Формирование предпосылок УУД дошкольника как важного условия готовности к обучению в школе
статья на тему

Смирнова Евгения Федоровна

Зачастую, устраивая ребенка в школу, родители гордятся тем, что он умеет читать и считать. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка, но этих умений и навыков недостаточно. Потому что бойко читающие и хорошо считающие дети порой не проявляют интереса к учебе, нарушают дисциплину, конфликтуют со сверстниками.

Под психологической готовностью к  школьному обучению (школьной зрелостью) понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_predposylok_uud.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) ДОШКОЛЬНИКА КАК ВАЖНОГО УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Проблема готовности к школьному обучению сейчас очень актуальна для всех дошкольных учреждений города и школ, набирающих первоклашек.

Зачастую, устраивая ребенка в школу, родители гордятся тем, что он умеет читать и считать. Конечно, все это станет хорошей базой для обучения ребенка, но этих умений и навыков недостаточно. Потому что бойко читающие и хорошо считающие дети порой не проявляют интереса к учебе, нарушают дисциплину, конфликтуют со сверстниками.

Под психологической готовностью к  школьному обучению (школьной зрелостью) понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Т.е. ребенок на пороге школы должен быть ЗРЕЛЫМ:

• физически

• умственно (интеллектуально)

• эмоционально

• социально

Таковы критерии школьной зрелости. Умышленно опущу пункт «умственно», т.к. именно его зачастую ставят во главу угла, а по остальным пунктам пробегаются, не уточняя их важность для ЗДОРОВЬЯ ребенка.

А сможет ли часто болеющий  ребенок  быть успешным учеником? Вряд ли. А если сможет (редко, но бывает и такое), то принесет ли эта успешность радость ему и его родителям? О чем это? Да, о том, что пусть лучше уровень интеллекта спадет с высокого уровня на средний, но пройдут невротические заикания, прекратятся тики, стабилизируется эмоциональное состояние и т.д. и т.п. Я не имею в виду детей, которые психологически созрели и способны обучаться. Я имею в виду тех, кто достиг школьного возраста,  но не школьной зрелости.

В медицине существуют понятия “паспортный и биологический возраст”. Паспортный возраст – это число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту.

Биологический и паспортный возраст могут не совпадать. Причина - функциональная незрелость головного мозга.

Протестировать биологический возраст на житейском уровне можно с помощью Филиппинского теста. В 5-6 лет дети переживают «скачок роста» - он заключается в существенном удлинении конечностей рук и ног - результат характеризует именно биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета – это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Если этот «скачок» произошел, то ребенок без труда достанет рукой до противоположного уха.

Смена зубов (особенно верхних) также свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться.

Таким образом, принимая решение о поступлении ребенка в 1-й класс, нам с вами предстоит объективно оценить здоровье ребенка, соответствие биологического возраста паспортному, наличие невротических проявлений (тиков, заикания и т.д.), а также уровень умственной и физической работоспособности.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ характеризуется произвольностью поведения и наличием учебно-познавательной мотивации.

Ребенка, который вместо букваря достает машинку или куколку, сложно будет чему-то научить, потому что у него преобладает игровой мотив.

Сложно будет ребенку, который не умеет собрать волю «в кулак» и довести начатое (да еще и малоинтересное) дело до конца.

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ определяется развитием элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками, степенью доброжелательности и эмоционального благополучия в коллективе.

Таким образом, в определении готовности ребенка к школе интеллект имеет значение, но отнюдь не решающее! И если умственно развитый ребенок, не имеет проблем по вышеописанным пунктам, т.е. зрел физиологически, здоров соматически и эмоционально и адаптирован социально, то это успешный ученик и счастливые родители.

Но если же какой-то из критериев «хромает», то давайте поможем ребенку осознать, развить, укрепить то, в чем он нуждается, и распрощаться с тем, что ему мешает (страхи, тики и т.д) и не будем спешить в школу.

Многих родителей, присутствующих здесь, интересует, как будет проводится прием детей в 1-й класс. Конечно, наблюдая детей в условиях нашего дошкольного образования, учителя «0» ступени уже могли бы дать свои рекомендации. Но в нашей гимназии уже сложилась традиция для объективности оценивания к этой деятельности привлекать независимых экспертов:  учителей начальной школы и учителей английского языка основной школы. Что будет оцениваться и можно ли эту процедуру назвать «отбором»?

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) школьников.

И вот в мае этого года наши независимые эксперты совместно с психологом помогут нам оценить уровень сформированности ууд обучающихся школы «0» ступени применительно к завершению ступени предшкольного образования.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться и включает четыре основных блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

        

Личностные действия определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению. Показателями сформированности личностного компонента ууд являются:

  • положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;
  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что вражается, во-первых,  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного  содержательного представления о  подготовке к школе;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности и провоцирует низкую успешность обучения, а несформированность учебной деятельности и систематический неуспех ребенка – приводит к дальнейшему снижению мотивации.

Регулятивные действия тесно связаны с формированием воли и произвольности поведения. Произвольность обеспечивает целенаправленное управление ребенком своей деятельностью и поведением, умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами,  осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Будут оцениваться следующие показатели сформированности  регулятивных ууд:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • умение обсуждать возникающие проблемы, правила;
  • умение управлять своим поведением.

Произвольность поведения, способность ребенка подчинять импульсивные желания сознательно поставленным целям (соподчинение мотивов) способствуют формированию новых моральных мотивов – чувству долга и ответственности.

Познавательные действия предусматривают сформированность логических операций (умение анализировать, сравнивать объекты, выделять общие и различные признаки, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать аналогии).

Диагностика познавательных действий, кроме изучения вербального и невербального интеллекта, памяти и внимания будущего первоклассника, будет включать в себя выявление следующих познавательных действий:

  • проявление степени самостоятельности в игровой или учебной деятельности;
  • умение следовать образцу, правилу, инструкции;
  • умение использовать предметные заместители;
  • умение понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему;
  • умение увидеть целое раньше его частей;
  • умение слушать, понимать и пересказывать простые тексты;
  • умение задавать вопросы: как?, почему?, зачем?, интересоваться причинно-следственными связями.

Коммуникативные действия обеспечивают навыки общения и социального взаимодействия дошкольников.

В соответствии с нормативно протекающим развитием дошкольники должны уметь устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности, слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи, владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение и др., уметь  выражать свои чувства и понимать чувства другого.

При поступлении в школу у детей должны быть сформированы следующие базовые предпосылки:

  • потребность в общении;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения;
  • умение договариваться, находить общее решение.

        

Таким образом, при помощи наблюдений за обучающимися и фиксирования этих наблюдений в картах по параметрам, о которых говорилось выше, мы будем делать выводы об уровне сформированности предпосылок учебной деятельности на дошкольном уровне образования.

А ребят, чей уровень умения учиться окажется выше, мы будем рады видеть в качестве наших учеников начальном и последующих уровнях образования, что выразится в виде списка детей, рекомендованных к зачислению в НОУ гимназию «Школа бизнеса».

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определённую стадию развития,

проделанную ребёнком».

Л.С.Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня готовности к обучению в школе 1 ступени в условиях предшкольного образования в группе кратковременного пребывания на базе школы.

Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем, волнующая как педагогов, так и родителей.  Особого внимания требует организа­ция образования детей старшего дошколь­ного возраста на базе об...

Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.

Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует  мобилизации интеллект...

Особенности формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе детей разного пола

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях ведется активная работа по формированию готовности детей к обучению в школе, издается большое количество пособий для родителей и педагогов с ...

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с ограниченными возможностями здоровья.

   В статье  говорится о формировании мотивационной готовности учащихся 1 дополнительного класса к школе, даётся методика выявления готовности детей с ограниченными возможностями...

Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"

В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные  и организационные аспекты  коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...