Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    «Наше толерантное отношение к детям с ОВЗ»

    Куркова Любовь Анатольевна

    Родительское собрание на тему "Наше толерантное отношение к детям с ОВЗ" поможет родителям по-новому взглянуть на детей с ОВЗ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    Вышневолоцкого района «Красномайская средняя общеобразовательная школа» Тверской области

    Название конкурсной работы:  Родительское собрание

          «Наше  толерантное отношение к детям  с  ОВЗ

    (ограниченными возможностями здоровья)»

    Автор: Куркова Любовь Анатольевна

                  Учитель начальных классов, учитель-дефектолог

    Родительское собрание

    «Наше  толерантное отношение к детям  с  ОВЗ

     (ограниченными возможностями здоровья)»

    Если я чем-то на тебя не похож,

    Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

                                                            А, напротив, одаряю.

    Антуан де Сент-Экзюпери

    Аннотация к данной теме:

    Мы живем в обществе, где нас тысячи людей. Все мы разные, не похожие друг на друга. У каждого из нас свои интересы, желания, цели. В настоящее время актуальным стал вопрос об инклюзивном  образовании в наших Российских школах - обучении детей с ОВЗ.  Хочется поговорить о нашем  толерантном отношении  к детям  с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что в общении детей преобладает озлобленность, агрессивность. Поэтому толерантное воспитание нужно начинать с младшего школьного возраста, учить их быть доброжелательными, уважительными друг к другу. В этом воспитании должны принимать участие родители, учителя школы  и другие образовательные учреждения.

    Цель: формирование  у родителей толерантность по отношению к детям с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.

    Задачи:

    -  познакомить родителей с понятиями: ОВЗ,  толерантное воспитание;

    - учить  признавать право любого человека быть «другим»;

    - создавать условия для толерантного воспитания   детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, через просвещение родителей (законных представителей).

    Планируемый результат: восприятие  «особых» детей, детей с ОВЗ,  как обычных членов общества; изменить свое отношение и отношение своих детей  к детям  данной категории на «толерантное».

    Актуальность  темы: поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир особого ребенка яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями и толерантным отношением к ним.

    Родительское собрание предназначено для: родителей 1 класса, с возможным использованием материала в дальнейшей работе на первой ступени обучения, в связи с поступлением в ОО детей с ОВЗ.

    Форма проведения родительского собрания: круглый стол.

    Участники собрания: учитель 1 класса, учитель-дефектолог; родители.

    Оборудование: презентация «Дети с ограниченными возможностями в развитии (с ОВЗ)»,  видеоролики «Они-особенные»; прихватки-варежки, маркеры, чистые листы бумаги, учебники;  карточки Бройля; зефир; наушники; платки для завязывания глаз и мел; анкеты по кол-ву родителей; литература по данной теме.

    Ход собрания:

    1. Вступительное слово учителя:

    Уважаемые родители.

    Мы рады видеть вас в этом зале, сегодня речь пойдет о толерантном отношении детей  к сверстникам  с ограниченными возможностями здоровья.

    Но прежде чем начнем наше собрание, предлагаем Вам послушать не большое стихотворение:

    Люди на свет

    Рождаются разными:

    Непохожими, своеобразными.

    Чтобы других

    Ты смог понимать,

    Нужно терпенье.

    В себе воспитать.

    Нужно с добром

    К людям в дом приходить,

    Дружбу, любовь

    В своем сердце хранить!

    Новый «Закон об образовании» ратует за включение детей с ОВЗ  в образовательную среду массовой школы и прохождение ими общеобразовательной программы с дальнейшей сдачей экзамена и получении документа. В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и следовательно,   обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка.
           Что означает аббревиатура ОВЗ?

    Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся дети, которые имеют дефекты в развитии,  как в физическом, так и в психологическом  при необходимости создания специальных условий для жизни.

    Должны ли мы проявлять толерантность к таким детям?

    Что же такое толерантное воспитание?

    Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько вы родители будете терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение, Вам родителям, необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, понимание, сопереживание.

    Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий  успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

    Совместное обучение с особыми  детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

    Слово предоставляется учителю-дефектологу.

    2. Выступление учителя-дефектолога:

    Так кто же такие дети с ограниченными возможностями здоровья?

    К детям с ограниченными возможностями здоровья относят детей с разными нарушениями развития.

    В настоящее время выделяются следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья: (просмотр  презентации- приложение 1)

    Сегодня как никогда остро стала проблема отношения детей к людям с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них посещают специализированные детские сады. Такие дети оторваны от общества своих сверстников. Как часто ребенок слышит от нас взрослых, чтобы не играл, не общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Многие из вас боятся, что дети не примут того ребенка. Но на это хочется сказать, что если дети, общаются с детьми с ограниченными возможностями здоровья в них, проявляется сочувствие, уважение, доброта, любовь. Общаясь с детьми ограниченными возможностями здоровья, они учатся быть терпимыми друг другу. Такое общение помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстника, чувство взаимопомощи и стремление прийти на помощь. Формируется ответственность, уважения, усиливается умение помогать товарищу. Такое отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья дает возможность почувствовать себя на месте другого. Нам взрослым нужно постараться помочь ребенку в этом воспитании.

    3. Просмотр роликов  « Они- особенные». (приложение2)

    4. Ролевые игры:

    «Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)

    Родителям необходимо надеть прихватки на обе руки. Дать им маркер (ручку), с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на доске (листочке). Можно попросить перелистать страницы учебника. Родители обычно «мешкаются» и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и неаккуратно на доске (листочке). Объясните им, что дети  с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить  работу.

    «Карточки Бройля» – (приспособление, помощь)

    Карточки Бройля(для детей с проблемами зрения) раздаются родителям , и просим их «прочитать» карточки. Они, конечно, не могут это сделать, только если мы не поможем и не покажем, что значат точки и знаки на карточках. И тогда мы говорим о том, как трудно может быть для детей с  ограниченными возможностями читать слова на бумаге, поэтому им, может быть, нужна дополнительная помощь с чтением. Ученики могут иметь адаптированную помощь и занятия со специалистами.

    «Пойми меня…»

    Дайте каждому родителю большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______» Проведя этот эксперимент,  cпросите родителей, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
    Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте родителям, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:
    Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Призывайте родителей и их детей соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.

    «Наушники»

    Попросите родителей надеть заглушающие наушники и отойти в дальний от вас угол комнаты. Затем, тихим голосом попросите их что-нибудь сделать (например, три шага). Родители  не смогут Вас расслышать и сделать то, что Вы попросили. Покажите, чтобы они подходили к Вам ближе до тех пор, пока не смогут Вас слышать. В большинстве случаев, им придется подойти прямо к Вам, и даже тогда, они не всегда смогут слышать Вас. Объясните, что у многих детей  с ограниченными возможностями здоровья есть потеря слуха. Поэтому, всегда удостоверяйтесь, что Вы говорите с таким человеком, у которого есть нарушение слуха, когда он находится близко к Вам и у Вас есть зрительный контакт с ним, так как Вам это даст лучший шанс на коммуникацию.

    «Чудо-художник»

    Попросить одного из родителей  завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить родителям , что многие дети  с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.

    Сейчас мы попробовали себя в роли детей с ОВЗ.

    5. Ответы на вопросы

    А теперь попробуйте ответить на вопросы:

    - Скажите, пожалуйста, в Вашем окружении есть дети с ограниченными возможностями здоровья?

    - Как вы думаете, Ваш ребенок сможет принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

    - Вы сможете объяснить Вашему ребенку, что его нельзя обижать?

    - Как вы думаете, ребенок с ограниченными возможностями здоровья может посещать общеобразовательную школу, или же ему нужно ходить в специализированную школу?

    - Если в нашем классе  будет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, Вы будете против?

    6.Проведение анонимного  анкетирования.(приложение 3)

    7. Заключение.

    Наше родительское собрание подходит к концу.

    Нам нужно в нашем окружении быть терпимыми к детям с ограниченными возможностями здоровья. Каждый из нас должен постараться сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к детям с ограниченными возможностями.

    • Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию у «нормы» гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные дети » учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.
    • Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в различных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

    Мы надеемся, что у Вас изменилось  отношение  к детям с ограниченными возможностями здоровья.

    Огромное Вам спасибо за активную работу.

    Список литературы:

    1. Институт проблем инклюзивного образования. http://inclusive-edu.ru/

    2. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.

    3. Кувалдина Е. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя // Концепт. – 2014.

    4. Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья Анапа 2013г. Электронный ресурс: anapa6school.narod.rucdo/mk_mru.docx.

    5. Методическое пособие включает две брошюры: «Формирование толерантного отношения общества к детям-инвалидам», разработано психологом ЧерниковойО.А.Электронный ресурс: humanhealth.rufiles/Nachi…Tolerantnost.pdf

    6. Перевалова Н.Е. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования .Электронный ресурс: festival.1september.ru›articles/580261/ Н.Е. Перевалова

    7. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.

    8. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.

    9. Учимся жить вместе. Обучение детей – инвалидов в общеобразовательных школах. Электронный ресурс: youtube.comwatch?v=AT0ZIsIgDys;

     invalirus.rudetyam-invalidam…uchitsya-vmeste-s…

    10. Формирование в образовательном учреждении толерантного    отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья./ Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений. – г. Новокуйбышевск, 2006 - 105 с.

    Приложение № 3

    АНКЕТА

    1. Кого можно считать инвалидом и кто для тебя инвалид?

    *   Человек с ограниченными возможностями

    *  Просто несчастный человек

    * Человек, которому требуется помощь

    * Обычный человек, такой же, как и я

    2. Как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов?

    *   Довольно часто

    *   Иногда

    *   Редко

    *  Ни разу не встречал

    3. Как ты думаешь, сколько примерно инвалидов в нашем городе?

    *   Несколько сотен

    *   Несколько тысяч

    *  Десятки тысяч

    *  Никогда не задумывался об этом

    4. Как ты относишься к людям с ограниченными возможностями?

    *   С жалостью, сочувствием

    *   С неприязнью

    *   Безразлично

    *   Доброжелательно

    *  Другое

    5. Как ты отнесешься к тому, что вместе с тобой будет учиться ребенок-инвалид?

    *   Вполне нормально, постараюсь с ним подружиться

    * Настороженно, надо будет присмотреться

    *  Отрицательно, постараюсь его не замечать и не общаться с ним

    6. Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?

    * Да, конечно

    * Сперва подумаю

    * Нет

     *  Затрудняюсь ответить

    7. Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде или автобусе окажется  человек в инвалидной коляске?

    *  Постараюсь поменять своё место

    *  Постараюсь не замечать его трудностей, ведь  тебя  это не касается

    *  Буду помогать ему,  если только он  попросит тебя об этом

    *  Буду помогать ему при малейшей возможности,  не ожидая просьбы о помощи

    8.Твое отношение к инвалидам, занимающимся спортом, участвующих в соревнованиях.

    *  Никогда не задумывался об этом

    *  Безразлично, меня это не касается

    *  Настороженно – не знаю, зачем им это нужно

    *  Нормально – наверное, это хорошо,  хотя и непривычно

    *  Очень хорошо, они – молодцы!

     *  Другое

    9. Знаешь ли ты о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях?

    * Да, знаю, что им приходится несладко

    * Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно

     * Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой

     10.Как ты относишься к проблеме защиты прав инвалидов?

     *  Положительно, их права надо защищать

     * Безразлично, не имею чёткого мнения на этот счёт

     * Отрицательно, пускай сами себя защищают

    11.Что можно постараться сделать в интересах инвалидов?

     *  Главное, пересмотреть своё отношение к инвалидам

     *  Даже не знаю, чем мы можем помочь инвалидам

    *  Помощь инвалидам – забота государства

     *  Отдавать часть своего дохода инвалидам


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ (ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ)

    Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С  психологической  точки зрения родительское отношение – это педагогическая социаль...

    Презентация к уроку по теме: "Бережное отношение к животным"

    Эта презентация была составлена для урока по окружающему миру, а можно провести и как классное мероприятие  "Бережное отношение к животным"...

    Использование норм речевого этикета и методические рекомендации по организации детского чтения для привития любви к книге и воспитания бережного отношения к ней в условиях реализации ФГОС

    Выступление  адресовано тем, кто хочет разобраться в причинах падения  интереса к литературе, процессу чтения. В статье обобщены различные формы работы с худоственным произведением ...

    Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме "Отношение к природе – проба на человечность. Отрывок из рассказа Т.К. Макашевой «Коноводы»"

    Урок построен в соответствии с ФГОС по программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Главная цель - продолжение разговора о взаимоотношениях людей с животными, о гуманном отношении человека к животном...

    Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.

    В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....

    «Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни»

    Актуальность  знакомства ребёнка с родным краем в целях воспитания уважительного отношения к земле своих прародителей, её  историческим и культурным традициям, осмысление личной причастности...