневно вся информация о поведении и успеваемости учеников в виде «эсэмэсок» поступала на мобильные телефоны родителей. В результате за 7 месяцев эксперимента в школе повысилась успеваемость и улучшилась дисциплина! «Родители в восторге, дети в замешательстве», – так охарактеризовали сложившуюся ситуацию в школьной администрации: за нововведение высказались практически все папы и мамы, хотя каждый пятый школьник активно возражал против дополнительного контроля со стороны взрослых. 

4 страница «Поговорим о главном»

Кто же несёт ответственность за дневник?

  • Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик. Ученик заполняет лицевую сторону обложки, вписывает названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий. Ученик ежедневно записывает домашнее задание в графы того дня, на которые они заданы, в период школьных каникул – план внеклассных и внешкольных мероприятий. Учащийся следит за состоянием дневника, своевременно, аккуратно заполняет свой дневник и предъявляет дневник по первому требованию учителя и классного руководителя.
  • По правилам ведения школьного дневника учителя сразу после ответа ученика должны выставить оценку и в классный журнал, и в дневник. Своевременное выставление отметок контролирует классный руководитель, который еженедельно следит за выполнением требований к ведению документа и заносит недостающую информацию.
  • Родители также принимают активное участие. Они просматривают оценки, сделанные замечания и ставят свою подпись, свидетельствующую о том, что ознакомились с официальной стороной школьный жизни своего ребенка.

О чём может рассказать дневник?

  • Например, о том, каков характер у его владельца. Ребёнок, который своим поведением бросает вызов обществу, и обложку дневника выберет соответствующую: с изображением рокеров, разного «железа»… Все девочки в начальных классах выбирают обложки с изображением принцесс.  А ученик, увлекающийся, например, биологией, выбирает обложку с изображением животных, вне зависимости от пола.
  • Если ученик хорошо учится, опрятно одет, дисциплинирован, собран, аккуратен во всем — у него и дневник будет идеален. (Ну, может быть, за редким исключением). Если ребенка с детства (вернее, с рождения) не приучили к аккуратности, к опрятности, дисциплинированности, то как вы думаете, какой у него будет дневник?
  • О многом может поведать и почерк. Графологам давно известно: округлые буквы обычно выводят люди добрые, а заостренные – натуры резкие, экспрессивные. Если в графе для расписания уроков название предмета ребенок начинает писать аккуратно, а заканчивает какой-то «закорюкой», то это свидетельствует о неусидчивости и о частых сменах настроения.
  • Любимые предметы обычно выписываются полностью, а остальные – кое-как.
  • Объединяет многие дневники то, что в начале учебного года дети стараются  заполнять их аккуратно, а ближе к концу они часто выглядят очень неопрятно.
  • Дневник может рассказать о настроении, кумирах и увлечениях владельца.

Какие функции выполняет дневник?

  • В дневник записываются домашние задания и проставляются оценки за день, за учебную четверть, за год.
  • Для учащегося дневник — это конкретный план работы на каждый день.
  • Из дневника родители узнают, чем был наполнен школьный день и как проявил себя их ребенок.
  • Систематическое наблюдение за дневником помогает родителям подметить сильные и слабые стороны школьников, поддержать интерес к учебному предмету или помочь, если ребенок не успевает.
  • В дневнике отражается и поведение школьника. Родители могут видеть, насколько ребенок прилежен, дисциплинирован, каково его отношение к учителям, товарищам, школе.
  • Если же родители невнимательны к дневнику, этот важный документ теряет смысл. Дневник превращается в записную книжку или блокнот, не выполняет своей главной функции. 

Дневник — не просто реестр оценок и заданий. В дружных семьях это почти семейная реликвия.

Конкурс дневников «Семейная реликвия»

                В одной семье в конце каждого учебного года дневник младшего сына Дениса летел в мусорное ведро – это был жест, символизирующий освобождение от школы на 3 месяца. Но с прошлого года мама эту традицию волевым решением отменила. Она придумала новый воспитательный ход: сообщила сыну, что планирует демонстрировать его успехи и упущения в учебе будущим внукам.      
- Удивительно, но это действует! – сообщила мама классному руководителю. Сын стал серьезнее относиться к тому, какие оценки и замечания появляются в его дневнике. 

- А как в Ваших семьях относятся к дневнику школьника?

- Может ли дневник стать для всех другом, помощником, добрым орудием воспитания?

- Как это лучше сделать?   (Мнения родителей.)

Самый оптимальный вариант, когда ученик, приходя из школы, сам показывает дневник отцу или матери. Ни в коем случае не следует бурно реагировать на плохую оценку или запись о том или другом проступке. Если двойка не от лени и не от недостатка прилежания, то ребенку надо помочь, разобраться в причинах неудачи, успокоить его и ободрить.

Дневник — это зеркало отношения человека не только к дневнику, но и к самому себе, а также к другим людям, которые должны работать с этим документом, т.е.

к учителям, к классному руководителю, к родителям которым приходится просматривать его почти каждый день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"

Работа над проектом способствует развитию художественно-творческих и познавательных способностей обучающихся, интереса к чтению и книге, формированию читательского кругозора,приобретению опыта в самос...

Проект "О чем может рассказать школьная библиотека"

Проект "О чём может рассказать школьная библиотека" выполнен обучающимися 2 класса под моим руководством. Характеристика деятельности детей: участие в коллективном проекте, работать в паре и индивидуа...

Технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) по теме Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"

2 класс. Технологическая карта по литературному чтению по теме Проект " О чём может расскзать школьная библиотека". УМК "Школа России"....

Проект Что может рассказать школьная библиотека

мини-экскурсия в школьную библиотеку...

Методический маршрут "Коллаж как продукт реализации проекта "О чём может рассказать школьная библиотека"

В данном методическом маршруте предлагается рассмотреть организацию работы над учебным проектом по литературному чтению "О чём может рассказать школьная библиотека" во 2 классе....