Как помочь ребенку пережить неудачи.
статья на тему
Как научить ребенка переживать неудачи не причинив ему вреда, вы узнаете из этой статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка переживать неудачи: советы и рекомендации школьного психолога
58 Неудачи подстерегают человека на протяжении всей жизни, поэтому навыки преодоления трудных ситуаций следует прививать, начиная с самого раннего детства. Ребенок в большей степени подвержен влиянию внешних и внутренних факторов, порождающих неудачу, эмоционально неустойчив и психологически не готов к преодолению трудностей, поэтому крайне важно научить его безболезненно переживать неудачи, а для этого необходимо наладить работу по взаимодействию между ребенком, педагогом и родителями. Как научить ребенка переживать неудачи не причинив ему вреда, вы узнаете из этой статьи.
Вопрос обучения ребенка преодолению собственных неудач сегодня стоит как нельзя остро. В современном мире нужно уметь преодолевать трудности, двигаться вперед для достижения цели, поэтому работу с ребенком следует начинать с формирования мотивации и развития его личностных качеств.
Неудачи ребенка, как правило, связаны либо с его личными убеждениями, что свидетельствует о заниженной самооценке и мотивации, либо с влиянием внешних факторов: гиперопека родителей, непринятие в коллективе сверстников.
С поступлением ребенка в школу к уже существующим факторам возникновения неудачи добавляется новый — оценочный. Плохая отметка способна вызвать негативные эмоции, истерику, отвержение, протест. Учителю следует учитывать этот нюанс при оценке способностей ученика.
Не следует забывать и о том, что смена деятельности с игровой на учебную — своеобразный мини-стресс для ребенка. Грамотно выстроенная работа учителя — это половина успеха.
Значительная роль в обучении школьника преодолению ситуации неудачи отводится родителям. Без плодотворного сотрудничества родителей, учителя и психолога все усилия будут напрасны.
Распределение ролей
Как в любом деле, нужно четко распределить роли между всеми участниками воспитательного процесса. В процессе обучения школьника преодолению и принятию неудач задействованы родители, учитель и школьный психолог. Рассмотрим функции каждого из них в отдельности.
Родители
В процессе обучения формирующейся личности переживанию неудач роль родителей заключается в принятии ребенка, формировании положительной оценки ребенком своей деятельности, развитии сильных качеств личности, повышении уровня самооценки.
Нужно в процессе обучения преодолению ситуации неудачи не подавлять личность ребенка, не унижать его, не ругать и не упрекать. Для ребенка крайне важна поддержка и понимание со стороны мамы и папы. Он должен знать, что по любому вопросу и с любой проблемой может обратиться за помощью к близким людям, не боясь быть отверженным и непонятым.
Нужно искренне радоваться успехам своего первооткрывателя, хвалить его за достижения, пусть и незначительные, в учебе, творчестве, труде.
Учитель
Задача педагога — найти точки соприкосновения с каждым учеником в классе, наладить доверительные отношения со школьниками, использовать индивидуальный подход в работе с каждым подопечным, поддерживать благоприятный психологический климат в классном коллективе, активно сотрудничать с родителями по вопросам обучения и развития каждого воспитанника в отдельности с учетом его личностных особенностей.
Школьный психолог
Психологу отводится роль консультанта и координатора всего процесса. На начальном этапе педагог-психолог проводит изучение личности ребенка, оценку его поведения, уровень учебной мотивации, анализирует детско-родительские отношения в семье. Позднее, по мере формирования сплоченности в школьном коллективе, проводит оценку межличностных отношений в классе.
На основании полученных данных, психолог разрабатывает практические рекомендации по дальнейшей работе учителя с каждым конкретным учащимся, а также проводит индивидуальные консультации для родителей. С психологически уязвимыми детьми педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекционно-развивающим программам. Программы развития и коррекции умений и навыков составляются с учетом данных психологической диагностики, индивидуальных особенностей личности, характера и степени выраженности проблемы.
Важно привлекать к работе по формированию навыков учащегося родителей. Только в результате совместной деятельности возможно достижение наибольшего результата.
В качестве форм совместной работы с родителями можно использовать:
- Родительские гостиные;
- Творческие мастерские;
- Диалог поколений и другие.
На что стоит обратить внимание
Для определения наличия или отсутствия трудностей в переживании негативных эмоции необходимо периодически наблюдать за поведением ребенка, своевременно подмечать отклонения в поведении, отслеживать негативные деформации в формировании мотивации.
Мотив — основополагающая движущая сила, побуждающая человека к активным действиям для достижения поставленной цели. Для успешного преодоления ситуации неудачи важно доминирование мотивации достижений и отсутствие мотивации избегания.
Мотивация избегания направлена на активное стремление ребенка любыми доступными для него способами избежать ситуации неудачи, оказывая отрицательное влияние на формирование волевых качеств личности.
Мотивация тесно связана с формированием ключевых качеств личности, самооценкой, поведением, межличностным взаимодействием, потому нарушения или отклонения в ее развитии неизбежно приводит к деформации всей личности ребенка.
Самооценка — вторая составляющая успешного усвоения ребенком приемов преодоления негативных эмоций и ситуации неудачи. Формирование положительного отношения к себе и окружающим, своим способностям и достижениям, наличие адекватной «Я-концепции» — залог успеха.
Советы для родителей
Для формирования самооценки несовершеннолетнего, уверенности в своих силах и способностях к противостоянию неудачам родителям следует проявлять к ребенку:
- доверие;
- уважение личности и достоинства;
- честность.
Кроме того, следует придерживаться определенных постулатов:
- помогать только по просьбе ребенка;
- позитивно относится к разрешению возникающих трудностей, демонстрировать варианты разрешения ситуации на собственном примере;
- не сравнивать ребенка с другими;
- воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-364860-1386715044.jpg)
Статья "Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?"
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-497560-1413540065.jpg)
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ РАЗВОД
Развод. Трагедия или новая счастливая жизнь? Слезы горя или радости? Так или иначе, но вы приняли это решение. И сейчас главная ваша задача - помочь не только себе, но и вашему ребенку, потому что сей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-24643-1410095440.jpg)
Консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться"
Данный буклет-консультация для родителей незрячего ребенка "Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями зрения учиться" оформлена по материалам учебно-методического пособия "Организация занятий в специа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/05/picture-913532-1491407559.jpg)
Ваш ребенок первоклассник? Как помочь ребенку быть успешным учеником?
Советы родителям первоклассников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-986076-1513250904.jpg)
Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку развить внимание" "Как работать над развитием памяти" "Развиваем мышление ребенка"
Внимание, мышление, память входят в число познавательных прцессов человека и обеспечивают ему возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать последнее и передавать его другим людям. Как помо...