Как приобщить ребенка к чтению
презентация к уроку (1 класс) на тему

Суфиянова Ямиля Сабитовна

Как приобщить ребенка к чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

“ Как приобщить  ребенка к чтению ”.

1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

      Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.

Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.

Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

2. Навык чтения состоит из нескольких параметров: (Слайд  №2 )

- Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)

- Скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту).

В нашей школе выше нормы читают 6 человек, в норму укладываются 2 человек, ниже нормы – 2 человек. - Правильность, беглость чтения. С ошибками в нашей школе читают 4 человек.

- Понимание прочитанного. По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 6 человек, у 2 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 2 на низком.

3. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.  (Слайд  №3)

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как приобщить ребенка к чтению Учитель начальных классов Суфиянова Я.С.

Слайд 2

Навык чтения состоит из нескольких параметров Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов; Скорость чтения ; Правильность, беглость чтения; Понимание прочитанного.

Слайд 3

Проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению: Родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия ; Родители сами предпочитают чтению другие занятия; Детям просто неинтересно читать

Слайд 4

Результаты анкетирования детей

Слайд 5

Что ты больше любишь? Читать сам – 3 Слушать чтение взрослых - 5 Смотреть телевизор - 12

Слайд 6

Как ведут себя родители во время твоего чтения? Хвалят тебя – 17 Ругают - 1

Слайд 7

Читают ли в вашей семье книги вслух? Читают – 2 Не читают - 16

Слайд 8

Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)? Да – 18 Нет - 0

Слайд 9

Результаты анкетирования взрослых

Слайд 10

Что чаще всего предпочитает ваш ребенок? Читать сам – 5 Слушать чтение взрослых – 2 Смотреть телевизор - 11

Слайд 11

Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок? Хвалите – 17 Ругаете - 0

Слайд 12

Принято ли в вашей семье читать вслух? Да – 0 Нет - 18

Слайд 13

Можете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок? Да – 12 Нет - 5

Слайд 14

Алгоритм семейного чтения 1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату. 2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. 5. После прочтения, спросите у ребенка понравилось ли ему прочитанное, чем. 3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. 4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. 7.Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга? 6.Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. 8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение. Цель : прививать интерес к чтению, воспитывая грамотного читателя. 9. «Захотелось продолжить знакомство с другими книгами этого автора?» – спросите ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как приобщить ребенка к чтению"

Собрание нацелено на ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей интереса к чтению....

Как приобщить ребенка к чтению

Родительское собрание...

Как приобщить ребенка к чтению

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир...

Как приобщить ребенка к чтению?

Как приобщить ребенка к чтению? Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дет...

Как приобщить ребенка к чтению

Статья поможет родителям по приобщению детей к чтению...

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....