Готов ли ребёнок идти в школу?
консультация (1 класс) на тему

Советы и рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_rebyonok_idti_v_shkolu.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Отдавать или нет своего ребёнка в школу?», «С 6 или 7 лучше?», «А готов ли он?» - этими вопросами задаются родители первоклашек.

        Для многих школьников будущий учебный год – это первый учебный год в их жизни. И от того, готов ли ребёнок к школе, зависит во многом его дальнейшая успеваемость. Поэтому очень важно сделать правильный шаг родителям, чтобы потом их первоклашка шагал уверенно по жизни.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1. Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации. 

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое.

Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.

Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.

2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; не умеет работать по правилу не умеет работать по образцу; нарушает дисциплину.

3. Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. 

Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); 

Второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.

4. Хорошее развитие фонематического слуха.

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове.

Например, если его спросить, есть ли звук в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

 Они учат ребенка считать, читать, писать, хотя, в идеале, этому должна учить школа. И этот шаг неверен. В первую очередь родителям нужно приступать к развитию основных психических процессов: внимание, память, мышление, речь.

А если для этого нет достаточно свободного времени? Развитие мышление, речи и памяти должно происходит в основном в детском саду.

А родителям стоит только контролировать эти процессы и немного помогать ребенку в усвоении дома.

Дети, которые не ходили в детский сад, соответственно не были в коллективе, как правило, не имеют устойчивого иммунитета.

Соответственно – болезненность и неуспеваемость. Также в детском коллективе ребенок учится произвольному поведению, то есть не спонтанному. Он подчиняет себя каким-то требованиям, учится дисциплине.

Первоклассник должен уметь «жить» в коллективе, «быть» в группе. Есть нормы и правила, которых нужно придерживаться, и этому ребенка тоже учат в детсаде. Дети без подобных навыков, чаще всего бывают не принятыми в школьном коллективе.

Есть ли разница между шестилетками – мальчиками и девочками? Мальчики на самом деле менее готовы к школе, чем девочки.

На что еще нужно обратить внимание при решении о готовности ребенка к школе? Также важна стабильность эмоционального состояния ребенка. Иногда школьные нагрузки, которые «ложатся» на плечи детей позволяют им умственно развиваться, а личностные, эмоциональные процессы в этот момент тормозятся в развитии.

Ярким примером этому могут служить эмоциональные срывы в виде заикания, энуреза, формирования страхов. Эти сигналы позволяют утверждать, что ребенок не был готов к школе. Как поступать родителям в таком случае?

Есть как минимум 2 варианта.

Первый – это забрать ребенка со школы.

Второй – уменьшение количества предметов, соответственно – нагрузки на ребенка.

Можно ли определить самостоятельно, без специалистов, что ребенок готов к школе? Во-первых нужно спросить самого ребенка, хочет ли он идти в школу. Очень часто родители это забывают сделать. Это называется мотивационной готовностью.

На вопрос «Почему ты хочешь идти в школу?», ответы могут быть самыми разными. Есть вариант престижа: ходить не в садик, а в школу. Социальный момент: все идут и я иду. Или ребенок хочет идти в школу, потому что мама им будет гордиться. И последний: школа – это что-то интересное. Именно наиболее зрелой мотивацией считается желание узнавать что-то новое – «Я хочу узнавать, я хочу знать». К сожалению, не так много детей идут с этой мотивацией.

Учеба в школе это каждодневный, тяжелый труд. И когда ребенку учеба интересна, он знает, зачем он ходит в школу – тогда и будет смысл в его учебе, и только тогда ребенок будет справляться с нагрузками первого класса.

Что еще может помочь родителям в принятии решения насчет школы?

Родительская интуиция. Доказано, что люди, живущие вместе, начинают понимать друг друга без слов. Поэтому нужно позволить себе не опираться на те стереотипы, которые сложились в обществе, а послушать себя при принятии столь важного решения.

Очень часто родительские амбиции скрывают от них реальную картину. Часто родители хотят реализовать в ребенке свои не сбывшиеся желания и мечты. Если есть сомнения отдавать или не отдавать ребенка в школу, то лучше сделать выбор в сторону «не», особенно если ребенок болезненный. Также если у ребенка еще очень не устойчивое внимание, он не может сосредоточиться долго на чем-то, то нужно серьезно думать, прежде чем ребенка отдавать в школу.

Очень простая вещь, о которой очень часто забывают радетели – это режим и постоянство. Очень важно чтоб первоклассник вошел в определенный режим и не выбивался из него. К примеру, у него в 7 подъем, в 9 отбой. В этом промежутке обязательно должно быть время для игры и общения с родителями, как минимум 20 минут в день. Процесс развития должен быть систематическим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест `Готов ли ребёнок к школе?`

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу? Родители могут оценить ...

Буклет. Готов ли ребёнок к школе?

Беседы психолога о возрастных особенностях детей....

Беседы с психологом. Тест "Готов ли ребёнок к школе".

Уважаемые родители! Эта страничка для вас - здесь я подбираю статьи разных авторов. Думаю, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы....

Готов ли ребёнок к школе. Телевизор и младший школьник. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКЕ?

1.Материал выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 2. Даны правила просмотра телевизора ребенком.3.  Ребенок не хочет учит...

Готов ли ребёнок к школе?

Материал для проведения родительского собрания для родителей будущих первоклассников...

Готов ли ребёнок к школе? Советы родителям будущих первоклассников

           Перед родителями будущих первоклассников скоро станут вопросы. Какую школу предпочесть, какую программу выбрать, какой фасон портфеля или школьной формы...

тест.Хочет ли ребёнок идти в школу

Тест."Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?"Узнайте, хочет ли ваш ребёнок идти в школу...