Как приобщить ребенка к чтению
методическая разработка (2 класс) по теме

Морозова Ольга Владимировна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Родительское собрание с презентацией

«Как приобщить  ребенка к чтению»

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
  2. Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
  3. Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

Предварительная подготовка

  1. Учащимся класса предлагается заполнить анкету. (Приложение 1)
  2. Родителям, также предлагается заполнить анкету. (Приложение 2)
  3. Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.

Ход собрания

  1. Знакомство с проблемой “ Как приобщить  ребенка к чтению ”.

1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

  1. Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.
  2. Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.
  3. Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

2. Навык чтения состоит из нескольких параметров: (Слайд  №2 )

- Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)

- Скорость чтения (к концу 3 класса ребёнок должен читать не менее 90 слов в минуту).

Во 2 классе норма 70  слов (для 1 полугодия).

Выше нормы читают 5 человек,

в норму укладываются 10 человек,

ниже нормы ( уровень 1 класса)  – 5 человек.

В сравнении с 1 классом  стали больше читать слов 5 человек.

- Правильность, беглость чтения. С ошибками в нашем классе читают 8 человек.

- Понимание прочитанного. По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 9 человек, у 8 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 2 на низком.

3. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.  (Слайд  №3)

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

II.   Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования.  (Слайды №4 -13)

III.  Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Алгоритм семейного чтения. (Приложение №3)  (Слайд №14)

IV. Подведение итогов родительского собрания. (Слайд №15)

Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.

Рекомендации по итогам  родительского собрания:

  1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.

  1. Родителям, чьи дети испытывают трудности в чтении (замена букв, пропуски слогов)  обязательно вместе с ребенком сходить к логопеду

  1. В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
  2. Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.



Предварительный просмотр:

                                               Анкета для детей

  1. Что ты больше любишь?
  1. Читать сам  
  2. Слушать чтение взрослых
  3. Смотреть телевизор
  1. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
  1. Хвалят тебя
  2. Ругают
  1. Читают ли в вашей семье книги вслух?
  1. Читают
  2. Не читают
  1. Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?
  1. Да
  2. Нет
  1. Записан(а) ли ты в школьную библиотеку?
  1. Да
  2. Нет

                                               Анкета для детей

  1. Что ты больше любишь?
  1. Читать сам  
  2. Слушать чтение взрослых
  3. Смотреть телевизор
  1. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
  1. Хвалят тебя
  2. Ругают
  1. Читают ли в вашей семье книги вслух?
  1. Читают
  2. Не читают
  1. Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?
  1. Да
  2. Нет
  1. Записан(а) ли ты в школьную библиотеку?
  1. Да
  2. Нет

                                               Анкета для детей

  1. Что ты больше любишь?
  1. Читать сам  
  2. Слушать чтение взрослых
  3. Смотреть телевизор
  1. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
  1. Хвалят тебя
  2. Ругают
  1. Читают ли в вашей семье книги вслух?
  1. Читают
  2. Не читают
  1. Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?
  1. Да
  2. Нет
  1. Записан(а) ли ты в школьную библиотеку?
  1. Да
  2. Нет


Предварительный просмотр:

                                         Анкета для взрослых

  1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
  1. Читать сам  
  2. Слушать чтение взрослых
  1. Смотреть телевизор
  1. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
  1. Хвалите
  2. Ругаете
  1. Принято ли в вашей семье читать вслух?
  1. Да
  2. Нет
  1. Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
  1. Да
  2. Нет

                                         Анкета для взрослых

  1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
  1. Читать сам  
  2. Слушать чтение взрослых
  1. Смотреть телевизор
  1. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
  1. Хвалите
  2. Ругаете
  1. Принято ли в вашей семье читать вслух?
  1. Да
  2. Нет
  1. Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
  1. Да
  2. Нет

                                         Анкета для взрослых

  1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
  1. Читать сам  
  2. Слушать чтение взрослых
  1. Смотреть телевизор
  1. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
  1. Хвалите
  2. Ругаете
  1. Принято ли в вашей семье читать вслух?
  1. Да
  2. Нет
  1. Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
  1. Да
  2. Нет



Предварительный просмотр:

                                  Алгоритм семейного чтения

 Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.

1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.

3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)

4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?

6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?

8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.

                                  Алгоритм семейного чтения

 Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.

1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.

3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)

4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

5. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?

6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?

8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.

                                  Алгоритм семейного чтения

 Цель – прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя.

1.  Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

2.  При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.

3.  Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре)

4.  Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

5.  После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?

6.  Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.

7.  Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?

8.  Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как приобщить ребенка к чтению

Слайд 2

Навык чтения состоит из нескольких параметров Способ чтения : по слогам, целыми словами, группами слов; Скорость чтения ; Правильность, беглость чтения; Понимание прочитанного.

Слайд 3

Норма в 1 четверти — 75 слов в минуту Норма к концу учебного года - 80 слов в минуту. Из 20 учащихся: справляются с нормой - 10 человек. ! 5 человек читают норму 1 класса ( 30- 40 слов) Техника чтения во 2 классе

Слайд 4

Проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению: Родители, обучая ребёнка читать, часто прерывают эти занятия ; Родители сами предпочитают чтению другие занятия; Детям просто неинтересно читать

Слайд 5

Результаты анкетирования детей

Слайд 6

Что ты больше любишь? Читать сам – 5 Слушать чтение взрослых - 3 Смотреть телевизор - 12

Слайд 7

Как ведут себя родители во время твоего чтения? Хвалят тебя – 17 Ругают - 3

Слайд 8

Читают ли в вашей семье книги вслух? Читают – 2 Не читают - 18

Слайд 9

Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)? Да – 16 Нет - 4

Слайд 10

Записан ли ты в школьную библиотеку? ДА - 5 НЕТ - 15

Слайд 11

Результаты анкетирования взрослых

Слайд 12

Что чаще всего предпочитает ваш ребенок? Читать сам – 4 Слушать чтение взрослых – 1 Смотреть телевизор - 15

Слайд 13

Принято ли в вашей семье читать вслух? Да – 3 Нет - 17

Слайд 14

Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок? Да – 14 Нет - 6

Слайд 15

Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок? Хвалите – 18 Ругаете - 2

Слайд 17

Алгоритм семейного чтения 1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату. 2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. 5. После прочтения, спросите у ребенка понравилось ли ему прочитанное, чем. 3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. 4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. 7.Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга? 6.Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. 8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение. Цель : прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя. 9. «Захотелось продолжить знакомство с другими книгами этого автора?» – спросите ребенка.

Слайд 18

Если у ребенка слезы и капризы, Не берите мамы в помощь телевизор. Сын не разберется, что там на экране, И добрей и лучше от него не станет. Вы не упустите в этой жизни мига, Покажите детям, что такое книга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как приобщить ребенка к чтению"

Собрание нацелено на ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей интереса к чтению....

Как приобщить ребенка к чтению

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир...

Как приобщить ребенка к чтению?

Как приобщить ребенка к чтению? Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дет...

Как приобщить ребенка к чтению

Как приобщить ребенка к чтению...

Как приобщить ребенка к чтению

Статья поможет родителям по приобщению детей к чтению...

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....