Эффективная проффесиональная коммуникация в образовании
методическая разработка (3 класс) на тему

Салова Виктория Федоровна
Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти по¬зиции во благо ребенка, найти контакт с родителями - главная задача педаго¬га. Отношения в системе «учитель - ученик - родитель» должны строго соот¬ветствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «ви¬дят» учителя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедли¬вость в оценке его учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно, затрудняют контакт учителя и семьи. Установление до¬верия между учителем и родителем чрезвычайно важный и нелегкий шаг, так как исследования показывают, что большинство родителей учеников «груп¬пы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к учителю со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогиче¬ской этики в силу их негативного настроя по отношению к школе. В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности. 1. Педагог часто сталкивается с ситуацией, когда любовь родителя к ре-¬ бенку делает его взгляды на поступки и требования учителей крайне субъек¬- тивными (свойственно переплетение чувств: любовь, нежность к ребенку, с одной стороны, гнев, недовольство поведением, оценками - с другой). Любая негативная реакция со стороны учителя по отношению к ребенку может вы¬ зывать у такого родителя раздражение, неудовольствие. Слишком щедрая похвала в адрес ребенка - чувство смятения: «неужели так идеален, но я-то знаю, что это не так?» Следствие - недоверие педагогу, игнорирование его требований. Вывод: поиск золотой середины - достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне. 2. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка: раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом по¬ ведении ребенка, о плохой успеваемости и т. д. Родитель заранее настроен на неприятный разговор. Вывод: снять отрицательную установку, чаще общаться с родителями (продумать примерный график встреч) без какого-либо повода. 3. Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родитель¬ ского собрания (оценки, успеваемость в целом, сбор денег на ремонт кабине¬ та), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического об¬ щения, мало привлекает родителей. Вывод: поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические ро-дительские собрания, родительские конференции и др. Возможно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей ученика: - этическая неподготовленность учителя или родителей к пе¬дагогическому взаимодействию, - разные уровни общей и педагогической культуры, - отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка. Разногласия, возникающие между родителями и учителями, могут проис-ходить из-за излишне делового характера взаимоотношений, который роди¬тели принимают за снисходительность и ненужное покровительство. Большинство родителей (87%) на первый план выдвигают отношения равного партнерства, взаимоуважения между родителями и учителями. Фор¬мы сотрудничества родителей со школой многочисленны и разнообразны: совместные родительско-учительские конференции, еженедельные заседания родительского комитета, создание родительского клуба, совместные факуль¬тативные занятия (ученик - родитель - педагог) «Протяни руку - взаимопо¬мощь в учебном процессе» и др. В общении с родителями недопустимо: • предъявлять в категоричной форме требования, • использовать нравоучительно-назидательный тон, • сравнивать данного ребенка с другими учащимися, • делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка, • обвинять во всех недостатках воспитания только родителей. Деловые взаимоотношения между учителем и родителями учащихся не возникают сами собой. Они всегда результат сознательной, целенаправлен-ной деятельности педагога. Разносторонние формы контакта педагога с ро¬дителями - показатель нравственной педагогической культуры учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти позиции во благо ребенка, найти контакт с родителями - главная задача педагога. Отношения в системе «учитель - ученик - родитель» должны строго соответствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «видят» учителя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке его учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно, затрудняют контакт учителя и семьи. Установление доверия между учителем и родителем чрезвычайно важный и нелегкий шаг, так как исследования показывают, что большинство родителей учеников «группы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к учителю со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогической этики в силу их негативного настроя по отношению к школе.

В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности.

1. Педагог часто сталкивается с ситуацией, когда любовь родителя к ре-
бенку делает его взгляды на поступки и требования учителей крайне субъек-
тивными (свойственно переплетение чувств: любовь, нежность к ребенку, с
одной стороны, гнев, недовольство поведением, оценками - с другой). Любая
негативная реакция со стороны учителя по отношению к ребенку может вы
зывать у такого родителя раздражение, неудовольствие. Слишком щедрая
похвала в адрес ребенка - чувство смятения: «неужели так идеален, но я-то
знаю, что это не так?» Следствие - недоверие педагогу, игнорирование его
требований.

Вывод: поиск золотой середины - достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне.

2. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка:
раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом по
ведении ребенка, о плохой успеваемости и т. д. Родитель заранее настроен на
неприятный разговор.

Вывод: снять отрицательную установку, чаще общаться с родителями (продумать примерный график встреч) без какого-либо повода.

3. Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родитель
ского собрания (оценки, успеваемость в целом, сбор денег на ремонт кабине
та), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического об
щения, мало привлекает родителей.

Вывод: поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические родительские собрания, родительские конференции и др.

Возможно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей ученика:

- этическая неподготовленность учителя или родителей к педагогическому взаимодействию,

- разные уровни общей и педагогической культуры,

- отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка.

Разногласия, возникающие между родителями и учителями, могут происходить из-за излишне делового характера взаимоотношений, который родители принимают за снисходительность и ненужное покровительство.

Большинство родителей (87%) на первый план выдвигают отношения равного партнерства, взаимоуважения между родителями и учителями. Формы сотрудничества родителей со школой многочисленны и разнообразны: совместные родительско-учительские конференции, еженедельные заседания родительского комитета, создание родительского клуба, совместные факультативные занятия (ученик - родитель - педагог) «Протяни руку - взаимопомощь в учебном процессе» и др.

В общении с родителями недопустимо:

• предъявлять в категоричной форме требования,

• использовать нравоучительно-назидательный тон,

• сравнивать данного ребенка с другими учащимися,

• делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка,

• обвинять во всех недостатках воспитания только родителей. Деловые взаимоотношения между учителем и родителями учащихся не

возникают сами собой. Они всегда результат сознательной, целенаправленной деятельности педагога. Разносторонние формы контакта педагога с родителями - показатель нравственной педагогической культуры учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Эффективное управление – залог качества образования.

Данное эссе посвящено эффективному управлению в образовании....

Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

При  работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые  формы п...

Доклад на тему: "Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения."

Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе ф...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...

Практика эффективного и доступного дополнительного образования детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность

Обобщение опыта по реализации практики дополнительного образования в начальной школе...

Личностно-деятельностный подход - эффективное условие повышения качества образования

Личностно-деятельностный подход -эффективное условие повышения качества образования...