Конспект родительского собрания в 3-ем классе "Дружная семья не знает печали"
методическая разработка (3 класс) по теме

Родительское собрание «Дружная семья не знает печали» посвящено актуальной теме нашего времени, теме совместного времяпровождения в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  родительского собрания в 3-ем классе  по теме:  

«Дружная семья не знает печали»

Выполнила

учитель начальных классов

I  квалификационной категории

МОУ ООШ п. Северный

Купцова Ольга Владимировна

2016 г.

Тема:  «Дружная семья не знает печали».

Форма собрания: дискуссионный клуб

Продолжительность: 45  минут.

Класс: 3

Цель:  создать условия для повышения воспитательной активности родителей и  осознания  ими  важности  совместного времяпровождения в семье.

Задачи: 

  • активизировать работу родителей во время собрания,  побудить их  к совместному проведению  времени  вместе с детьми;  
  • показать возможные  пути взаимодействия  и помочь  выработать рекомендации для родителей  по  данному вопросу

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный проектор, экран, презентация, шкатулка «Мудрости» с пословицами,  раздаточный материал (карточки с ситуациями, листы для анкеты, листы для вопросов).

Использованная  литература и интернет- ресурсы:

План родительского собрания

  1. Вступительное слово.  Чтение притчи  «Один час твоего времени»
  2. Сообщение  темы собрания. Составление кластера «Семья»
  3. Основная часть собрания (порядок частей может варьироваться).
  • «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится». Совместный труд. (Групповая работа. Анализ ситуаций по проблеме собрания).
  • «Ум без книги, как птица без крыльев». Совместное чтение. (Обмен мнениями. Составление памятки «Как привить и развить интерес к чтению у детей?»).
  • «Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре». Совместный отдых, досуг. (Анкета «Знаете ли вы своего ребенка?»,  коллективное составление   синквейна  «ПРАЗДНИК»).
  • «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься» (Занятия спортом, здоровый образ жизни). (Беседа «Я и спорт», игра «Словесная перестрелка»).
  1. Рефлексия. ( Почта доверия.  Чтение притчи «Злой лук»).

Подготовительная работа: подготовка выставки рисунков «Мой любимый праздник», проведение анкетирования с детьми, подготовка  раздаточного материала.

Ход родительского собрания

  1. Вступительное слово.  Чтение притчи  «Один час твоего времени» (Слайд 2)

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.

— Папа, можно у тебя кое-что спросить?

— Конечно, что случилось?

— Пап, а сколько ты получаешь?

— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?

— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

— Ну, вообще-то, 500. А что?

— Пап… — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?

— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он  успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.

— Ты не спишь, сынок? — спросил он.

— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.

— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.

— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

- Чему учит нас эта история? (Ответы родителей)

  1. Сообщение  темы собрания.

Действительно, в современном мире все происходит так быстро, что порой мы  не замечаем, что теряем что-то  очень важное и по- настоящему ценное – общение со своим ребенком, со своей семьей. Это драгоценные минуты, которые ни чем не заменишь: ни игрушками, ни красивой одеждой, ни самыми лучшими вещами, которые мы сможем купить нашим детям на заработанные деньги.   Ведь только взаимопонимание и взаимная любовь делают человека счастливым по-настоящему.  

Составление кластера «СЕМЬЯ»

Каждый родитель хочет воспитать  своего ребенка внимательным, здоровым, трудолюбивым и, конечно же, любящим (Вывесить схему Приложение 1). 

А для этого нужна дружная семья, которая будет примером для ребенка (На доску крепится карточка «СЕМЬЯ»).

 А что может объединить всю семью? (Родители выдвигают свои предположения, учитель записывает их на доске,  и получается кластер. Среди  ответов, скорее всего, будут и слова:  общение,  отдых, хобби,  труд и др.). Слайд 3. (На протяжении всего собрание по гиперссылкам возвращаюсь к этому слайду)

 

- Вы правы. Все эти совместные дела и увлечения   могут  помочь  семье, сделать ее по-настоящему дружной,  крепкой, комфортной для детей.  Вот и тема нашего собрания звучит так, «Дружная семья не знает печали». (Слайд 4, затем назад  слайд 3)

У меня в руках  ШКАТУЛКА «МУДРОСТИ». (Показывает родителям шкатулку)

 По ходу нашего собрания вы будете доставать из нее полезные советы (народную мудрость – пословицу Приложение 2),  из которых  мы попробуем узнать, как сделать так, чтобы ребенку было в семье не одиноко.  

Учитель предлагает кому-то из родителей вытащить любую «мудрую» мысль и далее происходит ее обсуждение, выполняются различные задания.  Порядок заданий в основной части мероприятия может варьироваться, в зависимости о того, какую пословицу достанут родители.

  1. Основная часть собрания.

1) «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится». Совместный труд

- О чем эта пословица? (О труде)

Труд… Такое короткое, простое  и в тоже время  очень важное слово.  К сожалению, не каждый человек умеет, а главное, хочет трудиться. Ведь домашний труд и повседневные обязанности  чаще всего монотонны и очень скучны. А  привычка трудиться формируется уже  в детстве.  Сложная школьная программа, дополнительные занятия детей в различных кружках и секциях – у детей просто нет времени ни на что другое. Так думают многие родители и берут всю домашнюю работу на себя. К сожалению, зря. Размышляя таким образом можно вырастить ребенка - потребителя, не приспособленного к жизни.  Поэтому очень важно привлекать детей к совместной работе, общим делам, показывать ему,  что они не так и скучны и могут быть радостными и полезными всей семье.  Это может быть совместная уборка квартиры,  поездка на дачу,  приготовление заготовок на зиму и многое другое.  

  • Расскажите, как происходит распределение обязанностей в ваших семьях?
  • Есть ли дела, которые вы делаете вместе?
  • Бывали ли в вашей семье интересные случаи во время выполнения совместной работы?  Расскажите.
  • А теперь давайте поработаем в группах.   Я предлагаю обсудить несколько ситуаций.

Групповая работа. Анализ ситуаций по проблеме собрания.  

(Родители делятся на группы, каждой дается ситуация,  затем происходит ее обсуждение)(Приложение 3).

Ситуация 1. В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

Ситуация 2. В семье растет девочка. Мама с трудом заставляет ее помогать ей по дому. Девочка ссылается на то, что дома есть бабушка, которая с охотой выполняет за внучку все дела.

Ситуация 3. Пятилетний малыш  с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей: «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка».

Ситуация 4. Мама с восторгом рассказывает, что  ее дочка очень помогает присматривать ей за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого  внимания  старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5. Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

  • Итак, скажите, совместный труд важен для укрепления семьи? (Ответы родителей, делаем  вывод).

Переходим к следующей мудрости.

(Родители вынимают следующую пословицу)

2) «Ум без книги, как птица без крыльев». Совместное чтение.

  • Согласны вы с это пословицей? Почему? (Ответы родителей)
  • Зачем ребенку нужно читать?

Следующее, о чем мы поговорим – это совместное чтение.  К сожалению, забытая традиция, когда за чтением книг  домочадцы  вместе думали, переживали. Оно  прекрасно компенсирует недостаток общения, сближает родителей и детей,  учит наблюдать, мыслить, сопереживать. И это время останется в памяти ребенка на всю жизнь.  Но порой бывает, что ребенок не интересуется книгами, ему ближе телевизор, компьютер, интернет. Что же делать? Как привить и развить интерес к чтению у детей? Я предлагаю обменяться мнениями и составить рекомендации.

Обмен мнениями. Составление памятки «Как привить и развить интерес к чтению у детей?» (Родители предлагают свои варианты развития  интереса, учитель слушает, комментирует,  помогает родителям правильно сформулировать мысли,  фиксирует на доске наиболее удачные варианты). Давайте сравним, что получилось у меня (Слайд 5):

  • Прививать интерес  к книгам и чтению с раннего детства.
  • Регулярно читать вместе с ребенком книги.
  • Обсуждать прочитанное.
  • Покупать яркие  и интересные книги любимых авторов ребенка.
  • Рекомендовать книги, которые читали в детстве.
  • Рассказывать об авторах книги и т.д.
  • Вместе ходить в библиотеку.

После обсуждения сделать вывод о пользе совместного чтения.

Переходим к следующей мудрости. (Слайд 3) (Родители вынимают следующую пословицу)

3) «Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре». Совместный отдых, досуг.

Сила семьи в совместных интересах и делах.  Приятно смотреть на семьи,  в которых принято вместе отдыхать, заниматься спортом,  отмечать праздники.   Как говорится еще в одной известной пословице «Сделал дело – гуляй смело».  В выходные и праздничные дни, когда все члены семьи в сборе можно многое сделать.  

  • Расскажите, как вы проводите свое свободное время?  
  • Какой вид отдыха вы предпочитаете?

Анкета «Знаете ли вы своего ребенка?» (Приложение 4)

А сейчас я предлагаю заполнить анкету. Дети  это уже сделали.  Проверим,  совпадут ли ваши ответы?  

  1. Как вы обычно называете своего ребенка?
  2. Гордитесь ли вы своими детьми?
  3. Какой последний кинофильм вы посмотрели вместе с детьми?
  4. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанную книгу, телепередачу?
  5. Бываете ли вы вместе на концертах, прогулках, аттракционах?
  6. Участвуете ли вы с детьми в походах?
  7. Где и как вы предпочитаете проводить  с детьми свободное время?
  8. Вы проводите отпуск с детьми или без них?
  9. В детские праздники дети предпочитают оставаться одни или быть с родителями?
  10. Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
  • А теперь сравните свои ответы с ответами детей.  Если большинство ответов совпадут,  значит можно уверенно сказать, что вы хорошо понимаете друг друга. (Родители сравнивают ответы)  

Совместный отдых нельзя представить без семейных праздников, таких как дни рождения, Новый год, Пасха, 23 февраля, 8 марта. Продолжать можно долго. Главное, что благодаря ним,  родители и дети чувствуют себя нужными друг другу, близкими и любимыми.  

Дети подготовили рисунки на тему «Мой любимый праздник», их вы можете посмотреть на нашей выставке. (Обращает внимание родителей на выставку рисунков в классе).

  • А какой Ваш любимый праздник? Какие традиции есть в Ваших семьях? (Ответы родителей)

Составление коллективное синквейна «ПРАЗДНИК»

Теперь я предлагаю выполнить творческое задание Вам: нужно написать синквейн  «ПРАЗДНИК». (Слайд 6) (Объясняю правила написания синквейна)

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк:

  1. – существительное или местоимение (заголовок);
  2. -  2 прилагательных(описание темы);
  3. -  3 глагола (описание действия);
  4. -  фраза, выражающая отношение автора к теме;
  5. - вывод, итог (слово –синоним).

- Давайте, попробуем!

Коллективное написание синквейна (Примерный вариант)

ПРАЗДНИК

РАДОСТНЫЙ   СЧАСТЛИВЫЙ

ПОМОГАЕТ СОЕДИНЯЕТ УКРЕПЛЯЕТ

СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ СБЛИЖАЮТ СЕМЬЮ

ГАРМОНИЯ

  • Нужны  ли в семье праздники? (Мнение родителей)
  • Переходим к следующей мудрости. (Слайд 3) (Родители вынимают следующую пословицу)

4) «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься». Занятия спортом, здоровый образ жизни.

  • О чем говорит нам эта народная мудрость?  (Варианты ответов родителей)

Спорт и физкультура  создают хорошее настроение, заряжают положительными эмоциями, укрепляют здоровье в целом.   Родители, которые ведут здоровый образ жизни, прививают его навыки своему ребенку.   Давайте побеседуем.

Беседа «Я и спорт» (родители отвечают на вопросы) 

  • Кто из родителей занимается спортом? Каким?
  • Занимаются ли Ваши дети спортом? Если да, то каким?
  • Посещает ли ваш ребенок спортивные секции, кружки?
  • Делаете ли вы утреннюю зарядку? А Ваш ребенок?
  • Ходите ли вы в походы, прогулки на лыжах?
  • Есть ли у Вас дома спортивное оборудование?
  • Любите ли вы смотреть спортивные передачи? Какие?  

Игра «Словесная перестрелка».

А теперь поиграем.

Сейчас у нас будет «Словесная перестрелка». Вам необходимо  «по

цепочке»  называть  виды спорта, предметы спортивного инвентаря.  (Родители называют слова по теме, тот,  кто не может это сделать – выбывает из игры, побеждает тот, кто последним назовет слово).

Вывод о значении спорта и здорового образа жизни.  

  1. Рефлексия.

Это только часть «мудрых» советов, как сплотить семью, сделать ее дружной, крепкой и приблизить  нас к самой главной цели воспитания (вспомнить слова в начале собрания: каждый родитель хочет воспитать  своего ребенка внимательным, здоровым, трудолюбивым и, конечно же, любящим).  

Почта доверия.

Я предлагаю Вам написать на листочках (листы раздаю заранее), что бы вы еще  хотели узнать на следующем нашем собрании, какие вопросы у вас остались и волнуют Вас. Подумайте, напишите  и положите их в нашу шкатулку мудрости. (Родители пишут записки, они могут их не подписывать и на выходе из кабинета оставляют их в шкатулке).

  • Скажите, было ли полезно для Вас наше собрание? Поделитесь своими впечатлениями. (Родители высказывают свое мнение).
  • А закончить наше собрание я хочу еще одной притчей, которая называется «Злой лук».

Мне всегда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.

Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра.

После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:

– Чего ты плачешь?

– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.

– Видимо, этот мало поливали.

Я поняла важную вещь: если детей мало «поливать» в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.

Помните о том, какой будет наша семья,  такими будут и наши дети, а значит и наше будущее. Любите своих детей,  проводите с ними больше времени и вовремя «поливайте»!  Спасибо за внимание! (Слайд 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект общего родительского собрания "Красна изба пирогами, а семья традициями"

Цель: Достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.Ход собрания: Презентация «Из опыта работы». Вступительное слово...

Чтобы семья была счастливой. Конспект родительского собрания

Главные участники родительского собрания - это , конечно, сами родители. На данном родительском собрании они сами рассуждают, анализируют, прислушиваются к мнению своих детей, делают выводы, составляю...

Конспект родительского собрания . «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Класс: 3-7Тема: «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»Цели: Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера», акцентир...

Конспект родительского собрания "Профилактика жестокого обращения с детьми в семье"

План-конспект родительского собрания для родителей учащихся 2 класса....

План-конспект родительского собрания " Эстетическое воспитание в семье".

Рассказать о значении эстетического воспитания....