Родителям будущих первоклассников
статья на тему

Карпина Валентина Александровна

Материал подготовлен для родителей, чьи дети в новом учебном году впервые сядут за школьные парты. В нем неравнодушные родители найдут ответ на вопрос - что же такое "готовность к школе" и рекомендации, как этой готовности достичь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О готовности к школе529.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

финансово-экономический лицей № 29

Полезные материалы для родителей будущих первоклассников

Картинки по запросу скоро в школу

Автор: учитель начальных классов

Ломакина Валентина Александровна

г. Пенза, 2017

Родителям о готовности ребёнка к школе

Доброго времени суток, уважаемые родители! Если Ваш ребёнок в новом учебном году поступает в 1-ый класс, данная статья адресована Вам. В ней я постараюсь кратко и доступно описать, чего же ожидают от первоклассника учителя, а главное, как Вы можете повлиять на успешное вхождение ребёнка в непростую школьную жизнь. Вы добьётесь больших результатов, если начнёте выполнять данные рекомендации ещё до поступления в первый класс, во время подготовки к школе и активизируете свои усилия в летние месяцы. Поверьте, это не так сложно и хлопотно!

Большинство заданий по подготовке к школе позволяют развивать комплекс различных умений и навыков. От Вас требуется терпение, фантазия, и, конечно, внимание к своему ребёнку. У детей дошкольного возраста произвольное внимание развито слабо, поэтому задания должны быть интересны ребёнку, а продолжительность занятий не превышать 10 – 15 минут.

Главным достижением 6-летнего ребёнка многие родители считают умение читать и считать. Сразу развеем этот миф. Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Под «готовностью к школе» педагоги понимают не отдельные знания и умения (название планет, счёт до ста и т.п.), а их комплекс. Кроме того, важнейшим аспектом является мотивационная, или личностная готовность ребёнка. Перечислим её составляющие:

  1. Внутренняя позиция школьника
  2. Волевая готовность
  3. Достаточный уровень развития зрительно-моторной координации
  4. Интеллектуальная готовность
  5. Физическая готовность
  6. Социально – эмоциональная развитость.

«Внутренняя позиция школьника» определяется стремлением стать школьником, выполнять правила поведения школьника и его обязанности. Пусть ребёнок ещё до конца не осознаёт, что для подготовки уроков ему придётся жертвовать игрой, но в принципе он должен знать и принимать тот факт, что уроки нужно делать.

Для формирования такой позиции родители должны рассказать, что именно значит быть школьником, какие обязанности и правила он должен будет выполнять. Конечно, такие беседы должны быть не единичными. Стоит избегать всяких негативных высказываний о школе, уроках, домашнем задании и образовании в целом. Нужно учитывать, что, если в семье есть старший ребёнок, он может настроить (пусть чаще неосознанно) будущего первоклассника как на положительное, так и на отрицательное отношение к школе и учёбе.

Под волевой готовностью школьника понимается не столько умение слушаться (хотя выполнять правила школьного распорядка очень важно), сколько об умении слушать и вникать в то, о чём говорит учитель.

Для развития такого умения необходимо давать детям разные задания, убедившись, что они правильно их поняли. Например, собрать вещи в детский сад, разложить игрушки на свои места, нарисовать картинку к прочитанной сказке и т.д. Хороши и графические диктанты, корректурные пробы, которые дети выполняют под вашу диктовку. Все эти задания развивают произвольное внимание и умение сосредоточиться.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», - сказал великий педагог В.А. Сухомлинский. И действительно, мышцы руки должны быть крепкими, мелкая моторика развита, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и не так быстро уставать при письме. У будущего первоклассника должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку и выделить её отдельные детали. Однако для обучения особую важность имеет развитая зрительно-моторная координация, т.е. согласованность действий глаз и руки, ведь ребёнку часто придётся, глядя на доску, что-то списывать или срисовывать.

В развитии такой координации помогут те же графические диктанты, только их следует уже не диктовать, а дать ребёнку образец для копирования. Так же можно копировать простые рисунки, схемы, буквы, цифры. Очень помогает и конструирование (из счётных палочек, геометрических фигур, «Танграмма», «кубиков Никитиных») по образцу. А для развития мелкой моторики подойдут игры с разными предметами: песок, манка, разные крупы, пластилин, солёное тесто, глина, бусинки, камешки и т.д. Обязательно научите ребёнка работать ножницами – вырезать круги, квадраты, делать волнистые и ломаные линии; складывать паззлы; завязывать шнурки и застегивать пуговицы, сортировать мелкие предметы, брать их по – одному, мять и рвать бумагу, наматывать толстую нитку или шнур, завязывать и развязывать узелки, бантики, косички, отстегивать и пристегивать прищепки, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие достаточно высокого уровня психического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления и способность решать учебные задачи «про себя», т.е. во внутреннем плане.

Играйте с ребёнком в игры, в которых нужно придумывать обозначения для предметов, слов. Покажите, что реальный предмет можно заменить знаком (машинку – прямоугольником, дорогу домой – линией и т.д.). Зашифруйте с помощью таких знаков распорядок дня, стихотворение, рассказ. Развивать мышление помогут и задания на выделение существенных признаков предмета; сравнение предметов и выявление сходств и различий; понимание конструкций типа ЕСЛИ - ТО (если береза выше черемухи, то черемуха...); умение вывести закономерность из известного и продолжить её; пространственное мышление, ориентация в пространстве относительно себя, относительно другого человека или предмета, ориентация на листе тетради.

Зрелым в социально-эмоциональном аспекте можно считать первоклассника, который умеет создавать дружеские отношения и поддерживать их; способен испытывать, различать и контролировать эмоции; может выразить свои идеи, мысли; готов к взаимодействию с окружающими и чувствует себя уверенно. Дети с хорошо развитыми социальными навыками устойчивы и в достаточной мере самостоятельны.

Социально-эмоциональное развитие дают в первую очередь родители. Непосредственно от Вас зависит, как ребёнок умеет выражать свои чувства и эмоции. Будьте внимательны к ребёнку, дайте понять, что Вам он может довериться в любой ситуации. В то же время обеспечьте возможность принимать самостоятельные решения.

Чтобы оценить физическую готовность к школе, проверьте, хорошо ли ребенок слышит, видит; способен ли он посидеть ровно и спокойно в течение некоторого времени; развита ли у него координация моторных навыков (игра в мяч, прыжки через скакалку, спуск и подъем по лестнице).

На некоторые вопросы Вам сможет ответить только врач, поэтому заранее проконсультируйтесь у специалистов: у окулиста, лор-врача, стоматолога, ортопеда. Если Ваш малыш легко простужается и часто болеет, посоветуйтесь с врачом и начните закаливающие процедуры, т.к. пропущенный учебный день –– это тревоги, отставание в учёбе и низкая работоспособность.

Надеюсь, с личностной готовностью ребёнка к школе я помогла Вам разобраться. Повторюсь, что это важнейший аспект и нельзя его недооценивать, если Вы хотите видеть успешного первоклассника.

А теперь поговорим о комплексе предметных знаний и умений, которыми должен обладать будущий ученик.

В области развития речи дошкольник должен:

  • чётко и внятно произносить все звуки родного языка
  • различать на слух все звуки речи, различать схожие по звучанию звуки ( з-с, ж-ш, б-п), что входит в понятие фонематического слуха
  • иметь достаточный словарный запас, необходимый для того, чтобы ясно излагать свои мысли и понимать речь других людей
  • правильно использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу
  • хорошо владеть диалогической и монологической речью, уметь отвечать на вопросы и задавать их
  • уметь повторить скороговорку
  • уметь пересказывать простой литературный текст с опорой на картинки
  • уметь составлять рассказы о предметах с небольшой помощью взрослого
  • уметь составлять рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок
  • правильно согласовывать слова в предложении
  • образовывать слова из двух слов (сам летает – самолёт, сапоги из резины – резиновые сапоги), однокоренные слова (сад-садик-садовник), существительные с суффиксами (дорога-дорожка), глаголы с приставками (ехать - приехать)

Несмотря на то, что первые 5 месяцев в 1-ом классе это период обучения грамоте (чтению и письму), 85% учащихся приходят в школу, умея читать, что, конечно, сильно уменьшает тревожность и нагрузку впервые месяцы учёбы. При обучении чтению руководствуйтесь принципом «Не навреди!» и следуйте рекомендациям:  

  1. Называем звук. При обучении чтению мы можем говорить «буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только «Р»!
  2. Учим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и легкости произношения. В первую очередь учим читать те буквы, которые нужны для написания знакомых ребенку слов (имена).
  3. Учим читать по складам. При обучении чтению большие и трудные для чтения слова или слоги разделите на склады. Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом дополнительно разделяете слова на склады «Ло/сь ес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так ребенку прочитать легче.
  4. Как пишется, так и читается. Взрослые читают ребёнку орфоэпически – так, как произносится.  Ребенок, когда учится читать, читает только орфографически, т.е. так, как написано. Значит, и взрослые читают при обучающем чтении орфографически.  Читаем не «кАрова», а «кОрова», не «леФ», а «леВ».  Так необходимо читать, когда ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге.
  5. Учим читать только в игре. Конечно, очень удобно посадить ребенка за стол и сказать: «Читай». Но таким образом Вы можете получить совершенно другой результат – стойкое отвращение к чтению. Разве этого Вы хотите? Для обучения чтению используем различные игры с буквами и словами.
  6. Время чтения очень ограничено. Время занятия должно быть не более 10-15 минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.

Следующие задания могут показаться далекими от развития речи и чтения, но их выполнение поможет достичь высоких результатов.

  • Играйте с бусинками,         мозаикой,         пуговицами, мелкими предметами.

Поставив эти предметы в определенном порядке, дети получают представление о последовательности. Это поможет им обнаружить, что буквы в словах и слова в предложениях необходимо ставить в определенном порядке.

  • Читайте книги и потом обсуждайте с ребёнком их сюжет, персонажей, придумывайте продолжение.

Дети любят чтение вслух. Прослушивание и разговор расширяет словарный запас и общую эрудицию.

  • Читайте стихи, играйте в рифмы, придумывайте новые рифмы самостоятельно.
  • Составляйте список покупок. Пусть ребёнок сам его напишет, если уже умеет. А потом в магазине прочитает этот список. Так дети учатся в письменной форме делиться информацией с другими.
  • Пусть ребёнок пересказывает любимые истории своим игрушкам или родным. Таким образом они обретают уверенность в своих способностях.
  • Закрепляйте и поощряйте использование ребёнком в речи новых слов: название профессий, техники, материалов, признаков предметов.

Занятия по развитию речи я не рекомендую загонять в какие-то временные рамки. Идеально, если вы будете использовать время по дороге в садик и домой, в транспорте, т.е. на ходу. Такой разговор должен быть в радость ребёнку, не вызывать усталости. Ваш малыш не должен понимать, что вы его учите. В ваших силах помочь своему ребёнку во многом, но если есть проблема в произношении звуков, то лучше обратиться к логопеду.

        В области математики дошкольники должны уметь:

  • называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
  • считать от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке;
  • называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
  • различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, точка, овал, прямая линия);  
  • различать знаки арифметических действий (+, –, =) и больше / меньше;
  • сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различия;  
  • сравнивать предметы по форме, по размерам (больше, меньше);  
  • сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше”, “меньше”;
  • находить «лишний» предмет в ряду и называть группу предметов одним словом;
  • на глаз определять величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже) образца и равные ему;
  • составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части;  
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку (слева, справа, вверху, внизу, в середине).

В дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память, поэтому их легко научить считать до 100 и решать примеры. Но наша задача - помочь дошкольнику         развить         логическое         и         пространственное мышление, гибкий ум. Этого можно добиться только с помощью увлекательных игр, рассуждений, ребусов, загадок, сказок и конструирования.

        Уже до школы важно расширять кругозор ребёнка, развивать его познавательную активность. В этом помогут наблюдения за окружающим миром. Вот список тем, доступных для понимания дошкольнику:

  • Семья  
  • Родной город  
  • Родная страна  
  • Труд взрослых  
  • Предметный мир (животные, растения, явления природы, вода, воздух)

Так же будущий первоклассник должен знать своё полное имя и имя родителей, адрес, времена и месяцы года, время суток, дни недели. Причём   к 1 классу в сознании ребёнка должна сложиться целая цепочка представлений о мире: мой дом, моя улица, мой населенный пункт, моя страна, моя планета, моя солнечная система, моя галактика.

А теперь попробуем собрать психологический портрет младшего школьника, и не просто школьника, а, так сказать, идеального школьника, то есть ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и, главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии.

Такой ребенок имеет позитивное отношение к школе, учебе, учителю, сверстникам. Понимает, как важно и необходимо учиться, желает этого. Учитель для него – авторитет, его слова всегда верны и обязательны для всех. Он стремится неукоснительно соблюдать все его требования. Самые лучшие по его мнению дети в классе – это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам… И еще: он самостоятельно сверяет полученный результат с образцом, устанавливает, что сделано правильно, а что – нет. На психологическом языке это звучит так: ребенок принимает учебную задачу, которая состоит в овладении новым знаниями и умениями, он обращает внимание не столько на результат, сколько на сам способ выполнения действия, который определяет качество получаемого результата, наконец, он владеет особым действием самоконтроля, проверки правильности выполнения задания.

Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по парте и уж, во всяком случае, не вскакивает с места и не отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или маленькой машинки, которую время от времени можно потихоньку покатать взад-вперед. Это – произвольность поведения. Она сказывается во всем – в сосредоточенности внимания, в умении следить за ходом рассуждений учителя и других детей, своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с правилами, целенаправленно заучивать заданное.

Но одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель; не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано; не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит – не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний.

И в заключение. Шесть лет – именно тот возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания ребенок из дошкольника постепенно превращается в школьника. Конечно, необязательно в того идеального ученика, психологический портрет которого мы пытались набросать выше. Но основные качества, необходимые для успешной учебы, он должен приобрести. И долг родителей состоит в том, чтобы помочь ему в этом.

Желаю Вам и Вашему ребёнку успешно подготовиться и получать от школы только положительные эмоции!

Картинки по запросу скоро в школу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...