Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция
консультация на тему

Смирнова Евгения Федоровна

Внимание среди психических явлений занимает особое место. По мнению отечественного психолога П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности”. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция

Внимание среди психических явлений занимает особое место. По мнению отечественного психолога П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности”. Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент. Оно играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности.

Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в успешном обучении наукам, но и в развитии личности.

Внимание всегда участвует в характеристике какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.

Выделяют основные свойства внимания:

  • переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • объем - количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно  небольшой промежуток времени;
  • распределение - возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов;
  • устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;
  • концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

Эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом.

Внимание свойственно всем людям, но его особенности различны в зависимости от возраста. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее.

У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники и многие второклассники чаще всего имеют рассеянное и неразвитое внимание. Устойчивость внимания первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего класса уже могут сохранять внимание непрерывно в течение урока.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой и распределять его. На протяжении школьного возраста эти свойства интенсивно развиваются.

Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал. Для таких детей характерны частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связана с нервно-психическим состоянием детей и возникает без видимых причин. Часто сложность задания, большой объем работы могут выводить школьников из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у них раздражение, категорический отказ от работы. Как следствие - крайняя неуверенность в своих силах, нежелание учиться.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие ученики имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Существуют три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три вида внимания:

  • непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;
  • произвольное (или волевое) - сосредоточенность на чем-то может быть достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда, когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
  • послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более глубоко и разносторонне. Такое внимание обычно поддерживается активной умственной деятельностью ученика.

Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.

У детей понемногу формируется способность к волевому сосредоточению. Такое “приучение” совершается постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения и нервного напряжения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить “пятерку” или заслужить похвалу учителя).

Произвольное внимание у детей развивается вместе с развитием мотивов учения.

Таким образом, внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности, что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего школьного возраста.

При подаче материала и распределении работы в ходе урока учитель ориентируется на некоторую средневозрастную скорость восприятия и скорость деятельности учащихся. Если дети очень медлительны, они не только не успевают выполнять необходимый объем работы, но и не могут следить за объяснением учителя.

        Скоростные характеристики психических процессов можно надежно измерить с помощью теста Тулуз-Пьерона. Диагностика проводилась в декабре 2016г. В работе участвовало  59 учеников. Изучался уровень развития произвольного внимания:

  • скорость выполнения задания (объем внимания);
  • коэффициент точности выполнения задания (или показатель концентрации  внимания);
  • работоспособность.

Получены следующие результаты:

Скорость переработки информации (объем внимания)

высокая

хорошая

средняя

слабая

слабая !

11 чел.

18,6%

30 чел.

50,8%

11 чел.

18,6%

5 чел.

8,5%

2 чел.

3,4%

88,1%

11,9%

Точность выполнения

3 чел.

5,1%

17 чел.

28,8%

29 чел.

49,2%

2 чел.

3,4%

8 чел.

13,5%

83,1%

16,9%

Анализ полученных данных:

  • по скорости выполнения задания:
  1. скорость переработки информации большинства второклассников соответствует возрастной норме;
  2. слабый уровень скорости работы (ниже возрастной нормы) выявлен у 7 школьников.
  • по точности выполнения задания:
  1. оптимальный уровень концентрации внимания (возрастная норма) зафиксирован у 49  учеников (83,1%);
  2. у 10 детей выявлен «слабый» и «очень слабый» уровни точности выполнения задания.

        Перед вами работы ваших детей, где ν - скорость работы, α - среднее количество ошибок, κ - качество работы или показатель концентрации внимания. Кроме того, визуально можно оценить и такое личностное качество, как аккуратность.

На основании полученных данных можно охарактеризовать особенности внимания учащихся и указать возможные причины недостаточной внимательности:

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью.

2. Хронические соматические заболевания. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе.

3. Индивидуальные особенности нервной системы. Для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание.

4. Переутомление и перегрузки. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

5. Недостаточная мотивация выполнения деятельности. В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность.

На характер внимания оказывают влияние и индивидуальные особенности личности младших школьников.

Рекомендации:

При соответствующей работе возможна достаточно эффективная коррекция внимания.

Сложность заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие.

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной и подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах. Однако относительно слабое развитие свойств внимания не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т.е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой деятельности.

Способствовать вниманию и внимательности могут следующие правила:

1). Соблюдение режима дня, дозирование нагрузок, отдых. Последнее время увеличивается процент детей, имеющих слабое здоровье, они отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Кроме того, физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

2). Т.к. у младших школьников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, то надо стараться сводить к минимуму «отвлекающие» и «возбуждающие факторы». Конечно, обучение в школе – это коллективная деятельность, но дома при выполнении домашних заданий надо стараться обеспечивать детям уединение, тишину, порядок.  А порядок в голове начинается с порядка на рабочем столе.

3). Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

4). Учить детей проверять свою работу. На проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на выполнение самой работы. Есть такая особенность, когда "по свежим следам" трудно увидеть описки в своей работе. Если времени на выжидание нет, можно использовать другой прием: читать текст задом наперед, то есть сначала последнее слово, потом предпоследнее и так далее. Слова воспринимаются совершенно в новом свете.

5). Развитие концентрации внимания (способности выполнять деятельность сосредоточенно, аккуратно, точно). Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев.

сканирование1

Перед вами слова, написанные разным цветом. Нужно не читать слова, а называть цвет,  которым написаны слова.  Вначале это упражнение очень трудно выполнить, так как  за восприятие текста и цвета отвечают  разные полушария головного мозга. Это упражнение помогает устанавливать новые связи между полушариями, помогает мозгу работать более эффективно и отлично тренирует концентрацию внимания.

Или: возьмите какой-нибудь текст, и начните читать его с обычной для себя скоростью. Одновременно с чтением считайте количество слов в тексте. Для подсчета используйте только ваш взгляд, не помогайте себе пальцами. Выполняйте это упражнение минуты 2-3. Проверьте себя и сравните полученные результаты. Стремитесь к тому, чтоб первый результат не отличался от второго.

6). Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв; всевозможные лабиринты, таблицы Шульте, задания типа «Найдите 10 отличий».

Или: ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

7). Дозирование компьютерных игр: развивающие 15-20-минутные игры будут способствовать развитию внимания, а часовые – ведут к переутомлению и снижению концентрации внимания. То же касается и просмотра ТВ передач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения....

Банк игр на развитие внимания младших школьников

Систематизированный материал на развитие всех видов внимания у младших школьников собран из разных источников. ...

Упражнения для развития внимания младших школьников на урока русского языка.

Собраны  упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю   совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре...

Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития

В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...

Особенности развития внимания младших школьников

Данная статья об особенностях развития внимания младших школьников предназначена для учителей и родителей....