Компьютер - добро или зло?
материал на тему

Федорова Екатерина Борисовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_dobro_ili_zlo.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер – добро или зло?

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разобраться: компьютер – добро или зло?

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? Вы абсолютно правы – игрушкой, необычной и привлекательной игрушкой.

В чем особенность компьютера? Чем отличается от любой другой игрушки? Сейчас я вам об этом расскажу.

  • Компьютер является интерактивным средством.
  • Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  • Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  • Компьютер – многовариативный дидактический материал.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка или, напротив, задерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером?

Что ж, мнения разделились. Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка. А для этого устроим «компьютерный ринг». В красном углу – сторонники применения компьютеров в воспитании, в синем – его противники (желательно равное количество человек в командах).  Проводится диспут «Компьютерный ринг»

Варианты «подсказок»

Компьютер:

  • Вызывает положительный интерес к новой технике;
  • Развивает творческие способности;
  • Полностью захватывает сознание ребенка;
  • Устраняет страх ребенка перед новой техникой;
  • Отрицательно влияет на физическое развитие детей;
  • Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы;
  • Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
  • Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
  • Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;
  • Воспитывает внимательность, сосредоточенность;
  • Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
  • Снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;
  • Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
  • Помогает овладеть чтением и письмом;
  • Ухудшает зрение ребенка;
  • Способствует возникновению нарушений осанки;
  • Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления;
  • Тренирует внимание и память;
  • Развивает быстроту действий и реакций;
  • Способствует развитию гиподинамии;
  • Воспитывает целеустремленность.

Как видите, есть и положительные и отрицательные стороны. Сейчас я расскажу, что выяснили ученые о положительном влиянии компьютера на ребенка.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В. Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играют наши дети.

Компьютерные игры бывают очень разные. Специалисты выделяют следующие их виды:

  1. Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить врагов, кем бы они ни были.
  2. Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей т романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
  3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
  4. Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
  5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений, и т. д.
  6. Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т. д.
  7. Графические игры, связанные с рисованием, конструированием.

Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, своим опытом. В какие компьютерные игры играют дети дома? Что им нравится в этих играх? Считаете ли вы эти игры доступными и полезными для детей? Выслушиваются мнения родителей.

А как трудно правильно выбрать компьютерную игру для ребенка! Их так много! И каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Вот они:

  1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий.
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше, чем традиционный шрифт компьютера.
  3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.
  4. Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.
  5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  6. Нежелательно применение системы оценок в баллах.
  7. Лучше, если программа имеет логическое завершение, - построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратит ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком много? Или, наоборот, мало? Когда ребенок чаще играет в компьютерные игры? Как организовано его компьютерное место?

Я хочу рассказать вам о тех правилах, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  5. Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
  6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  7. В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
  9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Что же, мы смогли убедиться, что при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребенка

Родителям раздаются памятки в форме монитора компьютера, на одной стороне которых размещены правила работы для детей дошкольного возраста на компьютере, а на другой – варианты зрительной гимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии "Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере"

Данный материал предназначен для реализации раздела "Практика работы на компьютере" в курсе "Технологии" в 3 классе....

Урок информатики по учебнику ПлаксинаМ.А. тема "Как человек общается с компьютером","Как управлять компьютером с помощью мыши"

В данной презентации в доступной для детей форме даются понятия "рабочий стол", "пиктограмма", "меню". Дети знакомятся с управлением компьютером с помощью мыши....

Лекторий для родителей. Компьютер-добро или зло?

Лекторий для родителей. Компьютер-добро или зло...

Информатика. «Компьютер как система» Технология. «Мой помощник компьютер» 4 класс (обучение на дому)

День пришёл!   Добрый день! И пусть в нашей жизни                 будет  множество ...

Урок по теме «Компьютер. Назначение и возможности основных устройств компьютера»

laquo;Компьютер. Назначение и возможности основных устройств компьютера»...

Технологическая карта урока технологии по теме "Правила организации труда при работе за компьютером. Безопасность труда. Основные устройства компьютера", 3 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создание условий для формирования первичного представления об устройстве компьютера.Задачи урокаДидактические:Познакомить с устройством ...