Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).
методическая разработка (1 класс) на тему

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_rs.docx33.92 КБ
Файл buklet.docx307.22 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

  1. Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению.
  2. Выявление круга детского чтения, необходимости взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

Аудитория: родители учащихся 4 Б класса

Необходимое оборудование: Листы А4, ручки, мультимедийное оборудование.

Форма собрания: «Родительская мастерская»

Предварительная подготовка:   

  1. Распределение родителей на «мастерские» проходило следующим образом:  на предыдущем собрании родителям было предложено выбрать из 4 предложенных детских книг ту, которая, на их взгляд, является самой интересной. Тем самым родители разделились на 4 группы. В каждую книгу были положены письма-инструкции (Приложение 1) с микротемами для проведения следующего собрания.

1родительская мастерская: Вредные советы «Как отучить ребенка читать».

2 родительская мастерская: «Мудрые родители читают…»

3 родительская мастерская: Вместе с ребенком читаем книги о войне.

4 родительская мастерская: «Секрет хорошей детской книги»

Ход собрания:

1.Слово учителя:

   -  Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада Вас видеть на нашем собрании. Спасибо за ваше внимание к собственному ребенку, за желание работать со школой в режиме единой команды. А начнем мы с вами разговор с просмотра отрывка из мультфильма «Буревестник».

  - Скажите, пожалуйста,  как мультфильм связан с нашим собранием?

(Обобщаем ответы: в мультфильме показана ситуация, напрямую связанная с чтением: сегодняшние дети мало читают, чтение для них-мучение, как следствие - у них плохо развиты речь, мышление,  воображение. И для решения данной проблемы школа должна работать вместе с родителями.)

   - Давайте вместе сформулируем тему нашего родительского собрания (варианты).  Приходим к единому выводу: «Как приобщить ребенка к чтению?»

     - Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. в Москве,  В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Перед родительским собранием было проведено анкетирование , выявляющее уровень читательской активности детей и родителей. Я предлагаю вам познакомиться с результатами.

Приложение 4: анкета + презентация

Как вы убедились - проблема приобщения к чтению существует и в нашем классе. Я еще молодой начинающий педагог, а вы умные, многоопытные, современные родители, и мне важно услышать ваше мнение, компилировать ваш опыт: как же сделать процесс чтения не мучением, а увлечением?

Для того, чтобы наша работа была продуктивной, я предлагаю вам  в процессе собрания заполнять маршрутный лист (Приложение 2).

И начинаем мы маршрут с…советов. Причем, с вредных советов мудрым родителям. Их представляет первая родительская «мастерская»

     

  1. Выступление родительской мастерской «Вредные советы «Как отучить ребенка читать».

  - Если ребенок много читает, то это… очень плохо! Нет, это просто ужасно! Ну, посудите сами: читает и читает, а в магазин кто пойдет? А мусор выносить? Да нормальный ребенок должен в компьютер играть, глаза портить, а не книжки читать. И тоже, кстати, глаза портить.
       Нет, все, так дальше не пойдет. Сегодня же
 начинаем отбивать у родимого чада любовь к чтению. Как?


 -  Ну, во-первых, начнем это
 благое дело со старого доброго скандала. Если ребенок еще маленький и случайно порвал лист в книге или попробовал ее на вкус – скандал! Кричим, да погромче! Потрясая книгой, корчим устрашающие рожи и вопим без стеснения. Пусть даже взгляд, ненароком брошенный на книжный шкаф, вызывал в памяти малыша ваше перекошенное лицо.
     Ребенок все реже и реже берет в руки книгу? Отлично, мы на верном пути.


    - Теперь, что должен уяснить маленький читатель, звучит так «
чтение – это наказание». Разбил чашку? Не помыл посуду? Читать! Выбираем что-нибудь позанудливее, поскучнее и пусть читает… ну, к примеру, 40 страниц. И пересказывает вам (главное, в процессе не заснуть).
     Для чтения важно
 подгадать момент. Как только малыш увлечется игрой или мультфильмом - появляетесь вы (про перекошенную рожу не забудьте) и громовым голосом велите идти читать. И немедленно!


    -
Книгу всегда выбирает родитель. Это закон. Никаких сказок. Никаких комиксов. Книжка – игрушка? Сжечь! Пусть читает… ну не знаю… учебник по алгебре за 10 класс. Философский словарь. Самоучитель сталевара. Что значит «сыну только семь лет»? Сталеваром быть никогда не поздно!
   

-  Еще одно правило: никогда не читайте ребенку вслух. И вообще ничего не читайте. Пусть ваш малыш никогда не видит родителей с книгой в руках. Листайте журналы, смотрите телевизор, работайте на компьютере, но не читайте никогда. Помните: дурной пример заразителен, вдруг ребенок заинтересуется вашей книгой и прочтет ее! Что тогда делать, а?! Если очень хочется почитать, то делайте это тайком, под одеялом с фонариком, в ванне, в транспорте. Но дома – никогда!
   

Это все конечно, шутка, но…  Если в каком-нибудь из примеров вы увидели себя – пора насторожится. Потому, что нет ничего лучшего, чем мамина сказка на ночь. Чем любимая, зачитанная до дыр и заботливо подклеенная книга, в пятнах от сочной вишни на пожелтевших страницах. Потому, что никакой телевизор и компьютер не заменит встречу с любимыми героями книг. Не оделяйте детей радостью чтения хорошей книги. Спасибо за внимание!

3.Слово учителя

-Советы вам, уважаемые родители, даны. Самое время сесть с любимым ребенком за совместное чтение. Что бы нам почитать?

Вот об этом нам расскажут участники следующей родительской «мастерской»: Вместе с ребенком читаем книги о войне.

4.Выступление родительской мастерской: Читаем книги о войне.

(родители делают краткий обзор книг о войне - презентация)

- Л.Воронкова «Девочка из города»

В многодетную деревенскую семью попадает осиротевшая городская девчушка. В далеком Сталинграде погибла её мама – красивая, темноволосая  мама, мама в синем платье. Погиб и маленький братик. И теперь вместо мамы — чужая женщина с платком на светлых волосах, вместо братика — чужой мальчик и две девчонки. Да еще неприступно-строгий дедушка. И теперь ей нужно научиться жить в этой шумной семье.

- Ф.Кнорре  «Оля»

Повесть о семье цирковых артистов. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Автор книги — известный советский писатель — поднимает в своей повести важные проблемы, встающие перед юными и взрослыми героями произведения..

- Е.Ильина «Четвёртая высота»

Гуля Королева. Обычная девчонка, которая прожила очень необычную жизнь - короткую, но яркую. Она была одной из самых знаменитых юных актрис и спортсменок своего времени. Она, как и все ее ровесницы, дружила со сверстницами и влюблялась. А когда началась война, не колеблясь, пошла на фронт и отдала свою молодую жизнь за свободу нашей Родины...

-Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова»

Имя  Тани Савичевой известно всему миру. В её дневнике, предъявленном на Нюрнбергском процессе  в качестве документа, обвиняющего фашизм, всего несколько листочков, на которых девочка неуверенным детским почерком фиксировала смерть своих родных. И нет равнодушных: так искренне, точно и предельно сжато сумела маленькая девочка рассказать о войне в своей маленькой записной книжке.

-В.Голявкин  «Рисунки на асфальте»

Так здорово играть с друзьями в футбол или пойти на рыбалку. А если грянет война? Вот у героя этой книги его веселый, добрый и вообще самый лучший папа на свете погибает на Великой Отечественной войне... Но надо найти в себе силы стать взрослым, опорой для младшего брата и, конечно, для своей мамы. Не должны на свете разгораться войны! 

-Г.Черкашин «Кукла»

Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях — хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

-С.Баруздин  «Шёл по улице солдат»

Это - рассказ о солдате.  
Это - рассказ о герое. О необыкновенном герое. О человеке, который прошел тысячу боев и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и не погиб. О человеке, который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.
Это рассказ о твоих дедах и отцах. Они были солдатами- героями.

5.Слово учителя        

-Убаюканные маминым теплом, папиным голосом, засыпают наши счастливые дети. Самое время родителям почитать полезную книгу для своего родительского роста. Советы о том, что полезно читать родителям, подготовила  3 родительская мастерская «Мудрые родители читают…»

6.Выступление родительской мастерской  «Мудрые родители читают…»

(обзор книг для родителей - презентация)

В. Леви «Новый нестандартный ребенок» (слайд 1)

Потерять ребенка очень легко: потерять в собственном доме… А как уберечь, как вывести на жизненную дорогу?.. Как помочь стать счастливым?.. Книга из серии «Конкретная психология» всемирно известного психотерапевта и писателя Владимира ЛЕВИ. Мировой бестселлер о взрослых и детях, о понимании и любви. Новейшее, переработанное и дополненное издание.

Ю. Гиппенрейтер  «Общаться с ребенком КАК?»  (слайд 2 )

Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!

К. Платонов  «Занимательная психология»  (слайд 3 )

Автор, известный психолог Константин Константинович Платонов, написал эту книгу… в больничной палате, где он лежал после инсульта. Написал увлекательно и просто, с большим количеством примеров, описаний необычных опытов, удивительных экспериментов. В ней сотни коротких рассказов-заметок, охватывающих три области: сознание, личность, деятельность. «Такие психические процессы, как сознание, ощущение, восприятие, представление, мышление, эмоции, воля, – говорил Платонов, – не даются человеку раз и навсегда готовыми, неизменными. Человек должен их активно развивать, помогая всестороннему расцвету личности».

А. Грецов «Практическая психология для мальчиков», «Практическая психология для девочек» (слайд 4 )

В книге собраны психологические знания, призванные помочь молодым людям становиться более сильными личностями и достигать жизненных успехов. Речь пойдет о путях личностного и интеллектуального развития, об эмоциях и чувствах, о навыках бесконфликтного общения, о способах психологического влияния и защиты от него. Книга предназначена для подростков, будет интересна также их родителям, может использоваться как учебное пособие по психологии для школьников.

«Практическая психология для девочек» поможет вам более полно раскрыть потенциал своего разума, стать более привлекательной, научит уверенно и бесконфликтно общаться, контролировать свои эмоции и преодолевать стресс. Книга предназначена девочкам-подросткам, но будет интересна также их родителям; может использоваться в качестве учебного пособия по психологии для школьников.

Н. Козлов « Истинная правда» (слайд 5 )

Это книга о вкусной и здоровой жизни. Книга всерьез отвечает на много веселых КАК. Специально для молодежи - как знакомиться на улице, для всех - в какие игры мы играем, когда просто живем, зачем мы ссоримся и как жить по-другому, о силе, слабости, чем по правде отличается наше отношение к изменам и каков Кодекс порядочного человека - в общем, как стать богатым и здоровым, а не бедным и больным. На страницах - психологические практикумы и тесты, медитации и провокации, деловая информация и нужные анекдоты, то есть все, чем может и должна быть наполнена реальная жизнь.

Г. Сташевская « 100 и 1 игра для развития ребенка» (слайд 6 )

Уважаемые взрослые! Эти карточки можно использовать в работе с группой детей и индивидуально с каждым ребенком, стирая написанное по многу раз. Не огорчайтесь, если какие-либо задания не будут получаться сразу. Вернитесь к ним позже и обязательно с позитивным настроем. Занятия должны приносить ребенку радость! Только тогда он полюбит учиться и будет успешен. На оборотной стороне карточек - веселая мозаика. Попросите ребенка рассказать о названии цветка, который он собирает, о его цвете, что еще бывает такого цвета. Возможны и другие варианты интересных заданий и игр с карточками, ведь они действительно волшебные и помогут ВАМ творить чудеса.
7. Слова учителя

-Уважаемые родители! Теперь вы знаете, как сориентироваться в выборе книг для мудрых родителей. А вот как сориентироваться в огромном мире детских книг-об этом нам расскажут участники родительской мастерской «Секрет хорошей детской книги»

8.Выступление родительской мастерской «Секрет хорошей детской книги» . Приложение 3

Есть ли универсальный рецепт хорошей детской книги?

Рецепт прост:

- отобрать свежие изысканные идеи;

- измельчить и растереть каждую из них, чтобы извлечь смысловой экстракт;

- полученное соединить вплоть до абсурда;

- немного провокации – и тщательно перемешать;

- добавить хотя бы крупинку актуальности, юмора, фантазии – без всякой меры;

- сервировать с интуицией и чувством. И всё!

Классика жанра

Коваль Юрий Иосифович, детский писатель, сценарист мультфильмов, детских кинофильмов, автор и исполнитель песен, художник и скульптор

Как хорошо уметь читать

Про хвосты, усы, лапы и носы: Рассказы о животных. В книгу вошли любимые детьми рассказы писателей XIX-XX веков, знакомящие с таинственным и привлекательным миром животных.

Винни-Пух возвращается…

Бендиктус Д.  Новые истории про Винни-Пуха. Возвращение в зачарованный лес Медвежонок Винни-Пух, Пятачок, Кролик, Кенга - в общем, Все-Все-Все и повзрослевший Кристофер Робин снова встречаются в Зачарованном Лесу! Побеждает дружба

Арутюнянц Карен Пончик идёт по следу. Как?! Ты не Пончик? Это не важно, главное – ты держишь в руках самую правдивую книгу о самом преданном и отважном псе по имени Пончик! 

Бурная, весёлая школьная жизнь

Сергей Силин Рояль в сугробе. В книгу известного детского писателя, редактора журнала "Простоквашино" Сергея Силина вошли смешные рассказы и юмористическая повесть.

Самая смешная книга

Валентин Постников Весёлый двоечник. Кто не знает Карандаша и Самоделкина? Придумал их известный детский писатель Юрий Дружков. Его сын Валентин Постников тоже стал писателем.  Перед вами его самая смешная книга про современного мальчишку Семена Рыжикова  и его друзей.

Смешные рассказы и стихи

Марина  Дружинина Мой весёлый выходной.

 Книга "Мой веселый выходной" награждена дипломом Международной литературной премии С.В.Михалкова "Облака". 

Читать с эффектом "3D". Это же счастье!
Или напасть?.. 

Анна Игнатова Эффект 3D. Лида Рощина, ученица лицея для одарённых детей, не смотрит телевизор, её не увлекают компьютерные игры. Больше всего на свете она любит читать. Мечта родителей, радость для учителей! Но почему она вырывает иллюстрации из книжек?

Весёлые рассказы о девчачьей дружбе

Юлия Кузнецова Подружки. Эта книга - сборник веселых рассказов о девчачьей дружбе. Хорошо, когда подружка рядом и готова прийти на помощь. Тогда и к зубному идти не страшно, и с грудным младенцем справиться пара пустяков, и любая диета нипочем. А если случается ссора, то за ней всегда следует примирение. Ведь у настоящих подружек, как поется в известной песне, все пополам: и огорчения, и радость.

Старинная английская сказка

Марина Аромштам Кот Ланселот и золотой город. История, написанная по мотивам старинной английской сказки, но не теряющая своей актуальности в современности, ведь для доброты, честности, неравнодушия и чувства справедливости не существует понятия времени.

«Бесстрашный»

Шарлотта Мэри Янг Маленький герцог Ришар Бесстрашный.  Эта книга повествует о приключениях девятилетнего мальчика  и о выборе взрослеющей души между жестокостью и милосердием.

ИНТЕРЕСНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЙТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

9. Слова учителя.

-Уважаемые родители! Приобщение к семейному чтению - наша общая цель. Сегодня мы с вами на родительской мастерской постарались сделать многое! Теперь мы-родители, которые знают:

-как пробудить в ребенке интерес к чтению;

-как выбрать хорошую книгу для себя и своего ребенка;

-что можно прочесть вместе накануне 70-летия Победы;

-как важно проявлять искренний интерес к процессу чтения;

Спасибо Вам за работу!   В подарок каждому из вас останется маршрутный лист с важной информацией и выдан буклет о пользе чтения. Пусть вся информация, полученная сегодня, окажется для вас полезной!



Предварительный просмотр:

Читаем книги о войне

  • Л.Воронкова "Девочка из города"
  • К.Паустовский "Похождения жука-носорога"
  • Ю.Яковлев "Девочки с Васильевского острова",
  • Д.Пантелеев "Паровоз "Овечка",
  • Ю.Яковлев "Как Сережа на войну ходил",
  • Г.Черкашин "Кукла",
  • С.Баруздин "Шел по улице солдат",
  • В.Голявкин "Рисунок на асфальте",
  • В.Богомолов "Вечный огонь", "В старом танке" и др.,
  • С.Алексеев. Рассказы о войне. Рассказы о полководцах.

Требования к уровню

чтения в 4 классе

- осознанное, правильное, выразительное чтение;

- самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
- самостоятельное нахождение ключевых слов;
-  самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулирование основной мысли текста;
- составление простого и сложного плана текста;
-  написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

- умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
-  иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Интернет –

чтение с пользой!

  • Книги и дети «Библиогид»

ПАПМАМБУК: сайт для родителей и детей (http://bibliogid.ru/)

  • ВЕБЛАНДИЯ: лучшие сайты для детей(http://web-landia.ru)
  • МИР СКАЗОК(http://mirckazok.ru)
  • Детская роман-газета(http://www.hrono.ru)
  • В гостях у Василисы (http://www.deti-lit.ru)
  • Библиотека детских журналов (http://cyberleninka.ru)
  • Почемучка (http://pochemu4ka.ru)
  • Детский сказочный журнал «Почитай-ка»( http://www.cofe.ru)
  • Букашки (http://shop.bookashki.net)

Технология продуктивного чтении в соответствии с ФГОС

I этап. Работа с текстом до чтения 

Какими были ваши ожидания?

Какие вопросы до чтения у вас возникали?

На что вы обратили внимание перед чтением и почему?

II этап. Работа с текстом во время чтения 

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).

III этап. Работа с текстом после чтения 

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.  Результатом должно стать понимание авторского смысла.

Как приучить ребенка к чтению.

Советы родителям.

Читайте!

И пусть в вашей жизни

не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги

К.Г.Паустовский

Чтобы чтение стало увлечением

  • Если вы хотите, чтобы ребенок читал надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель
  • Рассказывайте детям о  ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах.
  • Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги
  • Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее.
  • Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий
  • Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как приобщить ребенка к чтению"

Собрание нацелено на ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей интереса к чтению....

родительское собрание"Давайте будем учиться вместе со своими детьми"

Материал содержит презентацию родительского собрания  по теме " Давайте будем учиться вместе со своими детьми". Мудрые советы, памятки, план действий....

Родительское собрание "Давайте будем учиться вместе со своими детьми"

Общешкольное родительское собрание«Давайте будем учиться вместе со своими детьми»Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся, ...

Родительское собрание "Как приобщить ребенка к чтению"

В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. ...

Родительское собрание.Как приобщить ребенка к чтению

В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соотве...

Сценарий родительского собрания с презентацией «Как приобщить ребенка к чтению» 2018год

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса. Задачи:Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;Показать роль книг и чтения в развитии ...