Главные вкладки

    06. Родительское собрание: «Развиваем в ребёнке любовь к книге и чтению»
    статья (1 класс)

    Татьяна Михайловна Захарченко

    Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

    В наше время многие родители предпочитают увлечь ребенка телефоном, планшетом или компьютером для того, чтобы поработать, заняться своими делами. Но мы не задумываемся, что было бы с нами, если бы наши родители имели возможность отвлечь нас новеньким гаджетом, а не книгой. Предыдущее поколение потому и можно считать более счастливым,  что мы все росли на книгах, а не на электронных играх. Так почему же так важно прививать любовь к чтению с самого детства? В чём заключается роль родителей, семьи в развитии читательского интереса ребёнка? Какие манёвры можно использовать родителям, чтобы выработать стойкий интерес к чтению и любовь к книге у своих детей?

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rod._sobranie_interes_k_chteniyu.docx27.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание:

      «Развиваем в ребёнке любовь к книге и чтению»

    Сообщение учителя

       Уважаемые родители! В школьной жизни наших детей наступает важный этап – мы заканчиваем Букварь.  Все ученики класса научились читать: у кого- то получается лучше, у кого-то хуже. От нас с вами зависит, как в дальнейшем закрепится и разовьётся навык чтения, приобретённый в букварный период. Сегодня на собрании речь пойдёт о любви к книге, о развитии читательского интереса детей, и , конечно же, о той роли, которая отводится вам, как самым близким и авторитетным для ребёнка людям.

             Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще десять-пятнадцать лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

            Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

          Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест. Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

           Развитие интереса к чтению у первоклассника — необходимое и практически самое трудное действие. И дело вовсе не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто заставить ребенка читать гораздо труднее, чем отправить его смотреть телевизор или играть в компьютер. Речь не идет о том, что учить читать и писать ребенка должны родители. Этим занимается школа, учитель. Родители же формируют устойчивый интерес к чтению, поскольку у них для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.

    Правильное чтение — это техничное чтение. Но важно не только то, сколько слов в минуту будет прочитывать первоклассник. Кстати, к концу первого класса он должен прочитывать 50 слов в минуту. Техника чтения важна, поскольку быстро читающий ученик гораздо легче справится с заданием по математике, русскому языку, окружающему миру, чем плохо читающий. И ещё важно, чтобы ребенок понимал, что он читает, и мог ответить на вопросы по содержанию прочитанного.

    Первоклассник еще не понимает, что чтение необходимо для усвоения других дисциплин. Воля его только формируется, и слово «надо» не всегда находит отклик в его душе. В этом случае воспитательные возможности семьи можно использовать в развитии интереса к чтению у ребенка. Как это сделать? Вот об этом сейчас и поговорим.

    В чтении существует два этапа:

    1) этап технического чтения, так называемый “голый” навык,

    2) этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста.

           Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.
        Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить 
    чтение  нет. Так что для начала  перечислим  лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать.  Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать — ах,  прочитай еще хоть одну  строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать. Радуйтесь каждому новому  прочитанному  тексту, понимая, что это действительно его маленькие победы.
    Берите для чтения подходящие книжки — яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

    А теперь о маневрах — их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

    Метод Кассиля

           Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.

    Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, что же  все-таки произошло с главным  героем. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе — строчку ты, две строчки я. И так далее.

    Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

    Метод Искры Даунис (детского психолога)
           Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

    Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

    Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
           Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.

    Чтение — радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (Священную книгу).

    Метод неграмотной татарской женщины
          Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был очень одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе лишь доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

    Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики.

    У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами.

    Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка — баба Катя. И мальчик — Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, — ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.

    Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка — бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. — Я ее выгнала — рассказывала она — и сказала этой бабе Кате — не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.
    Дальше — больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, “сидят” чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей — когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда — объясняла она сыну — ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, — ты чего мама, плачешь?
    — Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.
    — Да, мама. Я буду ученым.
    И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне.

    Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей.  Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха.  И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе — лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это — не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?” Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро  выходного дня за книгой.
    “Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, — говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются дети  за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст — самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

    Для развития интереса к чтению важно, чтобы любовью к чтению была отмечена семья, в которой растёт ребёнок.

    Если члены семьи не читают, а постоянно сидят перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребенок заинтересуется этим видом деятельности. Более того, желательно, чтобы у ребенка была своя «библиотека». Полочка, где стоят его книги. Пусть там будут книги не только маленького формата или специально предназначенные для первоклассника. Полезно, чтобы на ней находились и те произведения, которые предназначены для старшего возраста. Их вид будет интриговать ребенка. А родителям следует подыграть ему, расписать, какие интересные события описываются в этих книгах.

    Самое важное в развитии интереса к чтению — помнить, что для ребенка чтение — трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то есть. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное — это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

    Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее. Еще часто встречающаяся ошибка при обучении чтению первоклассников. Они проговаривают слова и предложения два раза, сначала про себя, а потом вслух. Это двойное чтение. Кроме отрицательного результата оно ничего не дает ребенку. Если выявляется этот дефект, необходимо сразу же начинать работать над его исчезновением. Терпеливо объяснять, что так читать нельзя, следить, чтобы он не читал про себя, а сразу вслух. Можно использовать такой педагогически прием. Попросить прочитать про себя и пересказать то, что ребенок прочитал, не давая при этом ему читать вслух.

    Когда ребенок научится сносно читать, освоит технику чтения, можно приступать к обучению выразительности. Выразительное чтение очень важно для ребенка. Использование эмоционально окрашенного голоса вызывает в душе ребенка отклик, и прочитанное легче и крепче усваивается. Но для начала необходимо научиться делать логические остановки.

    Ребенку необходимо объяснить, что когда он видит запятую, он должен остановиться и просчитать про себя «раз», а потом читать дальше. Если стоит точка, то пауза должна быть дольше — «раз—два». Используя эту методику, малыш научится делать паузы, что, несомненно, поможет ему усвоить прочитанное с большим толком.

    Теперь можно переходить к обучению выразительному чтению. Для этого очень хорошо подходят басни или маленькие эмоциональные диалоги, к примеру, детского писателя Н. Носова. Читать басни лучше по ролям, где каждый участник должен говорить с теми интонациями, которые присущи героям. Получаются такие мини-спектакли.

    Родители должны быть готовы к тому, что даже тогда, когда их первоклассник научился читать, он все равно будет просить родителей почитать ему вслух, особенно перед сном. Не надо отказывать ребенку в этом. Это полезно. Использование такого чтения влияет на формирование слуховой памяти. К тому же формируются мотивы овладения техникой чтения, поскольку родитель, читающий ему вслух, будет все время говорить о том, что как только ребенок научится хорошо читать, он сам будет читать такие толстые и интересные книги.

    Работа родителей по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

         Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

    Источники:

    http://econet.ru/articles/122089-kak-privit-rebyonku-lyubov-k-chteniyu-4-metoda

    http://www.alegri.ru/deti/vospitanie-i-razvitie-rebenka/kak-privit-u-rebenka-                   lyubov-k-chteniyu-kak-razvivat-interes-k-chteniyu.html

    https://azbyka.ru/deti/ne-zastavit-a-privit-lyubov-k-chteniyu


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание. Как воспитать у ребёнка любовь к чтению, интерес к книге.

    Родительское собрание во 2-м классе на тему  "Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"...

    Родительское собрание "Воспитание у ребёнка любви к чтению, интереса к книге" 2 класс

    План проведения собрания.Роль книги в жизни человека.Анализ анкет для детей.Из семейного опыта.Требования программы по чтению.Если чтение дается плохо…Рекомендации и советы родителям....

    Как развить у первоклассника любовь к книге и интерес к чтению.

    Своей первой и главной задачей я считаю вызвать у каждого первоклассника интерес к детской книге, сформировать  умение работать с ней.    КАК это сделать?...

    Родительское собрание "Развиваем в ребёнке любовь к чтению"- сообщение учителя

     Уважаемые родители! В школьной жизни наших детей наступает важный этап – мы заканчиваем Букварь.  Все ученики класса научились читать: у кого- то получается лучше, у кого-то ху...