Главные вкладки

    Для родителей будущих первоклассников.
    консультация на тему

    Шатанова Ирина Николаевна

    Здесь даны советы для родителей будущих первоклааников, примеры занятий с детьми для подготовки к школе в домашних условиях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    35 ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

    Мы предлагаем издание для развития внимания и памяти "35 занятий для успешной подготовки к школе". Содержание книги полностью соответствует названию. Внутри Вы найдёте именно 35 занятий. Все занятия интересны, разнообразны и предназначены именно для детей которые ведут подготовку к школе. Каждое из 35 занятий можно распечатать отдельно.

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/3d/769ac4a17911e48aa1b58ccb3de7c2/-/88932089_4663906_p0001.png

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/3e/d5bef4a17911e48976c91e038422af/-/88932091_large_p0002.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/40/530976a17911e4af8ec649d59b2125/-/88932094_large_p0003.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/41/8590d4a17911e4bdb59449af387ed7/-/88932095_large_p0004.jpg

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/42/bb7c8ea17911e4ab5befa9c2121240/-/88932096_large_p0005.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/44/a7bfb2a17911e4a55ac81cacf2166c/-/88932098_large_p0006.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/45/e16400a17911e4a4c0d01e639b5a1f/-/88932099_large_p0007.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/47/ed1654a17911e49304cd78a10370b6/-/88932100_large_p0008.jpg

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/49/35e810a17911e4b1c382e4420e98e0/-/88932101_large_p0009.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/4a/e7d93ea17911e49b26b7d780b3b375/-/88932103_large_p0010.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/4c/22ab26a17911e4b347f2931e7e3308/-/88932104_large_p0011.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/4d/8fc548a17911e4bb749045df5d21d1/-/88932105_large_p0012.jpg

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/4e/a7627ea17911e4b258a8c660f20f28/-/88932106_large_p0013.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/50/30ae02a17911e4a22fbb88a82a0d45/-/88932107_large_p0014.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/51/74674aa17911e49594e680cf267774/-/88932109_large_p0015.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/53/ba3cf0a17911e4b927a6528de3b383/-/88932753_large_p0016.jpg

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/55/4bb04ea17911e49154b6c35d9252ad/-/88932754_large_p0017.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/56/ea4bb8a17911e4bc4aa1b227271a36/-/88932755_large_p0018.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/58/49af3aa17911e4a959d2743be9cd03/-/88932756_large_p0019.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/5a/04ab7ca17911e4aef0bdd92d83dfce/-/88932757_large_p0020.jpg

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/5b/3848d2a17911e4b672f31cc68e6968/-/88932759_large_p0021.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/5c/ba0948a17911e4a3dbe6162aa9ab7a/-/88932760_large_p0022.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/5d/c7e0a8a17911e4bc92a95d1bca8407/-/88932761_large_p0023.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/5f/004d8ea17911e4b62fb857fbb8899e/-/88932762_large_p0024.jpg

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/60/53f708a17911e49306faf739aceadb/-/88932763_large_p0025.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/61/d0cd9aa17911e499eb928800ffa51f/-/88932764_large_p0026.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/63/1f273ca17911e4b6ffaa4a01b0e533/-/88932765_large_p0027.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/64/23782ca17911e4802aaede5ebc557e/-/88932766_large_p0028.jpg

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/65/620780a17911e4aa69a84648bc7309/-/88932767_large_p0029.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/66/e644cca17911e4a53cfe43b2ccc92a/-/88932768_large_p0030.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/68/06e2e4a17911e4b145c9c2107e1e4f/-/88932770_large_p0031.jpg

     

    http://i.mirdetstva5.ru/u/pic/69/8f7ebea17911e48a6adc47164a51ab/-/88932771_large_p0032.jpg



    Предварительный просмотр:

    Игры для подготовки в домашних условиях

    Учитывая тот факт, что дошкольники легче всего обучаются в процессе игры, подготовительные занятия в домашних условиях стоит основывать именно на играх.

    Занятия для мелкой моторики:

    • Штриховка карандашом.
    • Нанизывание бусин или макарон.
    • Рисование красками.
    • Завязывание шнурков.
    • Вырезание из бумаги.
    • Лепка из глины или пластилина.
    • Создание аппликаций.
    • Игры с мозаикой и конструктором.
    • Вышивка и вязание.
    • Завязывание узлов на веревке.

    Рисование красками - подружки

    Занятия можно проводить вместе с друзьями ребенка, чтобы было веселее

    Игры для памяти:

    • Сравнение картинок.
    • Запомнить действия мамы, например, во время приготовления теста.
    • Пересказывание сказки.
    • Обсуждение вечером, что произошло за день.
    • Пересказывание мультфильма.
    • Описание предмета, который убрали из поля зрения.

    Задания для памяти

    Игры для внимания:

    • Найти в комнате предмет, название которого начинается на определенную букву.
    • Прочтите ребенку стих, пусть он хлопает в ладоши, когда слово будет начинаться с определенной буквы.
    • Учиться выполнять несколько дел сразу, например, рассматривать картинку и слушать рассказ.
    • Разложить перед ребенком 5 игрушек, а затем поменять их местами и предложить ребенку вернуть их на свои места.
    • Дать ребенку листик с группами цифр и предложить вычеркнуть определенную цифру.

    Игры для речи:

    • Назвать ребенку слово, с которым он сможет составлять словосочетания, например, вы говорите «пирог», а ребенок отвечает «вишневый пирог», «сладкий пирог», «испечь пирог».
    • Предложить ребенку озвучивать ваши действия, как журналист, например, как вы варите суп или пришиваете пуговицу.
    • Называть ребенку первый слог, а он будет продолжать слово.
    • Пересказывание мультфильмов, книг, событий вчерашнего дня.
    • Читать с ребенком.

    Мама и ребенок читают книжкуРебенок должен воспринимать занятия с радостью, это ключевая задача родителей

    Игры для мышления:

    • Проговаривать слова наоборот (для этой игры подбирают слова из 3-4 букв).
    • Найти предмет, который мама назвала наоборот.
    • Связать предметы, которые использует мама в данный момент, например, что общего между пылесосом и веником.
    • Разгадывание ребусов и загадок.
    • Придумать историю по картинкам.
    • Составить картинку из разных геометрических фигур.
    • Составить из слов предложение.
    • Составлять из картинок историю.
    • Нарисовать продолжение комикса.
    • Придумать продолжение сказки.

    Игры для пространственного представления:

    • Найти в помещении предмет, который называет мама. Подсказывайте ребенку, как действовать, например, «сделай шаг вправо, потом шаг вперед, посмотри вверх».
    • Найти предмет по «карте» комнаты, отметив его на плане крестиком.
    • Срисовывание цифр, букв и картинок.
    • Рассматривание карт и схем.
    • Поиграть в морской бой.

    Пособия для обученияПриобретайте специальные пособия, которые помогут вам в обучении

    Игры для эмоционального развития:

    • Мама называет действие (например, читать, вытирать пыль или есть шоколад), а ребенок изображает отношение к нему.
    • Представить, что предмет ожил и рассказать, что он мог бы чувствовать, а также какое у него было бы настроение.
    • Рассматривать лица других людей и оценивать их эмоции.
    • Читая сказку, спрашивать ребенка, что чувствует герой.
    • Часто говорить ребенку о своих чувствах в разных ситуациях.

    Участие в театральных представлениях Участие в театральных представлениях поможет эмоциональному развитию ребенка

    Игры для воображения:

    • Предложите ребенку изобразить позами и жестикуляцией загаданный предмет.
    • Рассматриваем овощи и обсуждаем, на что они похожи.
    • Соединение частей предметов на рисунке.
    • Представлять увеличение и уменьшение предметов, после чего рисовать или лепить их. Например, это может быть крохотный слон или огромная кошка.
    • Обсуждать, как можно необычно использовать привычный предмет.

    Для формирования ребенка представлений о времени проведите занятия, показанные в видео канала на Youtube "Детская и семейная психология онлайн".

    Режим дня

    Коррекцией режима дня ребенка советуют заняться примерно за месяц до первых занятий в школе. Выработать режим, при котором ребенок будет хорошо высыпаться, вовремя принимать пищу, успевать выполнять домашние задания, а также гулять и играть, очень важно.

    Ребенок должен понимать, что домашние занятия являются ответственной работой, которая выполняется в первую очередь, а уже после этого можно отправляться на прогулку или браться за игрушки.

    Если ребенок посещал детский сад, проблем с выстраиванием подходящего режима возникнуть не должно. Не посещающим садик детям довольно сложно просыпаться в 7 часов утра, поэтому приучать к более раннему подъему следует заранее.

    Пусть в первой половине дня ребенок будет занят какими-то полезными делами, а все развлечения и отдых оставляйте на время после обеда. Кроме того, уделите внимание своевременному отходу ко сну, что тоже немаловажно для ранних пробуждений.

    Ребенок просыпается с будильникомПроблемы с ранним просыпанием нужно решать еще до начала обучения в школе

    Здоровье ребенка

    В подготовке к школе здоровью сына или дочки следует уделить особое внимание. Это, прежде всего, относится к состоянию иммунитета. В дошкольных учреждениях для его поддержания используют закаляющие процедуры, уроки физкультуры и своевременную вакцинацию. Если ребенок не посещает детский садик, это все становится заботой родителей.

    Ребенок должен:

    • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
    • Употреблять достаточно продуктов, богатых витаминами.
    • Пройти обследование специалистами.

    Ребенок у бассейнаЗакаливание и высокая физическая активность малыша укрепляют иммунитет

    Советы по подготовке к школе

    • Начать готовиться к школе следует заранее. Выберите школу, желаемый профиль образования, познакомьтесь с учителем, присмотритесь к детям, которые посещают заведение. Вам нужно определиться, пойдет ли ребенок в школу рядом с домом или будет ездить в учебное заведение в другой части города. Продумайте возможные сложности, например, сможете ли вы отвозить ребенка, кто будет с ребенком после уроков.
    • Занимаясь с ребенком дома, придерживайтесь плана и проводите уроки системно. Только благодаря регулярным занятиям вы сможете охватить все нужные темы равномерно.
    • Обустраивая учебное место в комнате ребенка, позвольте дочке или сыну принимать участие в этом процессе. Пусть ребенок самостоятельно выбирает портфель, канцелярию, одежду и другие вещи.



    Предварительный просмотр:

    Как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях

    Как подготовить ребёнка к школе в домашних условияхСуществует несколько вариантов подготовки ребёнка к школе. Почти все они, а так же их плюсы и минусы подробно рассмотрены в статье «Как подготовить ребёнка к школе». Но там не был рассмотрен ещё один вариант, а именно, как подготовить ребёнка к школе в домашних условиях, поскольку его нельзя описать парой абзацев. И здесь нужен ещё и подробный план занятий, исходя из требований к будущему первокласснику.

     Предлагаем родителям будущих первоклассников свою методику подготовки ребёнка к школе в домашних условиях, когда у ребёнка или его родителей нет возможности или желания посещать специальные занятия.

    Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! В этой статье я открою Вам секреты подготовки малыша к школе. Вы получите ответы на самые популярные вопросы:

    • как правильно организовать домашние занятия?
    • как научить ребенка читать?
    • как познакомить малыша с цифрами и основными математическими отношениями?
    • как развить креативность, внимательность, самоорганизацию?

    Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях

    «Научиться можно только тому, что любишь»
    И.В. Гете

     Исходя из этого утверждения, сразу становится понятно, что прежде, чем чему-то учить, нужно разобраться в особенностях предлагаемого занимательного материала. Важно понимать, что от того, насколько увлекательны будут ваши занятия с малышом, напрямую будет зависеть его любознательность, стремление к получению знаний.

    Как правильно организовать домашние занятия

    Есть несколько правил, которым нужно следовать при организации домашних занятий:

    1. Постарайтесь первое время не произносить слов «давай учиться», «открывай книгу». (Многие дети изначально негативно относятся к самому процессу обучения, и это, чаще всего, связано с особенностями занятий в детских садах. Часто детей перегружают, не учитывая их возрастные особенности, происходит переутомление, и, как следствие, отторжение знаний).
    2. Занятие рекомендуется проводить в активной/творческой форме (экскурсия, поход, литературный вечер, театральное представление, мастерская).
    3. Продолжительность занятия не должна превышать 30 минут (в некоторых случаях возможны даже перерывы).
    4. Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности у дошкольников. Помните об этом. Придумывайте совместно с ребенком различные ситуации: пусть он на время станет волшебником, доброй феей, учителем, в конце концов, доктором. Через вхождение в различные социальные роли малыш усвоит не писаные правила.

    Как правильно научить ребенка читать

    Нужно ли заучивать сразу весь алфавит?

    Если вы решили начать учить ребенка читать, то, несомненно, нужно начать с заучивания некоторых букв. В школе начинают с гласных А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. Возникает вопрос почему? Дело в том, что гласный звук – является слогообразующим, другими словами, поставив рядом две гласные буквы, получим маленькое слово. Например «АУ», «УА», а также слово, есть даже слово, состоящее из одной буквы - «Я». Далее, постепенно можете учить другие буквы. Например, выучив буквы «П», «М», «Б», «Д»  - сможете составить слова «ПАПА», «МАМА», «ДЕДА», «БАБА».

    Многие родители заучивают с детьми название букв «вэ», «гэ», «эм/мэ», «фэ/эф» и допускают тем самым большую ошибку. В голове ребенка происходит путаница, и, видя набор букв «МАМА», он его может прочитать «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а».
    Мой совет: учите не названия, а звуки, которые буква обозначает. Звуки очень кратки: не «тэ», а просто «т» без последующего «э», не «ка», а «к», без последующего «а». В этом случае ребенок будет воспроизводить при чтении не название буквы, а звук, который она обозначает. Сложности в обучении чтению сведутся к минимуму.

    Как запомнить буквы

    Какой же большой алфКак правильно научить ребёнка читатьавит! И важно понимать, что знакомство с ним – дело ни одного дня и даже ни одного месяца. Наберитесь терпения. Пришло время для игр. Отправьтесь с малышом в сказочную страну, в которой живет 33 веселых человечка. Они все очень дружные, любят играть вместе, придумывать новые слова. Познакомив ребенка с новой буквой, полезно будет сделать следующие шаги:

    1. Выяснить, на что похожа буква? Например, буква А похожа на Эйфелеву башню (сразу подготовьте картинки или презентацию на компьютере с данным сооружением), на треугольник, на кончик карандаша. Спрашивайте у ребенка, фантазируйте вместе – это забавно и интересно.
    2. Из каких элементов состоит буква? Буква А состоит из 3 палочек, две наклонены друг к другу и держат третью.
    3. Выложите букву из подручных предметов: счетных палочек, камушков, травинок (если вы на природе), ракушек, цветных карандашей.
    4. Изобразите букву. Подскажу вам одну замечательную технологию «Рисование песком». В домашних условиях песок можете заменить манной крупой. Чтобы изготовить творческую тетрадь вам понадобится: а) один лист цветного картона контрастного, по сравнению с манкой, цвета; б) клей; в) ножницы; г) коробка из-под конфет; д) манная крупа.

    Технология изготовления:
    Возьмите  крышку коробки из-под конфет, желательно прямоугольной форы, на дно наклейте цветной картон и засыпьте дно крупой (манная крупа – самый подходящий вариант, так как ребенку будет к ней приятно прикасаться).
    Малыш пальчиками будет изображать элементы букв, с легкостью их корректируя.
    Далее возможно перейти к тетради, а еще лучше, к альбомному листу. Рисуйте большие и маленькие буквы, пока не начнет получаться идеально.

    1. Понюхайте букву. Интересно? Вспомните продукт, который начинается на букву А. Арбуз, абрикос, ананас. Задействуйте всевозможные рецепторы, чтобы информация отложилась надолго.
    2. Прятки с буквами. О, это очень веселая игра! У нее есть два варианта. И один и другой полезен для заучивания буквы.

    Вариант 1. Находим букву в тексте. Подготовьте детское стихотворение и попросите отыскать выученную букву. Не забывайте о том, что шрифт должен быть достаточно крупным. Договоритесь о том, что если ребенок будет правильно обнаруживать сказочного человечка, то вы будите ему хлопать. Ну, а если нет, то поможете. Не без этого, конечно.

    Вариант 2. Узнавать букву на слух. Три разных задания: буква в начале слова (Аист), в конце (дорогА), в середине (мАрт).

    Во время обучения чтению знакомьте ребенка с яркими интересными детскими книгами. Можно ввести традицию «Сказка на ночь». Это поможет ребенку понять, насколько удивителен и интересен мир книг и как хорошо уметь читать самому!

    Как познакомить малыша с цифрами и основными математическими отношениями

    Учим цифры

    Изучаем счётПолностью ознакомившись со страной букв, можно предложить ребенку дальнейшее путешествие в страну математики. Если в предыдущей стране всего 33 жителя, то в этой - жителей всего 10. Люди специально придумали особые знаки (цифры), их знает каждый. Цифрами мы обозначаем количество предметов на письме. Пригласите ребенка к ним в гости! Методика обучения может быть схожей с буквами. Подсчетами можно заниматься где угодно!

    Можно считать буквы в слове, ступеньки, количество гостей, количество яблок в пакете, количество ног у человека/кошки/собаки/…

    Чтобы познать математику, нужно сформировать представление о понятиях «больше», «меньше», «равно». Здесь на первоначальных этапах полезна работа с картинками.

    Задайте ребенку образец рассуждения: Кубиков 6, мотоциклов 5, значит кубиков больше, чем мотоциклов (или мотоциклов меньше, чем кубиков). Уток 3, груши тоже 3. Значит количество груш и уток одинаковое (или груш столько же, сколько и уток). Есть много пособий с иллюстрациями и заданиями на тему сравнения больше-меньше, например в задании ниже нужно поставить знаки > (больше) или < (меньше):

    Учимся считать

    Учим знаки "больше", "меньше", "равно"

    Далее стоит выучить знаки  <, =, >. Со знаком равно у детей проблем не возникает: если количество предметов такое же, то ставим знак равно (=).

    Как же выучить знаки больше и меньше? Как научиться правильно их ставить?
    Внимательно посмотрите на знак <. Обычно, он напоминает детям птичий клювик. Так вот, то число, которое больше, ему клювик и дорисовываем. Оно будет клевать то число, которое меньше. Например: 6 больше чем 5. Рисуем числу 6 клювик (6 >).

    Но как же ребенок узнает, какое число больше, а какое меньше?
    Здесь нам понадобится числовая лента. Напишите на ней числа от 0 до 10 (можете воспользоваться линейкой). Чем дальше число находится от нуля, тем оно больше. И тут же проверьте это на примере. Положите перед ребенком 2 кубика и 5 кубиков. Пусть посчитает, где больше, а дальше соотнесет полученные данные с числовой лентой и убедится. Число 2 находится ближе к нулю, а число 5 дальше, значит 5 больше чем 2 (пусть первое время говорит 5 клюет 2). Практикуйтесь в написании полученных данных.

    Если вы решили поужинать  семьей (допустим, у Вас в семье 4 человека), то поставьте на стол 3 тарелки, вместо 4. Когда все соберутся за столом, конечно же, кому-то не хватит (в педагогике это называется «проблемная ситуация). Ребенок тут же отметит, что тарелок меньше чем людей. Здесь полезно спросить: «Сколько тарелок нужно поставить, чтобы хватило всем?», и ввести понятие «на…больше и на…меньше». В данной ситуации тарелок на 1 меньше, чем людей (поэтому одному человеку не хватило), а людей за столом на 1-го больше чем тарелок. Усвоение данной зависимости между предметами необходимо для решения задач в начальной школе.

    Как развить креативность, внимательность, самоорганизацию

    Развитие креативности

    Подготовка ребёнка к школе в домашних условияхКреативность – это способность к творчеству. Изначально, конечно, никто не говорит о способностях. В детские годы родителям и педагогам дополнительного образования стоит уделить внимание обнаружению задатков и их развитию. Задатки есть у каждого, будьте уверены. Только чтобы они переросли в способности, необходимо воспитывать ребенко в творческой среде.

    Заняться творчеством можно и в домашних условиях! Можно сочинять с ребенком сказки, стихи, исполнять песни собственного содержания, тренировать актерские способности.  Все вышеперечисленное способствует формированию внимательности и положительно сказывается на самоорганизации ребенка.

    Работа со стихами

    Прежде чем начинать знакомство со стихами нужно познакомить ребенка с рифмой. Рифма – это похожее окончание слов. Дети любят подобные игры. Вы задаете слово, а ребенок подбирает рифму.

    Окно – дупло; смешно – легко; машина – корзина.

    В сети Интернет есть стихи из рубрики «Доскажи словечко», которые также формируют у ребенка чувство рифмы и ритма.

    Он зеленый и зубастый.
    Очень-очень он опасный.
    Проживает в реке Нил.
    Это гена -…… (крокодил).

    Она рыжая плутовка,
    У нее свои уловки!
    В лесу живет наша девица,
    Всем известная ….. (лисица).

    Развитие воображения в процессе рисования

    Есть замечательное упражнение - «Загадочная линия». Ваша задача придумать несколько линий, объектов, которые ребенку предстоит дорисовать. Начинать следует с самого простого. Например, изобразите три овала разной формы (это будут глаза и нос), ниже нарисуйте кривую линию, символизирующую улыбку. Также можно попробовать нарисовать завиток (будущий домик для улитки). Но это наши с Вами предположения. Возможно, Ваш малыш нарисует что-то другое. У него ведь свое видение. Изначально дети каждую линию соотносят с отдельным объектом. И наша с Вами рожица может превратиться в три отдельных маленьких рисунка. Но можете, в зависимости от уровня подготовки ребенка, поставить перед ним цель: объединить все линии в одном объекте, существе.

    Хорошее средство для развития воображения, которое можно использовать на более ранних порах, - это психологическая методика «Несуществующее животное». Психологи используют ее в своих целях, для оценки особенностей личности. Но перед нами стоит другая задача. Мы над креативностью работаем. Инструкция для ребенка: «Нарисуй животное, которое не существует в нашем мире. Ты его знаешь лучше. Познакомь меня с ним, пожалуйста». Подумайте, вместе с ребенком, где может проживать это животное, чем питается, кого боится, с кем дружит, какое его любимое блюдо. Это сложная задачка для малыша. Если он будет совмещать элементы от разных животных (ноги цапли, голова крокодила, туловище рыбы) – это правильно выполненное задание. Похвалите малыша. Он справился с заданием.

    Во время занятий создавайте для ребенка доброжелательную атмосферу, следите за его настроением, делайте перерывы, хвалите даже за небольшие успехи! Я уверена – у Вас все получится!



    Предварительный просмотр:

    Подготовка к школе - 6 лет

    подготовка к школе 6 летВопрос подготовки ребенка к школе особенно актуален, когда ему исполняется 6 лет. К этому возрасту у будущего школьника уже должен быть определенный багаж знаний и навыков, поскольку перед ним будут открываться как возможности, так и трудности, в познании нового и формирования личности.

    Дошкольная подготовка детей

    Дошкольная подготовка детей к школе включает в себя развитие общего кругозора и разговорной речи. Уже с четырех лет, когда и должна начинаться подготовка к школе, малышу необходимо дать самые элементарные знания о себе и окружающем мире: свой адрес (полностью называть страну, город, улицу и дом), фамилию, имена папы и мамы и их место работы. Желательно научить называть и других членов семьи.

    Во время подготовки к школе к возрасту 6 лет ребенка нужно научить выражать свои мысли. Помогайте формировать предложения, расширяйте словарный запас, учите правильно отвечать на вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?». Играйте в игры, где необходимо описывать предметы, события. С мячом можно играть в одушевленный – неодушевленный предмет, съедобное – несъедобное.

    Немаловажно при подготовке к школе ребенка, идущего в 1 класс, заниматься математикой и чтением. Не оставляйте в стороне и физическое развитие.

    Помимо того, что ребенок должен быть готов интеллектуально, важно уделить внимание психологической подготовке к школе. Новый коллектив, новые условия, запреты и обязанности – это стресс и для взрослого, а 6-ти летний человек может столкнуться с ними впервые. Поэтому просто необходимо научить его дружить, делиться, уважать окружающих и слушаться старших. Умея при этом формулировать свое мнение и не стесняться его высказывать, без оскорбления собеседника.

    Подготовка первоклассника к школе хорошо реализуется, если ребенок посещает детский сад или у него есть братики и сестрички. При таком воспитании невелик риск развития эгоцентризма. Общение со сверстниками учит его быть терпеливым к окружающим, максимально подготавливая к дружеским взаимоотношениям с одноклассниками.

    Необходимость подготовки к школе

    Некоторые родители еще сомневаются, нужна ли подготовка к школе. Особенно это касается тех, кто получил образование при советском режиме. Тогда в подготовку к школе включались только элементарные навыки, теперь же школьная программа рассчитана на более высокий базовый уровень развития.

    Вы можете довериться профессионалам и отправить свое чадо на подготовку перед школой в специализированный центр дошкольного обучения. Если же не видите в этом необходимости, то можете заняться подготовкой к школе на дому.

    Современная дошкольная подготовка к школе подразумевает, что ребенок должен быть готов к следующему:

    1. Уметь представиться и перечислить членов семьи поименно.
    2. Ориентироваться во временах года. Уметь перечислить месяца года, дни недели. Различать, какое сейчас время года, месяц, день.
    3. Знать буквы, читать по слогам простые тексты, писать печатными буквами.
    4. Уметь считать до 20 в прямом и обратном порядке.
    5. Выучить правила сложения и вычитания.
    6. Уметь из ряда предметов исключать лишний и находить их общий признак.
    7. Владеть навыком составления связного рассказа по картинке.
    8. В состоянии различать и рисовать основные геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник.
    9. Обладать способностью запоминать и пересказывать.
    10. Ориентироваться во времени суток. Знать, какому времени соответствует завтрак, обед и ужин.
    11. подготовка к школе на дому
    12. Уметь различать и называть около 10 основных цветов.
    13. Иметь навыки нарисовать человека со всеми основными частями тела.
    14. Быть в состоянии следить за собой: одеться, зашнуровать ботинки, убирать.

    Помните – каждый новый навык развивает новые мозговые центры. Занимайтесь и играйте как можно чаще, развивайте малыша во всех направлениях, давайте ему возможность быть уверенным в себе. Самое главное для маленького школьника – он должен знать, что при любых трудностях, он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь любящих родителей.



    Предварительный просмотр:

    Родителям будущих первоклассников


    Советы психолога

    Советы психолога родителям первоклассников.

    Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

    У вас событие – ваш ребёнок впервые переступит порог школы. Как он будет усваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребёнок.

    Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

    Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

    И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего малыша. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими. Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

    Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим, но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

    У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место.

    Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе.

    О чём же необходимо помнить родителям?

    1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

    2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

    3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

    4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

    5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

    «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

    6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.

    Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д

    7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

    8. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.

    Основная задача родителей дошкольника - поддержание интереса к знаниям в целом.

    9. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

    10. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.

    11. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

    12. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

    Обязательно ли присутствие ребёнка при записи его в 1-ый класс?

    Во время записи в 1-ый класс желательно присутствие ребенка. Первое знакомство с будущим первоклассником поможет определить его мотивацию к обучению.

    Для чего проводится собеседование с родителями при записи ребенка в школу?

    На собеседовании с родителями будущих первоклассников им даются рекомендации:

    - по подготовке ребёнка к началу обучения;

    - по получению консультаций (в случае необходимости) с узкими специалистами: логопедом, психологом, неврологом;

    - по выбору альтернативной формы обучения.

    Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?

    Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

    Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

    - Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

    - Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).

    - Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

    Социально-психологическая готовность:

    - Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

    - Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).

    - Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

    Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:

    - Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).

    - Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).

    - Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

    Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

    В книгах Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей». Ярославль, 1996, Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли Ваш ребёнок к школе». М., 1994, представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребёнка к школе.

    При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углублённым изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребёнка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.

    С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс?

    Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребёнка к обучению. Именно от того, насколько ребёнок развит физически, психически, умственно и личностно, а также какова состояние здоровья ребёнка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

    Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дальше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

    Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

    Обязательным условием для приёма в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного гола, проводится в условиях детского сада.

    В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются:

    • Наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
    • Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
    • В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
    • Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

    Причинами школьной незрелости могут быть:

    • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
    • Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
    • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
    • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

    Рекомендации родителям будущих первоклассников:

    1. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Все то, что говорится в семье о школе должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Очень важно, чтобы школа привлекала ребенка тем, что там надо учиться, чтобы у ребенка было развито желание писать, читать, считать.
    2. Учите ребенка правильно оценивать свои успехи и неудачи. Ребенок учится оценивать себя, наблюдая за тем, как оценивают его взрослые. Надо хвалить ребенка за сам процесс решения проблемы, за старание, даже если у него не получилось решить проблему с первого раза.
    3. Ребенок должен знать правила общения, уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, быстро осваиваться в новой обстановке.
    4. У ребенка должна быть сформирована волевая готовность, которая заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Для того, чтобы это достичь необходимо ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении. Кроме того вам необходимо направлять, помогать ребенку в достижении цели. Приучайте ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Воспитывайте его стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
    5. Ребенок должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы
    6. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений с вашим ребенком. При этом стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины
    7. Учите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.


    Десять советов родителям

    Совет 1.Режим дня школьника должен быть построен с учетом его возраста и функциональных возможностей.

    Совет 2. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит ребенку выработку определенного ритма.

    Совет 3. Учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъемом умственной активности ребенка: в первой половине дня- с 9 до 12 часов, после полудня- с 15-до16 часов.

    Совет 4. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ему быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий.

    Совет 5. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

    Совет 6. Отход ко сну должен происходить в одно и то же время. Это способствует быстрому засыпанию и хорошему сну.

    Совет 7. Пребывание в группе продленного дня в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим. 

    Совет 8. Режим дня ребенка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном(1-1,5 часа) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе ( не менее 3 часов).

    Совет 9.Не нарушать заведенный распорядок дня, т.к. это может привести к расстройству выработанного ритма.

    Совет10.Не забывайте чаще хвалить ребенка за малейший успех и поддерживать в нем уверенность в своих силах.

    Соблюдение режима дня - важнейшее требование к ребенку, влияющее на его здоровье и работоспособность.




    Предварительный просмотр:

    Советы родителям

           Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?

           1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни,  мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.

            Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.

            Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогу ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Неплохо бы воспитать у малыша энтузиазм по отношению к школе. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. А в домашней обстановке пусть у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство - он уже большой и самостоятельный.

    Девять  подсказок для родителей первоклассника.

    • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

    • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

    • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

    • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

    • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка  способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

    • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    • Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    Советы педагогов

    Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

    Первого сентября ваш ребенок станет первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

    Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное? Чем вы занимались на уроке чтения? Что веселого было на уроке физкультуры? В какие игры вы играли? С кем ты подружился в классе?» и т.д.

    Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

    Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

    Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

    Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.

    Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

    Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя!

    Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

    Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник.

    Что делать, если...

    • ребенок левша
    • Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.

    • Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование   режиму может быть непомерно трудным.

    • Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним.

    • Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая его.

    • Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность,  непохожесть на других - это его достоинство
    • ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками

    Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-З человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с их семьями;

    • ребенок плохо выполняет письменные работы

    Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.

    • ребенок не любит учиться

    Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.

    Советы школьного психолога

    Уважаемые родители! Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения.

    Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

    Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

    Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

    1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

    • Рабочее место должно быть достаточно освещено.
    •  Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
    •  Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

    2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

    • Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
    • Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

    3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. 

    • Своевременно устраивайте небольшие перерывы. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.
    • На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и др.).

    4. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

    • Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в своп силы.

    5. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

    • Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

    6. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий.

    • Подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.
    • На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

    7. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво.

    • Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

    Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

    • в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;
    • советуйтесь с ним, невзирая на возраст;
    • признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);
    • извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;
    • почаще ставьте себя на его место;
    •  всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;
    •  пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная  прихоть;
    • не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;
    •  сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

    F:\советы родителям\budushhij_pervoklassnik.gif

    Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:

    • умение собрать свой портфель (ранец);

    • поздороваться с учителями и детьми;

    • задать вопрос учителю или однокласснику;

    • ответить на вопрос;

    • слушать объяснения и задания учителя;

    • выполнять задание;

    • попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;

    • умение долгое время заниматься одним и тем же делом;

    • обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

    • разделять работу на части;

    • адекватно реагировать на замечания;

    • объяснить то,  с чем не согласен;

    • учитывать мнение других;

    • гордиться своей работой и не скрывать этого;

    • устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;

    • брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;

    •самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения  свободного времени;

    • умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

    F:\советы родителям\0b0f519a53abe192d7a8076f6ce24e4b.jpeg

           

    Советы логопеда

    На что необходимо обратить внимание в развитии речи  дошкольника

    • Состояние звукопроизношения.

    Ребенок  к шести годам должен  выговаривать все звуки.

    • Состояние фонематических процессов.

    Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

    • Состояние грамматического строя.

    Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч),  управление (вышел из дома, рассказал о друге).

    • Состояние слоговой структуры слова.

    Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

    • Состояние словарного запаса

    Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

    • Состояние связной речи

    Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

    Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное – своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

    Уважаемые родители!

    Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

    МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

     1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет?

     2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?

     3. Понимать смысл того, о чём ему читают?

     4. Чётко выговаривать своё имя?

     5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

     6. Писать карандашами или мелком на бумаге?

     7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?

     8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

     9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?

     10. Слушать и следовать полученным указаниям?

     11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

     12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

     13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

     14. Проявлять интерес к окружающим предметам?

     15. Ладить с другими людьми?

    Экипировка будущего первоклассника

     Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.

     Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной. Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза.

    Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм.

    Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.

     Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок.

     Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

    Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

    Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

    В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

    Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

    Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

    Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

    Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

    Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

    Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

    Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

    Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

    Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

    Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....