Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
план-конспект урока (4 класс) по теме

Комракова Ирина Фёдоровна

Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_urokano2.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока «Добро и зло» (2 урок «Где граница добра и зла»)

Класс: 4

Система учебников (УМК): « Основы светской этики» учебный курс по программе «Перспектива»

Автор учебника: А.Я. Данилюк

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №1937

Учитель: Комракова Ирина Фёдоровна

Тема урока «Добро и зло»

№ урока в разделе:6

Тип урока:ОНЗ

Цели урока:  формирование у обучающихся способностей обобщать и систематизировать предметное содержание.

Умение отличить добро от зла, корысть от бескорыстия в поступках людей.

Понять, какое качество необходимо воспитывать в себе, чтобы собственная жизнь и жизнь окружающих тебя людей стала лучше.

Задачи урока:

1.Работа над понятиями «добро»  и  «зло». На анализе поступков героев художественных произведений формировать внутреннюю потребность прогнозировать собственные поступки.

2. Формировать способность включать приобретенные знания в систему понятий светской этики.

3. Развивать коммуникативные навыки при выполнении совместной работы.

УУД, формируемые на  уроке:

 познавательные: общеучебные универсальные действия (структруирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме);

регулятивные: постановка цели; составление плана и последовательности действий;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

личностные: умение оценить свою работу на уроке

Литературный материал.

"На катке" В.А. Осеева

Рассказ для детей

   День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.          

Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с её шубки снег. - Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

- Коленку...

Сзади раздался смех.

"Надо мной смеются!“ - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

- Иди к нам! - позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание и т.д.

Деятельность учащихся

1 Мотивация учебной деятельности

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

На доске:

Жизнь дана на добрые дела.

- Прочтите запись.

- Что это за предложение?

- Что такое «пословица»?

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Вы хотите узнать, как делать добро?

- Пожелайте друг другу успеха.

Это пословица.

Пословица- это народная мудрость.

Человек должен совершать добрые поступки.

2 Проверка домашнего задания

-Проверим выполнение домашнего задания.

- Какие пословицы со словом «добро» вы подобрали?

- Характеристике какого сказочного героя соответствует данная пословица?

Приготовьте СВЕТОФОРЫ (сигнальные карточки с зеленым и красным цветами)

- Оцените ответ.

- Какие рисунки вы сделали к эталону прошлого урока? Поясните.

- Лучшие работы мы добавим в классную копилку.

Фронтальная работа. Ученик читает пословицу и называет имя героя литературного произведения.

Остальные оценивают ответ с помощью светофора.

(Зеленый- со мной все согласны; красный- почему ты со мной не согласен?)

Я нарисовал Кощея Бессмертного над сундуком с золотом, т к одно из значений слова «добро» - это богатство…

3 Актуализация знаний и фиксация затруднения

Организация работы по выполнению предложенного задания с фиксацией места и причины затруднения

- Посмотрите на лист с заданием.

У каждого:

добро                          

положительное        

хорошее                    

милое                        

полезное                  

- Напишите антонимы к каждому слову из первого столбика.

- Что такое антонимы?

- Проверим вашу работу. Приготовьте светофоры.

- Дайте определение значения слова «зло».

- Как проверить, правильное ли определение слова вы дали?

На доске:

Зло- нечто дурное, вредное, противоположное добру.

- Как отличить добро от зла? Где проходит эта граница?

Если знаете ответы- зеленый сигнал светофора. Если нет- красный.

- Покажите светофоры классу.

- Ваши мнения разделились. С чем вы столкнулись?

Антонимы- слова противоположные по значению.

Фронтальная проверка.

зло

отрицательное

плохое

противное

вредное

Зло- это все отрицательное, плохое, противное, вредное.

Посмотреть статью в толковом словаре Даля.

Поднимают светофоры.

Показывают  друг другу свой сигнал.

Мы столкнулись с затруднением.

4  Выявление места и причины затруднения

Фиксация в речи причины и места затруднения

- Какие вопросы я задала?

- Чем пользовались?

- В чем возникло затруднение?

     - В чем причина?

Повторяют задание.

Собственными знаниями.

Не могу ….

      Я не знаю ….

5 Постановка цели, формулирование темы  и построение плана выхода из затруднения

С помощью подводящего диалога формулируется цель и тема урока

- Какую цель поставите перед собой?

- Как будет называться тема урока?

- Работать надо по плану. Составим план работы вместе. Расставьте пункты плана.

На доске:

-Ответить на вопрос: «А как поступил бы я?»

- Оценить поступки героев.

-Прочитать рассказ.

Узнать, как отличить добро от зла. Где граница добра и зла?(открыть запись на доске)

ДОБРО И ЗЛО.

1 Прочитать рассказ.

2 Оценить поступки героев.

3 Ответить на вопрос: «А как поступил бы я?»

6 Чтение и анализ рассказа В. Осеевой «На катке»

(текст у каждого)

1 вариант организации работы- фронтальная работа с классом.

– Назовите действующих лиц.

– Как вы думаете, кто был старше – Витя или девочка?

- Почему? Подтвердите словами из текста.

- Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.

– Как вы думаете, почему она так ездила?

- А что выделывал Витя? Прочитайте.

– О чем это говорит?

- Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках?

- Чем ударилась маленькая девочка?

 .

- Как поступил Витя?

 

- Почему Витя изменил свое поведение?

 

- Оцените поведение Вити.

.

- Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей?

- Как поступили бы вы на месте Вити?

Оцените ответ СВЕТОФОРОМ.

- А как вы поступили бы на месте мальчиков?

Оцените ответ СВЕТОФОРОМ.

2 вариант: работа в группах по составленному плану.

 Маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя.

.Старше был Витя.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

Она еще неуверенно стояла на коньках.

Дети выполняют задание.

Витя очень хорошо катался на коньках.

Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала.

Маленькая девочка ударилась коленкой.

 

Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал

Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним.

Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников

Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека. Делать доброе дело не стыдно, а благородно!

Дети отвечают и оценивают ответы других СВЕТОФОРОМ.

Дети отвечают и оценивают ответы других СВЕТОФОРОМ.

Называют правила работы в группе.

Пересаживаются по группам.

Назначаются ответственные.

Работают.

Отвечают у доски.

7 Самостоятельная работа

Организация выполнения самостоятельной работы с последующей самопроверкой и самооценкой.

- Что проще: говорить о добре или делать добро?

- Я предложу вам ситуации из жизни. Если поступок героя считаете добрым, то ставите +, если нет, то ?.

1 Саша дал Вите списать задачу.

2 Лена объяснила Вале, как разобрать слово по составу.

3 Слава решил мыть посуду после каждого ужина.

4 Света угощала подруг только тогда, когда это видела учительница.

Говорить легче, а делать добро трудно. Надо преодолевать страх, насмешки, думать о других.

?

+

+

?

- Проверьте ваши ответы (открыть ответы на доске)

- У кого ответы не совпали?

В каком задании? Дети, помогите товарищу.

- Кто справился с заданием?

Дети, которые дали правильный ответ, объясняют свой выбор.

8 Вопрос-проблема.

- Еще одна ситуация. Критерии те же: добрый поступок –«+», нет – «?».

Охотник убил разъяренную львицу, которая накинулась на его товарища.(пауза) Голодные львята напрасно ждут свою мать.

- Кто поставил вопросительный знак?

- Кто поставил плюс?

Повесить на доску знак вопроса.

?

Скорее всего ответы будут разные.

9 Итог урока

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

- Какой необычный итог урока. Почему?

 

- Какую цель вы ставили?

- Такие вопросы называются философскими. Человек всю свою жизнь ищет ответ на вопрос «Где добро, а где зло?»

- По какому пойти пути? Какую выбрать дорогу?(над знаком вопроса нарисовать две дороги)

- В конце урока хочу подарить вам стихотворение.

В жизни по-разному можно жить:

Можно в беде,

а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

                               

  ( С. Островой)

У нас нет готового ответа.

Узнать, как отличить добро от зла. Где граница добра и зла?

10 Домашнее задание

Устное сочинение (ключевые слова письменно) «Научи малыша быть добрым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Презентация к уроку по чтению во 2 классе. Тема урока: А.Л.Барто. "В школу", "Вовка - добрая душа".

Презентация к уроку по чтению,2 класс. Тема урока : "А.Л.Барто. "В школу", "Вовка - добрая душа"....

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Отчего звери друг от друга отличаются" по учебнику Свиридовой В.Ю.

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Отчего звери друг от друга отличаются" разработана к учебнику по учебнику литературного чтения  Свиридовой В.Ю. Презентцию могут испол...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.

ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, рыбы, птицы, звери, из отличия.Птицы,их отличия"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе (УМК "Школа России") предназначается для учителей начальных классов, работающим по ФГОС НОО....

Урок Победы. Сценарий урока математики в 4 классе УМК "Перспектива"

Даеный урок позволяет сформиррвать навык работы м ногозначными числами на основе основных дат Великой Отечественной войны.Это метапредметный урок связалв себе две области, область матемаьтики и област...