Риторика-наука всех наук
статья (1 класс) на тему

Татьяна Николаевна Филиппова

Статья о том, что необходимо ребенку для успешного общения и развития его коммуникативных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.docx144.94 КБ

Предварительный просмотр:

http://resources0.news.com.au/images/2014/02/26/1226838/393996-f7eb63e8-9ea1-11e3-a562-7581a373430e.jpg    http://fotointeres.ru/wp-content/uploads/2012/04/239358-720x486.jpg     http://www.shko.ru/upload/images/061114/razvit-kommunikativnuyu-gotovnost-rebenka-vypolnit-samyy-vazhnyy-etap-podgotovki-k-shkole-1-731.jpg

РИТОРИКА      

Искусство владения речью у римлян называлось «ораторским искусством», у греков – «риторика», а в России – просто «красноречием».

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучения. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным во всех областях жизни.

Процесс общения ребенка с окружающим миром начинается очень рано. Стоит учесть то, что в современном мире он с первых лет жизни смотрит телевизор, смотрит мультфильмы, слушает радио, слышит речи различных стилей.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт со многими собеседниками: своими ровесниками, детьми помладше, взрослыми, родными, близкими, чужими и незнакомыми людьми.

Именно поэтому для ребенка очень важно уметь обращаться и излагать свои мысли. Обучение ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущих побед.

Что же это такое?  Риторика, другими словами — ораторское искусство, — это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что дошкольный и младший школьный возраст – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

- правильно спрашивать и быстро формулировать ответы;

- верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

- грамотно выстраивать выступление;

- улучшить дикцию;

- стать более уверенным в себе;

- понятно и доступно доносить информацию;

- научиться общаться.

Начиная заниматься риторикой, нужно помнить основную цель таких занятий: это прежде всего, формирование гармонично развитой, духовной личности ребёнка».

Основные задачи, которые решает риторика:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию ребенка, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал.

В итоге — будущий оратор не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять интерес к учёбе, научиться общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие КВН "Математика-царица всех наук"

Внеклассное мероприятие, презентация, физминутка...

открытое внеклассное мероприятие по математике царица всех наук

внеклассное мероприятие по  образовательной программе Начальная школа 21 века...

Риторика - наука успешного общение

Внеурочные занятия по предмету - риторика...

КВН "Математика - царица всех наук"

Целью данного мероприятия является активизация познавательной деятельности на уроках математики и внеклассных занятиях. Занятие построено в виде соревнования между двумя командами....

Презентация КВН "Математика - царица всех наук".22.01.2016

Презентация КВН праздник математики....

НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ «Математика – царица всех наук»

     Неделя  математики содействует активизации познавательной деятельности , развитию процессов восприятия ,внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Формирует творчес...

Внеклассное мероприятие по математике "Царица всех наук".

Внеклассное мероприятие по математике "Царица всех наук"....