Как приобщить ребенка к чтению?
статья (1 класс) на тему

Долганова Елена Павловна
Как приобщить ребенка к чтению? Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто не известны и не интересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26.10.2014.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Как приобщить ребенка к чтению?

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто не известны и не интересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Чтобы воспитывать тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.

                                                                А.П. Чехов

Все, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге.

                                                                Ричард бах

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежа.

                                                                А. Сухомлинский

Чтение – лучшее учение.

                                                                А.С. Пушкин

Чтение выстраивает целые судьбы.

                                                                В. Шукшин

В России стали читать меньше. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре детей и подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивая сердце, обогащая внутренний мир человека. Опасность глобальной бездуховности, нравственной деградации охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средства выхода из духовного кризиса страны неизмеримо выросла.

Организация работы с детской книгой в начальной школе – это творческий процесс, который формирует и развивает личность ученика. Он должен быть систематическим, продуманным и деятельным. Учителю нужно стараться сделать чтение интересным процессом, увлекательным, личностно-ориентированным. А главное – саму быть активным читателем. Если дети видят это, мотивация их деятельности повышается, так как в начальной школе авторитет учителя большой.

Что это значит – учить детей читать? Казалось бы, каждому учителю хорошо известен ответ на этот вопрос. Действительно, все знаю, что ребенка надо научить «узнать в лицо» буквы, слитно «озвучивать» их последовательность и «извлекать» из произнесенного смысл. Первые компоненты составляют так называемую технику чтения,  а последний – понимание чтения.

Цель обучения чтения формируется исходя из общей задачи развития личности ребенка. Современная начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению. Владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы считаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, развитыми (с учетом возраста) нравственно-эстетическими и гражданскими чувствами.

Чтобы воспитать такого читателя, нужно стараться решать следующие задачи:

  • сформировать у учащихся правильный навык чтения;
  • постоянно развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
  • воспитывать средствами чтения гражданские чувства и активное отношения к читаемому;
  • обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает следующее:

  • овладение навыками чтения, культурой чтения, слушания, говорения;
  • сформированность навыков работы с разными видами текстов;
  • эмоциональная отзывчивость на читаемое;
  • творческую активность;
  • определенную самостоятельность и способность воспринимать художественное воспроизведение.

Непременное условие продуктивной деятельности человека 21 века – освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением.

Оптимальное чтение – это чтение со скорость разговорной речи, то есть в темпе от 120 до 150 символов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста.

Как же добиться оптимальной скорости чтения?

Рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы.

В азбуке заложены богатейшие возможности для становления у первоклассников не только технической стороны чтения, но и конкретных умений, необходимых для выполнения «трудной работы», полного и глубокого понимания читаемого.

Интересен такой прием: прочитав, например, заголовок текста «Покупка», полезно сначала поразмыслить над смыслом слова, от какого слова оно произошло, какое значение имеет, о чем должно говориться в тексте, имеющем такое значение?

Или такой пример: учащиеся закрывают закладной часть текста и, дойдя до нее, пытаются предположить, что будет дальше, потом сравнивают свои предположения с текстом. Самое важное здесь – заинтересованность детей. Подбор и подачу материала следует вести дифференцировано. Для детей, приходящих в школу читающими, можно организовать самостоятельные работы по карточкам, красочно оформленным, а потом по иллюстрированным интересным книгам.

На самом первом этапе обучения чтению для развития четкости произношения используются упражнения, развивающие артикуляционный аппарат:

  • четкое произношение скороговорок, чистоговорок (вначале проговаривание беззвучное, затем шепотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром);
  • четкое произнесение скороговорок (пять раз и более) (Шесть мышат в шалаше шуршат. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. Архип охрип, Осип осип. Боря Ире дал редиску, Ира Боре – барбариску. Сын Сени накосил стол сена);
  • заучивание стихов, детских потешек, считалок, прозы;
  • подведение итогов, вручение победителям призов;
  • чтение перевертышей (справа налево) (Анна, барабан на!);
  • обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым звуком или буквой;
  • работа над загадками (загадки приучают детей пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл);
  • чтение в темпе скороговорки (не более 30 сек.); затем учитель останавливает учеников и предлагает читать медленнее, красиво, выразительно.

На уроках литературного чтения (2-4 класса) чтению отводится 30-35 минут.

Чтобы приобщить учащихся к чтению, в работе можно использовать различные по целям и формам упражнения.

Многократное чтение с определенными заданиями. После того, как новый рассказ прочитан и осмыслен детьми, предлагается начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечению минуты каждый из учеников замечет, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При это ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого чтения. Увеличение прочитанного текста вызывает положительные эмоции ученика.

В практике часто используется и такой прием: указывается слово, до которого ученики должны дочитать и поднять руку. Чтобы проконтролировать чтение задаются вопросы по содержанию прочитанного.

Метод жужжащего чтения. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух в полголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Желательно отводить для чтения не более 5 минут урока.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения, после чтения нескольких строк ученик получает кратковременный отдых. Хорошо, когда он будет читать с родителями «по цепочке».

Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке (математики, русского языка, рисования, труда) дети читают свою любимую книгу. Это дает положительный эффект.

Успевай следить за учителем! Учитель быстро читает текст, варьируя скорость чтения. Школьники следят и стараются успеть читать за ним про себя. Проверка: внезапная остановка чтения учителем.

Чередование чтения вслух и про себя. Проверка: чтение перед классом. Чтение вслух «по цепочке» (так дети читают с большим интересом).

Комментированное чтение. Читают хорошо подготовленные дети.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Хоровое чтение.

Медленное чтение (используется на начальной стадии формирования умения читать).

Групповое чтение.

Чтение в паре с товарищем.

Чтение перед сном (учителю следует найти время, чтобы спросить, что перед сном с родителями читал вчера ребенок).

Чтение молча – это чтение «глазами», без внешних речедвижений. При работе по азбуке проводятся упражнения в чтении «глазами» отдельных слов и предложений. Со второго класса вводится чтение молча. Но увлекаться данным чтением нельзя – можно разучить детей читать вслух. Обучение чтению молча должно идти параллельно с обучением чтению вслух.

В работе по формированию умения читать можно использовать следующие упражнения и памятки.

  1. За 1 минуту надо обвести в кружок изучаемую букву (1 класс) в отрывке из газеты (ученикам раздаются газеты).
  2. Прочти и запомни (30 секунд): сад, река, город, лес, сарай, голос, книга, клуб.
  3. Сочини на букву м (дается определенное время). Например, Мама мыла мылом Машу. Маша молола муку. Майка Маше мешала. Мама метлой мела мусор. Мылом Маша мазала медведя Мишу. Миша молчал, моргал!
  4. Дополни части поговорки:

Мал золотник…

Лучше поздно…

Тише едешь…

Дал слово…

  1. Дополни предложения:

Переходи улицу там, где…

Мы беремся за…

Эта книга очень…

Мне нравится музыка…

У меня друг…

Математика нужна…

  1. Игра «третий лишний»: смех, улыбка, грусть.

Памятки «Учись читать правильно»

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чем читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и про себя.

Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению?»

  1. Читай текст внимательно.
  2. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
  3. Определи свое отношение к событиям.
  4. Мысленно представь их себе.
  5. Подумай и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь паузы, поставь логические ударения.
  6. Прочитай текст для себя вслух.
  7. Прочитай текст выразительно.

Работая над формированием навыка оптимального чтения нельзя забывать работу над выразительностью чтения. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры устной речи, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. Поэтому часто при чтении художественных произведений используют живые слова актера, музыку.

С 1 класса следует знакомить школьников с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией. Вот несколько упражнений.

 Правильное дыхание – это здоровье.

Выполняя упражнения, помни о правильном дыхании. Дыхание – это жизнь. Глубокое дыхание – источник силы. Чем глубже ты дышишь, тем сильнее воздействие упражнений.

 

№ 1

Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счет «раз», «два» - глубокий вдох (про себя). На счет «раз» - задержка дыхания. Выдох  - плавный счет от 1 до 10 или от 1 до 15.

№ 2

Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На выдохе – говорение пословицы или скороговорки. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Твой голос – твоя визитная карточка.

Над голосом нужно работать. Его можно значительно улучшить. Если регулярно делать несложные фонетические упражнения, то со временем можно приобрести приятный голос. Детям следует помочь пользоваться шестью рычагами: громко-тихо; выше-ниже; быстро-медленно.

№ 1

Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произноси плавно и протяжно поочередно согласные звуки

[м], [л], [н]

№ 2

Вдох а-а-а-а, выдох;

Вдох э-э-э-э, выдох;

Вдох и-и-и-и, выдох;

Вдох о-о-о-о, выдох;

Вдох у-у-у-у, выдох.

№ 3

Вдох аррррр, выдох;

Вдох эррррр, выдох;

Вдох иррррр, выдох;

Вдох оррррр, выдох;

Вдох уррррр, выдох.

№ 4

Произнеси отчетливо, раскатисто: руль – ром – рысь – пруд – рог – роль – пара – куры – трава – крыло – привет – сирень – друг – правило – мороз – арфа – мор – повар – забор – пробка – ковер – дверь – сыр – товар – договор – амбар.

№ 5

Отчетливо произноси трудные слова: чрезвычайное происшествие, местные достопримечательности, чрезмерная нагрузка и т.д.

Каждый, пусть даже самый маленький, успех ученика должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, оценить его работу высокой оценкой. При такой постановке дела учащиеся радуются каждому своему успеху, пусть даже самому крошечному.

Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником с его прежними результатами.

Великим стимулятором активной учебной деятельности (обучения и приобщения к чтению) является хорошо продуманная система поощрения. Это может быть жестом «Спасибо!», медаль «Лучший читатель», подарок (книга), грамота, участие в инсценировках, праздниках  т.д.

Правила чтения для учащихся.

  1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40-45 минут в день.
  2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
  3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, использую его для физкультурной паузы.
  6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
  7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
  9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Для приобщения учащихся к чтению в работе можно использовать инсценировки сказок, викторины по сказкам, загадки, эхо-загадки, работу над пословицами и поговорками, скороговорки, стихи, игры (игра «Аукцион», «Исправь ошибки», «Имена друзей», «Один – много», «Слоговочок», «Пропала буква», «Ребусы», «Чьи иголки» и т.д.), тексты по сказкам, чайнворды, кроссворды. Очень хорошо организовать выставку прочитанных книг, нарисовать главных персонажей этих книг или иллюстрации к определенным отрывкам. На начальном этапе формирования читателей, когда начинается проба детьми сил в самостоятельном чтении книг (1-2 классы), можно рекомендовать вести «Дневник читателя», вместе с родителями занося туда названия любимых книг, например, так: Носов Н.Н. «Живая шляпа». М.: Детская литература, 1980.

Учащимся предлагается выполнять в дневнике иллюстрированную работу к прочитанному произведению. После этого в классе проводится викторина или тест. В конце года организуется выставка лучших «Дневников читателей». Награждаются все в разных номинациях. В классе оформляется «Уголок чтения».

В 3-4 классах начинается поэтапная систематическая работа в «Дневнике читателя». Даются алгоритмы-памятки, которые помогают сделать первые попытки анализа прочитанного произведения.

План устного рассказа о книге:

  1. Покажи книгу.
  2. Назови автора, художника, издателей.
  3. Познакомь нас тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких).
  4. Назови героев книги.
  5. Что происходит с героем (героями) книги?
  6. Самое интересное – зачитай.
  7. Вырази свое отношение к герою (героям).
  8. Понравилась ли тебе книга?

План рассказа о писателе:

  1. Фамилия, имя, отчество
  2. Когда и сколько лет жил.
  3. Детство писателя.
  4. Где учился.
  5. О ком или о чем писал.
  6. Что ты читал?
  7. Что тебе больше всего понравилось? Почему?

План письменного отзыва о прочитанной книге:

  1. Автор, название книги.
  2. Краткое содержание:
  • Тема;
  • Главные герои;
  • Интересный отрывок или эпизод.
  1. Чему учит эта книга?
  2. Выпиши значение неизвестных слов и выражений (пользуясь словарем).
  3. Понравилась ли тебе книга? Почему?
  4. Выполни иллюстрацию (по желанию).

Первый отзыв составляется под руководство учителя в классе, ответить на вопрос 5 и 6 учитель просит дома.

Образец работы ученицы 3 класса в «Дневнике читателя»

  1. Головин Н.Н. «Моя первая русская история»
  2. Книга рассказывает об истории возникновения Руси.
  3. Прошлое надо знать, чтобы хорошо понять, что происходит сегодня. Книга наполнена гордостью за Русь, русский народ, знакомит с жизнью князей, царей, императоров.
  4. Славяне – так назывался тогда русский народ.

Древляне – одно из племен славян.

Вече – народное собрание в г. Новгороде.

Дань – налог.

  1. Мне книга Н.Н. Головина очень понравилась, потому что я узнала историю своей страны.

В классе слушаются  анализируются ответы всех детей, школьники учатся работать по алгоритму, объяснять, составлять высказывания.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как приобщить ребенка к чтению"

Собрание нацелено на ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей интереса к чтению....

Как приобщить ребенка к чтению

Родительское собрание...

Как приобщить ребенка к чтению

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир...

Как приобщить ребенка к чтению

Как приобщить ребенка к чтению...

Как приобщить ребенка к чтению

Статья поможет родителям по приобщению детей к чтению...

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....