Адаптация первоклассника к школе. Режим дня.
статья (1 класс) на тему

Андреева Анастасия Геннадьевна

Статья даёт ответы на ряд важных для родителей вопросов. С какими трудностями сталкивается первоклассник в первые дни обучения в школе? Как помочь ему войти в ритм школьной жизни?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассника в  школе. Режим дня.

        С первым школьным звонком начинается новый этап в жизни ребёнка. Каждый дошколёнок с нетерпением ожидает первое сентября - день, когда он станет называться «учеником». Начинаются школьные будни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7-ми лет.

С чем приходиться столкнуться первокласснику в школе?

Школьные трудности

Недостаток психофизиологических возможностей ребёнка

Как это влияет на самочувствие и поведение ученика

1. «Усидеть» все 35 минут урока. Сидение - статическая нагрузка для детского организма. В нём участвуют 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека.

* у детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

* у современных детей более слабое здоровье.

День за днём накапливается недостаток движения. Снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

2. Усложнение школьной программы. На протяжении всего урока от ученика требуется внимание.

* у шестилеток недостаточно развита способность концентрировать  внимание

Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью.

3.Писать и рисовать приходиться много и на нескольких уроках.

* у детей мелкие мышцы кисти руки, участвующие в этих процессах полностью не развиты

У детей резко наступает утомляемость.

4.Знакомство с одноклассниками.

* дети в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры.

Дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками. Ребёнку сложно войти в детское общество.

5.Необходимость соблюдать новые правила поведения в школе

* у современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.

Дети плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Всё это естественная реакция ребёнка на резкие изменения привычного образа жизни. Поступление ребенка в школу – это стресс для него. Очень много нового и непривычного видит он в школе, некоторые зарубежные ученые называют это "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом". Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей. Независимо от уровня готовности ребенка к школе, каждый первоклассник проходит период адаптации к школе. У одних она проходит быстро и незаметно, это дети, готовые к школе. А у других адаптация может занять 2-3 месяца, полгода, а иногда и год. 

Когда уместна тревога?

Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.

Обычно

Опасно

       Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.

Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.

Ничего не интересно, безразличие  ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

Радуется, когда не надо делать домашнее задание.

Делает уроки только «из-под палки».

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается  постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней,  которые  кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.

Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.

Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

Режим дня вашего ребёнка.

                 Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня. Выполнение режима воспитывает в ребёнке чувство ответственности, организованности, учит управлять своими желаниями и чувствами. Важно «полное» следование режиму.

Утро. 

Занятия в нашей школе начинаются в 8 ч. 30 мин. Поэтому, ребёнок должен вставать не позднее 7 часов.

Ребёнку необходимо умыться, одеться, самостоятельно застелить свою постель. Сделать гимнастику. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности.

        Особое внимание утренней гимнастике. Она помогает преодолеть сонливость, даёт заряд бодрости. Это поможет ребёнку активно включиться в работу с первого урока.

С 7 ч. 30 мин. До 7 ч.50 мин. – завтрак. Школьнику достаточно 20 минут, чтобы позавтракать и самому вымыть после еды посуду.

Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее. Если школа близко, то желательно до занятий побольше побыть на свежем воздухе.

Помним: от доброго утра идёт позитивный настрой на учебную работу и уверенность в успехе.

Занятия в школе. 

Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой.

Переодевание после школы.

После обеда. Свободное время. 

Детям ослабленным, легко утомляющимся рекомендуется час послеобеденного сна, перед прогулкой.

Детям вполне здоровым – прогулка и игры на свежем воздухе.

По советам врачей, ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, с учётом времени на дорогу в школу и обратно домой, составляет не менее трёх с половиной часов. Желательно, чтобы прогулка была насыщена движениями: игры с мячом, зимой катание с горки, катание на коньках, лыжах.

 Отведите время 30-40 минут на посильную работу по дому.

        Домашние задания. Оптимальное время для них выполнения 16-17 часов. Физиологи установили, что в этот период времени повышается возбудимость клеток коры головного мозга. С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и тоже время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строго, постоянного контроля. Отметьте время, затраченное ребёнком на приготовление домашнего задания. Оно не должно быть более одного часа.

        Школьный рюкзак, вещи для следующего дня следует собрать заранее.

        Оставшееся время  используем для второй прогулки, для занятий на кружке, секции.

        Ужин должен быть не позже 19 часов, его продолжительность – 30 мин.

Вечером. Этот час ребёнок играет, но не в шумные игры. Взрослым следует выделить полчаса  времени на общение с ребенком, совместные игры. Не позволяйте долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, это ведёт к переутомлению ребёнка.

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры. Ночной сон.  Отправляем ребёнка спать, не позднее 21.00. Продолжительность полноценного сна детей младшего школьного возраста, строго не менее 10-11 часов. Рано встаём, рано ложимся – это обязательное правило для ученика. Нарушение режима сна-бодрствования приводит к хроническому недосыпанию. Ведь ребёнок теперь не спит, как привык, в детском саду.

        В каникулы и выходные дни основные элементы режима (длительность сна, часы приёма пищи, прогулка) должны оставаться такими же, как и в учебные дни.

На полное привыкание к новому распорядку может уйти от трёх недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка и от самого умения родителя строго следовать своим требованиям. Желательно сделать табличку с таким режимом дня, и чтобы она висела над рабочим столом первоклассника.

Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребёнка. Многое на этом пути зависит от родителей. Безусловно, самым лучшим для ребёнка в это время будет ваша поддержка и совместно со школой оказание помощи своему ребёнку.

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Режим дня как один из аспектов адаптации первоклассника в школе

Материал содержит практические рекомендации и советы, которые помогут родителям первоклассников пережить первые месяцы в школе....

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...