Приёмы развития навыка чтения
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Болотских Наталья Юрьевна

Приёмы и формы работы, которые помогут в формировании полноценного навыка чтения учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_razvitiya_polnotsennogo_navyka_chteniya.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы развития полноценного навыка чтения у младших школьников.

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата

Упражнения, развивающие мышцы артикуляторных органов, различны по своему характеру, но независимо от этого, их надо начинать с артикуляционной гимнастики, которая «разогревает мышцы», подготавливая их к основным упражнениям.

1.Артикуляционная гимнастика включает следующий комплекс упражнений:

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5. Высунуть широкий язык.

6. Высунуть узкий язык.

7. Чередование положений языка: широкий – узкий.

8. Поднимание языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх – вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык вглубь рта – приближать к передним нижним зубам.

Каждое упражнение следует повторить 5–7 раз.

Далее осуществляются специальные упражнения, развивающие мышцы различных артикуляторных органов.

2. Произношение слогов.

Упражнение 1. Взяв небольшое зеркало и глядя в него, попытайтесь произнести гласные звуки, строго соблюдая следующие правила. Помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными. Каждый звук следует повторять несколько раз.

Звук [у] – рот сложен трубочкой. Воздух выдыхается в узкое кольцо губ.

Звук [ы] – губы раскрыты, зубы раздвинуты на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди верхней, выдыхаемый воздух должен выходить в середину отверстия между зубами.

Звук [и] – расстояние между зубами – кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней. Струя воздуха должна проходить между зубами.

Звук [о] – форма рта – кольцо, более широкое, чем у [у]. Воздух идет широкой теплой струей.

Звук [э] – губы раскрыты горизонтально, расстояние между зубами – большой палец, гортань широко открыта. Выдох направлен в середину зубов.

Звук [а] – гортань широко открыта, рот – большое кольцо, верхние зубы открыты, нижние закрыты губой. Выдох очень теплый.

Упражнение 2. Произнесите гласные звуки в сочетании. При этом нужно следить за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (в области живота) и за точностью открытия рта и разжимания зубов на каждом выдохе. Упражнение нужно повторят много раз в течение нескольких занятий. С каждым днем упражнение надо делать все быстрее:

У – У – Ы – Ы

У – У – И – И

У – У – О – О

У – У – Э – Э

У – У – А – А

Упражнение 3. Произнесите следующие сочетания согласных с гласными (слоги). Слоги нужно произносить, четко выговаривая каждый звук. Упражнение выполняется многократно в течение ряда занятий:

ПА – ПО – ПУ – ПЭ – ПЫ – ПИ

БА – БО – БУ – БЭ – БЫ – БИ

ДА – ДО – ДУ – ДЭ – ДЫ – ДИ

ХА – ХО – ХУ – ХЭ – ХЫ – ХИ

КА – КО – КУ – КЭ – КЫ – КИ

ГА – ГО – ГУ – ГЭ – ГЫ – ГИ

НА – НО – НУ – НЭ – НЫ – НИ

МА – МО – МУ – МЭ – МЫ – МИ

ФА – ФО – ФУ – ФЭ – ФЫ – ФИ

ВА – ВО – ВУ – ВЭ – ВЫ – ВИ

ЛА – ЛО – ЛУ – ЛЭ – ЛЫ – ЛИ

РРА – РРО – РРУ – РРЭ – РРЫ – РРИ

ЧА – ЧО – ЧУ – ЧЕ – ЧИ

ЦА – ЦО – ЦУ – ЦЕ – ЦЫ

СА – СО – СУ – СЭ – СЫ – СИ

ША – ШО – ШУ – ШЭ – ШЫ

ЩА – ЩО – ЩУ – ЩЕ – ЩИ

ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЭ – ЗЫ – ЗИ

ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЭ – ЖЫ

Упражнение 4. Произнесите сочетания согласных в слогах шепотом, но так, чтобы было слышно. Произносите сначала очень медленно и сильно. Звук [т] надо произносить энергично. С каждым днем темп рекомендуется ускорять, но твердость и сила удара на [т] должны оставаться постоянными:

ПТА – ПТО – ПТУ – ПТЭ – ПТЫ – ПТИ

БТА – БТО – БТУ – БТЭ – БТЫ – БТИ

ХТА – ХТО – ХТУ – ХТЭ – ХТЫ – ХТИ и т. д. со всеми согласными.

Упражнение 5. Произнесите сочетания трех одинаковых согласных с гласными. Нужно начинать с медленного темпа, а затем с каждым днем ускорять его, доведя до быстрого:

ТТТА – ТТТО – ТТТУ – ТТТЭ – ТТТЫ – ТТТИ

БББА – БББО – БББУ – БББЭ – БББЫ – БББИ

ХХХА – ХХХО – ХХХУ – ХХХЭ – ХХХЫ – ХХХИ и т. д. со всеми согласными.

3. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов:

     мал-мял, слёзы-слово, луна-люди.

  • Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.

4. Упражнения в чтении согласных парами.

Ошибки в произношении солгасных, их смешение приводит к таким же ошибкам и при чтении. Произнося согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в действии речевого аппарата и быстро исправляют дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш, Ж-З, З-Ц.

5. Упражнения в чтении нескольких согласных и гласных. Все разнообразные сочетания С+С+Г, которые написаны на доске, должны быть прочитаны и произнесены слитно, чётко:

РБА-РБО, СТОР-СТРЕ, ТКА-ТКЮ, ДЛИ-ДЛЕ

6. Произношение чистоговорок

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчика шары.

Ро-ро-ро- у нас новое ведро.

7. Скороговорки с движениями рук

                                         

      Текст скороговорки

Движения рук

Мимо маленькой Марины     пробежал медведь с малиной.                                      

Пальцы рук поочередно сжимать,  разжимать.

В такси таксе тесно    

Пальцы рук переплетены в замок, руки возле груди.                                                                                                             Поочередно то вытягивая руки перед   собой  со сцепленными                                                                                       пальцами, то подносить  к груди.                                                                                        

От топота копыт  

Пыль по полю летит     

Руки сжаты в кулачки, движения ими по столу                                                                        

Пальцы разводим в разные стороны, как бы пускаем пыль.                                                                                                                                                                                            

Два щенка    

Щека к щеке

Щиплют щепку в уголке.                                                            

Руки сжаты в кулачки.                          

Кулачки друг об дружку.

Пальцы рук щиплют друг друга.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.      

Одна рука – вертикально-дуб,                                                   вторая – клювик по дубу, как дятел. Меняем положения рук.                      

До города дорога в гору

От города с горы.                      

Руки показывают движения вверх, как в гору.

То же, но только с горы.    

Очень много ножек у сороконожек.

Подушечками пальцев по столу,                                                                       как ножки у сороконожки.

Проворонила ворона воронёнка.

Пальцы переплетены и прижаты,                                                              спрямляем, сжимаем.

Шапка да шубка

Вот и весь Мишутка.    

Руки на столе пальцы переплетены и выгнуты горкой.

В том же положении – на ребро. Ладони ложатся на стол тыльной стороной  вниз.         

8. Произношение скороговорок 

Скороговорки можно произносить группами, парами, весело, бодро спрашивая и радостно, удивлённо отвечая. Соединить скороговорку с игрой, с движением полезно для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма, создания у детей радостного настроения. Можно переставлять логические ударения. Возможно, при проговаривании делать акцент на определённом звуке. Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь.

Упражнения для работы со скороговоркой

  1. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл скороговорки?
  2. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
  3. Читайте скороговорку, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
  4. Читаем скороговорку с посылом воздуха в определённую точку
  5. Читаем скороговорку от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.
  6.  Соревнование с помощью секундомера.
  7. Все скороговорки можно разыгрывать: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования.

Скороговорки

  1. Быстро Егорка говорит скороговорку.
  2. Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.
  3. Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.
  4. Проворонила ворона воронёнка.
  5. Пришёл Прокоп – кипел укроп.

Ушёл Прокоп – кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

так и без Прокопа кипел укроп.

  1. Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
  2. По бревну бобры бредут.
  3. Расскажите про покупки. Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  1. Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

Била бурю.

     Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов

     Била бой.

  1. В огороде огорошены –

            Растерял горох горошины.

            Огород не огорожен –

             Не разыщите горошин.

  1. Как на пишущей машинке

      Две хорошенькие свинки:

       Туки – туки – туки – тук!

 Туки – туки – туки – тук!

 И посту-кивают, и похрю-кивают:

  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

  Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

  1. Добры бобры до бобрят.
  2. Бабуся – мамина мама,

      Бабуся – папина мама,

       Дедуся – мамин папа,

       Дедуся – папин папа.

  1. Водовоз вёз воду из водопровода.
  2. Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
  3. Ах, ты, эхо, эхо, эхо!

       Говорить с тобой – потеха.

  1. Болтунья болтала, болтала да заболталась.
  2. Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  3. Летели лебеди с лебедятами.
  4. Купила бабуся бусы Марусе.
  5. До города дорога в гору, от города – с горы.
  6. На иве галка, на берегу – галька.
  7. У ёлки иголки колки.
  8. Сеня вёз воз сена.
  9. Хорош пирожок – внутри творожок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обучения навыков чтения

Комплексная работа на уроках обучения грамоте и чтения помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повышает интерес к нему обучающихся....

приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть ...

Приёмы совершенствования навыка чтения младшего школьника

Навык чтения - явление сложное, комплексное. Степень овладения навыком чтения - один из показателей общего уровня развития ребёнка. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная рнабота ...

Приёмы совершенствования навыков чтения младших школьников

статья с указанием приёмов и видов работ с текстом для совершенствования техники чтения...

Приёмы работы над развитием навыка чтения

Повышает уровень чтения первоклассников....

«Приёмы развития навыков функционального чтения на уроке окружающего мира»

Краткая аннотация: участники мастер-класса в активном режиме учатся приемам работы с текстами. В качестве текстов выступают видеофрагмент из художественного фильма «Сумерки», стихотворение...