Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Осипенкова Елена Викторовна

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Авторы проекта:

учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов Данила, Юлдашев Егор.

Название проекта:

Андерсен «Снежная королева». Проблема добра и зла.

Краткая аннотация проекта:

Класс: 4

Предмет: Литературное чтение.

Данный проект знакомит учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

Цели проекта:
Образовательная: обучение  учащихся работе в группе.

Воспитательная: воспитание  чувства  сопереживания за товарищей, за выполненную работу; самокритичности, самоконтроля.
Развивающая: развитие  творческих  способностей  учащихся, умения нестандартно мыслить, фантазировать.
Задачи проекта:
- разработать этапы проектной деятельности и пути её осуществления,
- прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева»,
- проанализировать прочитанное, сделать подборку интересных, нестандартных заданий, которые сможет использовать учитель во время урока по литературному чтению а также во время внеклассного занятия при знакомстве с творчеством Андерсена.

Актуальность проекта:

      1. Формирование  самостоятельных, активных, творчески мыслящих личностей.

  1. Привитие  интереса   к чтению, любви  к литературе.
  2. Развитие  памяти,  воображения,  логического  мышления, связной  речи.
  3. Развитие  навыков коммуникативного общения

Целью является раскрытие добра и зла в сказке "Снежная королева". Ученики 4 класса должны уметь видеть различия между добром и злом. Добро и зло противостоят друг другу в сказке «Снежная Королева».

 Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, олицетворяющей силы зла, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять силе злой  волшебницы. Но доброта, настойчивость и смелость Герды привлекают на ее сторону и людей, и животных. Что помогает победить зло, а именно Снежную королеву.

 

 

 

 

План проекта:

I ЭТАП- ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Родители и ученики знакомятся с проектом. Родители получают буклет, в котором рассказано о проекте и его преимуществах. Ученики знакомятся с заданиями учителя.

 

II ЭТАП-ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Обсуждение индивидуальных планов работы учащихся. Обсуждение возможных источников информации. Самостоятельная работа учеников по выполнению заданий, подготовка школьниками презентаций, написание сочинений на тему «Добро и зло в сказке Андерсена «Снежная королева». Изготовление конусного театра по сказке, поделки на тему «Добро и зло», составление коллажа- картинного плана сказки.

III ЭТАП- ТВОРЧЕСКИЙ

Ученики проекта создают творческие работы. Обсуждение возникших проблем и поиск решений. Отдают свои работы на проверку учителю.

  1. Сочинения пишут все учащиеся.
  2. Кукушкина Дарья готовит презентацию на тему «Жизненный и творческий путь Андерсена»
  3. Осипенков Даниил готовит презентацию на тему «Лапландия»
  4. Коллаж  ( картинный план сказки) коллективная работа
  5. Поделка «Добро и зло. Розы, дети и Снежная королева» выполняется всем коллективом.
  6. Кроссворд готовит Юлдашев Егор
  7. Пословицы о добре и зле готовит Андросенко Александра
  8. Льдинки- пазлы готовит Семёнов Данила
  9. Конусный  театр «Снежная королева» коллективная работа.

 

IV ЭТАП-ЗАВЕРШАЮЩИЙ

 Итоговый урок. Защита проекта, подведение итогов, отметка лучших работ. Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass_snezhnaya_koroleva.docx274.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Жарынская средняя школа»

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке  Г. К. Андерсена  

«Снежная королева»

 Проблема добра и зла.

Подготовила учитель начальных классов:

Осипенкова Елена Викторовна

Д. Красная Горка         2017 год

Тема урока:

Обобщающий урок-проект по сказке  Г-Х. Андерсена  «Снежная королева». Проблема добра и зла в сказке.

Тип урока:

систематизация и закрепление знаний по сказке, подведение итогов работы класса над проектом.

Цель:

Подвести итоги работы над проектом Андерсен «Снежная королева. Проблема добра и зла. Работать над понятиями «Дружба, верность, любовь, добро, зло» во время изучения художественного текста, учить ребят анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать литературный материал, воспитывать уважение к чувствам любви, верности и дружбы, учить детей ценить и беречь эти чувства.

Задачи урока:

учить выделять главное в произведении, изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, которое предлагает автор с учетом собственных впечатлений.

- развивать речь, память, логическое мышление, творческую фантазию; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету

-воспитывать уважение к чувствам любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства.

-совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся, обучать работе в парах, группах.

Оборудование:

компьютер, медиапроектор, экран; детские презентации к уроку «Жизненный и творческий путь Андерсена», «Лапландия»; книга «Снежная королева», толковый словарь; кроссворд, пословицы, льдинки, раздаточный материал, поделки и рисунки детей, конусный  театр «Снежная королева», плакаты, сочинения детей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Авторы проекта: 

учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов Данила, Юлдашев Егор.

Название проекта:

Андерсен «Снежная королева». Проблема добра и зла.

Краткая аннотация проекта:

Класс: 4

Предмет: Литературное чтение.

Данный проект знакомит учащихся со сказкой Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

Цели проекта:
Образовательная: обучение  учащихся работе в группе.

Воспитательная: воспитание  чувства  сопереживания за товарищей, за выполненную работу; самокритичности, самоконтроля.
Развивающая: развитие  творческих  способностей  учащихся, умения нестандартно мыслить, фантазировать.
Задачи проекта:
- разработать этапы проектной деятельности и пути её осуществления,
- прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева»,
- проанализировать прочитанное, сделать подборку интересных, нестандартных заданий, которые сможет использовать учитель во время урока по литературному чтению а также во время внеклассного занятия при знакомстве с творчеством Андерсена.

Актуальность проекта:

      1. Формирование  самостоятельных, активных, творчески мыслящих личностей.

  1. Привитие  интереса   к чтению, любви  к литературе.
  2. Развитие  памяти,  воображения,  логического  мышления, связной  речи.
  3. Развитие  навыков коммуникативного общения

Целью является раскрытие добра и зла в сказке "Снежная королева". Ученики 4 класса должны уметь видеть различия между добром и злом. Добро и зло противостоят друг другу в сказке «Снежная Королева».

 Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, олицетворяющей силы зла, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять силе злой  волшебницы. Но доброта, настойчивость и смелость Герды привлекают на ее сторону и людей, и животных. Что помогает победить зло, а именно Снежную королеву.

План проекта:

I ЭТАП- ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Родители и ученики знакомятся с проектом. Родители получают буклет, в котором рассказано о проекте и его преимуществах. Ученики знакомятся с заданиями учителя.

II ЭТАП-ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Обсуждение индивидуальных планов работы учащихся. Обсуждение возможных источников информации. Самостоятельная работа учеников по выполнению заданий, подготовка школьниками презентаций, написание сочинений на тему «Добро и зло в сказке Андерсена «Снежная королева». Изготовление конусного театра по сказке, поделки на тему «Добро и зло», составление коллажа- картинного плана сказки.

III ЭТАП- ТВОРЧЕСКИЙ

Ученики проекта создают творческие работы. Обсуждение возникших проблем и поиск решений. Отдают свои работы на проверку учителю.

  1. Сочинения пишут все учащиеся.
  2. Кукушкина Дарья готовит презентацию на тему «Жизненный и творческий путь Андерсена»
  3. Осипенков Даниил готовит презентацию на тему «Лапландия»
  4. Коллаж  ( картинный план сказки) коллективная работа
  5. Поделка «Добро и зло. Розы, дети и Снежная королева» выполняется всем коллективом.
  6. Кроссворд готовит Юлдашев Егор
  7. Пословицы о добре и зле готовит Андросенко Александра
  8. Льдинки- пазлы готовит Семёнов Данила
  9. Конусный  театр «Снежная королева» коллективная работа.

IV ЭТАП-ЗАВЕРШАЮЩИЙ

 Итоговый урок. Защита проекта, подведение итогов, отметка лучших работ. Рефлексия.

Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники *

http://narodstory.net/audioskazki-skazki.php?id=66  аудиосказка «Снежная королева», http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/290-2013-03-29-09-30-19.html

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

- Здравствуйте, ребята.

- Я хочу пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.

-Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение не покидало Вас в течение всего урока.

  1. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы и цели урока.

А)Просмотр аудиосказки «Снежная королева»

http://narodstory.net/audioskazki-skazki.php?id=66  аудиосказка «Снежная королева», http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/290-2013-03-29-09-30-19.html

 -Сегодня мы в гостях у сказки.

-Давайте вспомним, над каким проектом мы работали в ноябре месяце?

( сказка Андерсена «Снежная королева» ( видеоролик по сказке)

Как называется произведение? («Снежная королева»)

- Кто автор этого произведения? ( Х. К. Андерсен)

Б) Постановка цели и задач урока.

-Ребята, мы с вами совершим сегодня увлекательное путешествие в мир удивительного писателя – Ханса Кристиана Андерсена. Он однажды сказал такие слова:

«Моя жизнь – это прекрасная сказка». 

 Эпиграфом к нашему уроку, я хочу взять такие слова:

« Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти».

- Как вы понимаете эти слова?

-Какую цель мы сегодня поставим перед собой? (Подвести итоги работы над проектом. Работать  над понятием “добро и зло, верность и любовь” при работе с художественным текстом)

- Давайте сформулируем задачи на наш урок. (Вспомнить произведение

великого сказочника, проанализировать сказку, отработать читательские

навыки)

  1. Обобщение и систематизация изученных знаний.

А) Просмотр презентации об Андерсене.

- Даша готовила презентацию о Г. Х. Андерсене. Посмотрите её, послушайте Дашу а потом ответьте на вопрос: Что вы узнали о жизни великого сказочника. ( показ презентации Кукушкина Дарья)

- Что нового вы узнали о великом сказочнике?

        Б)Работа с текстом

 -А теперь отправляемся в сказку.

Королевство Снежной королевы – не простое и попасть туда не легко.

Но Герда – смелая девочка. Она решила спасти Кая и доказать Снежной Королеве, что дружба, верность и любовь могут творить чудеса. Герда отправляется  в сказочное государство.

- Ребята, я предлагаю вам проследить по сказке весь путь девочки. Вы готовы?

-Итак, давайте вспомним, с чего все начиналось.

Найдите на своих столах страницу № 1, текст №1. Давайте прочитаем текст вслух. Читает Даша.(Приложение № 1)

- Что узнали от бабушки Кай и Герда о Снежной Королеве? ( Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стёклах появляются ледяные узоры)

-Что попало в сердце мальчика? ( В его сердце попал осколок ледяного зеркала . Он должен был превратить сердце Кая в лёд)

- Прочитайте про себя текст № 2 и найдите в нём : Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы? 

- Как же Кай оказался во владениях Снежной Королевы? ( Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной Королевы , и она унесла его в свой ледяной дворец).

- Расскажите , как ведёт себя Герда. Что она делает, как поступает?

( пересказ)

- А что движет Гердой , когда она решается отправиться на поиски Кая? ( Любовь. Она очень скучает. Она не помнит обид и зла ,которые  он причинил бабушке и ей).

Приложение №1

Текст№1. Чтение отрывка вслух.

Давным –давно жили по-соседству двое детей : мальчик Кай и девочка Герда.

Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружатся снежинки.

- Интересно, - задумчиво протянул Кай, - а у них есть королева?

- Конечно, - кивнула бабушка. – Ночью она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стёклах появляются ледяные узоры.

На другой день , когда дети снова играли у окна, Кай вдруг вскрикнул.

- Ай, что-то кольнуло меня в глаз, а потом в сердце !

Бедный мальчик ещё не знал, что это осколок ледяного зеркала Снежной Королевы , который должен был превратить его сердце в лёд
№2.

Чтение про себя.

Однажды дети отправились играть на площадь. В разгар веселья вдруг появились большие белые сани. Никто и глазом не успел моргнуть , как Кай привязал к ним свои саночки.

Сидевшая в санях Снежная Королева, а это была она, усмехнулась – и унеслась вместе с Каем в свой ледяной дворец.

Околдованный Кай забыл и Герду, и бабушку : ведь его сердце превратилось в лёд.

В) Работа в парах

-Сейчас будем работать в парах. У пар каждого ряда свое задание на карточках. Приложение №2

Задание для пар третьего ряда ( Антипов С., Семёнов Д.),

(Осипенков Д.Андриечко Ульяна)

Таблица №1

Поставьте героев в том порядке , в котором они встречались отважной Герде на её дороге.

ПРИНЦ

ФИНКА

МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА

КОЛДУНЬЯ

ВОРОН

Задание для пар первого ряда. ( Кукушкина Д. , Андросенко А.),

(Юлдашев Е., Дроздов Н.)

Таблица №2

Найдите описание героя и соедините стрелочкой.

Герда

«… он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

Тролль

« она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая»

Снежная королева

«… держался он вообще непринуждённо и мило…»

Кай

« глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные»

Ворон

«… злой-презлой, сущий дьявол…»

Принц

«… в большой соломенной шляпе , расписанной чудесными цветами…»

Маленькая разбойница

«… он не мог хорошо говорить на языке людей , но видимо , желал девочке добра…»

Колдунья

« ах , как ныли её бедные усталые ножки…»

- Теперь проверим как вы выполнили задания.

- Молодцы! Мы с Вами добрались до Лапландии. А что это за страна? 

( презентация- рассказ о Лапландии , подготовил Осипенков Даниил)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лепим снеговика»

- К кому привез Герду северный олень ? ( В избушку к финке)
Г) Работа в группах

1 группа: ( Антипов С., Семёнов Д., Осипенков Д.Андриечко Ульяна)

2 группа: ( Кукушкина Д. , Андросенко А., Юлдашев Е., Дроздов Н.)

- Вы должна прочитать свиток финки как можно быстрее

Приложение №3

4361 –

10 25 83698,

721037798 1121341298 421411215122.

Ключ:

1 – а 6 – л 11 – д

2 – е 7 – н 12 – к

3 – и 8 – м 13 – т

4 – с 9 – о 14 – р

5 – ё 10 – в 15 - ч

- Проверяем Вашу работу.

( Сила – в её милом , невинном детском сердечке)

- Что значат эти слова? Как Вы их понимаете?

- Продолжаем наш путь.

- Где олень оставил Герду? ( Олень оставил Герду у куста с красными ягодами, спустил девочку на снег, поцеловал её в губы и умчался назад)

- Наконец мы добрались до владений Снежной Королевы.
Д) Работа с текстом

Приложение №4

- Прочитаем текст  № 3

№3.

Чтение отрывка вслух. Читает Андросенко Александра.

Герда осторожно зашла внутрь. На ледяном троне восседала Снежная Королева, а у неё ног льдинками играл Кай. Он не узнал Герду, и в сердце его ничего не дрогнуло – ведь оно было ледяным!

Тогда Герда обняла его и заплакала. Её слёзы были такими горячими , что растопили ледяное сердце Кая.

- Герда! – окликнул он, словно проснувшись.

- Кай, мой милый Кай! – ахнула Герда. – Ты узнал меня! Конец колдовству!

- Каким Герда увидела Кая в замке королевы? (Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи)

-Почему мальчик не узнал Герду? ( В его сердце был осколок, он стало ледяным)

- Как смогла Герда превратить Кая в прежнего доброго мальчика? ( Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами)

Е) Работа в группах. Работа со словарём.

Приложение №5

-А теперь предлагаю группам новое задание. Ваша задача : сложите из льдинок слово, которое не мог составить Кай.

( пазлы в форме льдинок)

Проверка работы в группах.

- Какое  слово составлял Кай? (ВЕЧНОСТЬ)

- А кто знает ,что обозначает слово «вечность»?

- Давайте найдем значение этого слова в словаре.

Ж) Работа с пословицами.

Приложение №6

- Кай с Гердой вернулись домой. А мы с вами давайте назовём волшебные слова – те качества человека, которые помогли милой Герде отыскать и спасти Кая и, которые должны быть у каждого человека. ( Любовь, дружба, верность)

- А есть ли у Вас друзья?

- А Вы за какие качества цените своих друзей?

- Почему человеку нужно, чтобы у него были друзья?

А теперь давайте соберём пословицы о дружбе и любви.

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь»

 «Кто живет в добре – тот ходит в серебре»

«Лихо помнится, а добро – век не забудется»

«Бедного обижать – себе добра не желать»

«Худо тому, кто добра не делает никому»

«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём»

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

4.Контроль и проверка знаний.

- Давайте еще раз вспомним всю сказку и разгадаем кроссворд, который подготовил нам Егор.

5.Чтение сочинений, подготовленных дома.

– Ребята, дома вы готовили сочинения по сказке. Давайте сегодня прочитаем их. ( выходят к доске по очереди и зачитывают оформленные сочинения)

6. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Над каким проектом работали?

- Давайте вспомним, какие цели и задачи мы с вами ставили в начале урока.

- С какими из них мы с Вами справились?

-Молодцы, ребята! А закончить урок я хотела бы словами великого сказочника Г-Х. Андерсена : «Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!» Помните, что «Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти» прочтение хором)

- Ребята, дома вы выполните итоговый тест по теме, который лежит на парте у каждого из Вас.

7.Рефлексия.

- У вас на партах лежат сердечки- символ любви, верности.

Кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте.

Кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой руки.Кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх.

( прослушивание песни С. Королёвой «Кай и Герда»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".

Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....

Урок литературного чтения, 1 класс, тема урока "Слово и предожение"

В данном документе конспект урока литературного чтения в первом классе. Тема урока "Слово и предложение". В конспекте преоставлены цель урока, задачи, планируемые результаты и сам ход урока....

Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»

Конспект  урока литературного чтения 2 классТема урока:  И.А. Бунин«Матери»...