Режим дня как один из аспектов адаптации первоклассника в школе
статья (1 класс)

Школьная Юлия Николаевна

Материал содержит практические рекомендации и советы, которые помогут родителям первоклассников пережить первые месяцы в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Режим дня как один из аспектов  адаптации первоклассника  в школе

Поступление в школу – это необходимый и очень важный этап в жизни детей. Именно в  первые месяцы обучения закладывается основа дальнейшего успешного развития личностного роста ребенка. Вместе с  тем это очень напряженный период, так как школа с первых дней ставит перед учениками задачи, не связанные с их опытом, и требует значительного напряжения  интеллектуальных и физических сил.

В период адаптации к школе большинство первоклассников испытывают сложности, связанные с перестройкой режима дня, привыканием к дороге в школу (особенно, если надо добираться на транспорте). Поэтому необходимо больше внимания уделять распорядку дня ребенка, с тем,  чтобы оптимально распределить нагрузку и по возможности предотвратить перенапряжение.

Для многих первоклассников серьезной проблемой становится раннее пробуждение, особенно, когда за окном  идет мокрый снег и темно, а надо быстро собираться и идти в школу. Не нужно резко будить ребенка, «вытаскивать» его из кровати. Гораздо лучше научить  первоклассника пользоваться будильником.  Для этого можно подарить симпатичный детский будильник и обыграть ситуацию: «Это будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать».

Если ребенок долго «потягивается», просит полежать еще пять минут, не надо вступать с ним в перепалку, нужно поставить часы на пять минут вперед.  На следующее утро просьбу ребенка полежать лишние пять минут, будет легко выполнить без угрозы опоздать.

Первокласснику необходимо спать  11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, не следует вечером устраивать шумные игры, заниматься спортом, смотреть страшные фильмы, отчитывать ребенка за проступки.

Не следует утром торопить ребенка, особенно если он рефлексивен: он будет делать все еще медленнее или просто прекратит одеваться и будет сидеть в задумчивости. Лучше сразу определить время, которое отведено на то, чтобы закончить приготовления: «Через десять минут нужно выходить, чтобы успеть в школу». Важно, чтобы слова звучали буднично, без лишних эмоций и раздражения, тогда ребенок воспримет их правильно и будет стараться выполнить то, о чем его просят.

Не стоит забывать и об утренней гимнастике: она поможет ему проснуться и проголодаться.  Ребенок обязательно должен дома позавтракать, чтобы  в школе не думать постоянно о еде и не спрашивать, когда пойдем в столовую.

Утром, как правило, бывает мало времени на приготовления. Поэтому  нужно следить, чтобы первоклассник собирал портфель вечером, проверять вместе с ребенком (не вместо него), все ли он положил.

По дороге в школу  нужно поговорить с ребенком о приятных событиях, которые пережили вместе, о том, что ему особенно дорого: «Сейчас осень, листья на деревьях желтеют и опадают, а у бабушки на юге растут высокие деревья, которые всю зиму стоят зелёные. Скоро мы поедем в гости к бабушке, и ты все увидишь».  Если ребенок увлекается автомобилями, ему нравится их рассматривать, можно спросить, какой они марки, на каких зверей похожи… На прощание  ребенку нужно пожелать хорошего дня, удачи, сказать: «Увидимся в два часа». Не нужно читать нотации: «Смотри, веди себя хорошо, чтобы учительница не ругалась»; «Когда приду, чтобы был одет – вечно ты копаешься!»

После уроков следует обратить внимание на эмоциональное состояние ребенка (выглядит усталым, раздражен, еле сдерживает слезы, перевозбужден и т.д.). Важно уловить настроение первоклассника, прежде, чем расспрашивать о том, что сегодня было в школе.  По пути домой  лучше не задавать прямых вопросов, а рассказать какую-нибудь историю, которая может заинтересовать первоклассника. Если произошло что-то серьезное, ребенок сам расскажет, когда сможет, но пусть это будет дома, в привычной уютной обстановке.

Следует избегать формальных вопросов: «Как дела в школе?», «Чем сегодня занимались?». На них и ответ  будет формальным: «Нормально, хорошо, как всегда».  Задавать надо точные, конкретные вопросы:  «Выходил ли к доске? Что отвечал? Что вызвало затруднения?»  «С кем играл на перемене? В какую игру? Почему тебя не принимали в игру? (если такое случается). Здесь как раз есть возможность объяснить ребенку, как можно налаживать отношения с одноклассниками.

Придя домой из школы, ребенок обязательно должен пообедать и отдохнуть, а лучше – погулять на свежем воздухе. Некоторые дети нуждаются в дневном сне, кому-то достаточно просто немного полежать, чтобы восстановить силы.

Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. В первом классе домашнего задания официально нет, но часто предлагается что-то доделать, дописать, в чем-либо потренироваться, найти какую-либо информацию. Без выполнения подобных заданий трудно получить хороший результат. Во всем нужно закрепление и отработка. Но не надо заставлять делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 - минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными. Во время приготовления уроков не надо стоять над душой, нужно дать возможность ребенку

работать самому, но если потребуется помощь взрослого, ребенок должен ее получить. Для этого надо набраться терпения. Спокойный тон, поддержка: «Давай разберемся вместе!», «Не волнуйся, все получиться!»,    «Я тебе  помогу!», похвала (даже если не очень получается) - необходимы.

Надо стараться избегать  гаджетов в руках  ребенка, предлагая взамен  свое внимание и общение. Конечно, в современном мире невозможно представить  жизнь без смартфонов, планшетов и компьютеров. Но использовать их нужно дозировано, не для развлечения, а для обучения. Они могут развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но ничто не заменит родительское внимание, общение, совместное выполнение каких-либо дел, будь то подготовка к ужину,  семейное чтение, настольная игра или просмотр семейного фильма. Ребенок должен чувствовать любовь и продержку родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями первоклассников как один из способов адаптации учащихся к начальной школе

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания дете...

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Статья для родителей будущих первоклассников "Школа - 2100" (март 2014 год)

Статья содержит советы по адаптации ребёнка к школе....

Адаптация первоклассника к школе. Режим дня.

Статья даёт ответы на ряд важных для родителей вопросов. С какими трудностями сталкивается первоклассник в первые дни обучения в школе? Как помочь ему войти в ритм школьной жизни?...

Сценарий спортивного праздника «Навстречу ГТО» для первоклассников школ города

Сценарий спортивного праздника «Навстречу ГТО» для первоклассников школ города...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...