ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»
методическая разработка

Наумова Виктория Анатольевна

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Школа развития «Аистёнок» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razv.bud_.pervokl.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

НАУМОВА В.А.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Школа развития «Аистёнок»

 Пояснительная записка

Данная программа  является одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе «детский сад - начальная школа». Её появление и функционирование - результат социального заказа общества, который определяется сохраняющимися высокими потребностями родителей.  Программа для детей 5 – 6,5 лет. Срок реализации программы 3 месяца.                                                                                                                                                               В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако существует проблема неоднородности качества дошкольной подготовки детей, которая обусловлена рядом объективных причин. 1. В общеобразовательное учреждение с. Оёк, поступают дети из нескольких  дошкольных учреждений, обучение в которых ведется по разным образовательным программам.                          2.Среди них есть дошкольники, часть которых регулярно занимались в детском саду, другие посещали его нерегулярно, а третьи длительное время не посещали ДОУ и воспитывались в семье. Немало детей, которые никогда не посещали дошкольные образовательные учреждения.                                                                                                                         3.Низкий уровень развития устной русской речи детей обусловлен, прежде всего, тем, что для детей русский язык не является родным.                                                                                      Активное приобщение населения Муниципального образования села Оёк  к национальной культуре, рост национального компонента в программах дошкольных учреждений, являясь положительной тенденцией в социокультурном плане, усложняет овладение детьми русским языком. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу.                                                                                                                                                         4. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда. Ребенок, переступивший порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.                                                                                                                                         Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если раньше внимание родителей и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, обеспечивающее его успешное школьное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.                                                                                                                             Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.                                                                                                                 Целью организации подготовительных занятий к школе является создание образовательного пространства, которое способствовало бы общему развитию дошкольников и позволило бы им подняться до уровня готовности к школьному обучению. Реализация этой цели требует выполнения определенных задач:                                       - целенаправленно развивать познавательные психические процессы (восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, волю, эмоции);                                                           - развивать познавательную деятельность ребенка (активность, произвольность, самостоятельность, темп деятельности и умение контролировать ее результаты);                                             - развивать индивидуальные умственные и креативные способности детей;                                                   - развивать устную русскую речь дошкольников:                                                                                                - расширять активный и пассивный словарный запас, развивать умения правильно употреблять грамматические формы; совершенствовать фонематический слух, умения различать особенности звукового состава русского и других языков;                                                              - развивать координацию движений детей, мелкой моторики кисти рук как одно из средств, непосредственно влияющих на развитие умственных способностей ребенка;                             - облегчить процесс адаптации ребенка в школе;                                                                                                     - оказать помощь родителям в подготовке к обучению в первом классе;                                                             - изучить и объективно определить степень готовности ребенка к школьному обучению. При составлении программы выдержаны требования к возрастным особенностям детей от 5  до 7 лет. Для организации занятий комплектуются группы по 12 человек. Курс обучения  рассчитан на 12 недель – 1 раз в неделю по 3 занятия, продолжительность занятия – 30 минут.                                                                                                                                                               В период обучения  большую роль играют согласованные действия и единство требований со стороны учителя, ДОУ и семьи к знаниям, умениям и навыкам дошкольников, воспитания у них положительного отношения к учебе. Данная программа не дублирует программы ДОУ и 1 класса, а способствует их усвоению, расширяет и углубляет изученное в детском саду. Структурой содержания программы является направленность на обеспечение развития готовности будущего первоклассника к овладению новыми федеральными государственными стандартами начальной школы.                                              

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ                                                                                             Развитие речи

1.Знакомство со словом. Различие частей речи (без введения понятия).                                                    2 Различие частей речи. Знакомство с предложением. Главные члены предложения (без введения понятий). Составление простых предложений и их распространение.                                         3 Формирование представления о звуках. Звук и буква А. Составление предложений по названной теме по представлению (свободное и с определенным количеством слов).                                                                                                                                  4 Звук и буква У. Составление рассказов о предшествующих событиях (иллюстрация  «В лесу»).                                                                                                                                                              5 Звук и буква И. Синонимы и антонимы(без введения понятия).                                                                                  6 Звуки с, с и буква С. Объяснение пословиц.                                                                                    7 Звуки з, з и буква З. Составление предложений по сюжетной иллюстрации  «Игры» (ознакомление со структурой рассказа).                                                                                                            8 Дифференциация звуков с, с, з, з. Времена года.                                                                                                     9 Звук и буква Щ. Составление рассказа о последующих событиях (картина «В гостях»). 10 Звук и буква Ч. Рассказ о семье.                                                                                                               11 Дифференциация звуков Ч, Щ. Родовые названия предметов.                                                              12 Звук и буква Ш.   Рассказ по иллюстрации «В магазине игрушек»  

Развивающие игры

1.Игра «Ручеёк». Сплочение детского коллектива.                                                                          2.Игра «Отгадай сказочного героя». Снятие эмоционального напряжения.                                                    3.«Отгадай, что я хочу сказать» Развитие скорости мышления. Отгадывание загадок про времена года и названия месяцев.                                                                                                             4.Игра «Кто чем питается?» (кость, рыба, молоко, сено, трава) Развитие слухоречевой памяти.                                                                                                                                                  5.Назови предметы, которые похожи на геометрические фигуры: круг, квадрат» Нарисовать с помощью одной геометрической фигуры животных.                                                                         6. Игра с мячом «Съедобное», «Несъедобное» Развитие способности обобщать, исключить.                                                                                                                                                7. Игра «Слова- предметы». Назови предметы, которые окружают тебя дома, в садике.                                                                                                                                  8. Игра «Слова - действия» Что могут делать животные.                                                                      9. Игра «Квадрат» Сложить квадрат на несколько частей. Развитие мелкой моторики.                                10. Игра «Чем похожи, чем отличаются». Назовите сходство (различия) диких и домашних животных; птиц и рыб. Развитие наглядно-действенного мышления.                                                   11.Игра «Один -много» (парта-парты и .т.д.); Развитие индивидуального темпа работы.               12. Игра «Красный, жёлтый, зелёный» (овощи красного, зеленого, желтого цвета;)                                         13. Игра-сказка «Путешествие Смайлика» Развитие мелкой моторики руки, воображение. 14. Упражнение «Руки - ноги» Развитие межполушарного взаимодействия.                                    15.Игра «Назови ласково»(назвать ласковыми словами название цветов, ягоды, плодов)

Штрихование                                                                                                                                                        (Развитие мелкой моторик рук. Подготовка руки к письму)

1 Животные. Рассказ о животных, которые заселили «Теремок», обведение по шаблону, штрихование.                                                                                                                                                     2. Растения. Назови растение, обведение по шаблону, раскрашивание.                                                              3 Ракета. Рассказ про Космос, обведение по шаблону, штрихование.                                                         4. Домики. Рассказ о видах домов в сельской и городской местности, обведение по шаблону выбранного дома, штрихование.                                                                                                  6. Транспорт. Рассказ о видах транспорта, обведение по шаблону, раскрашивание                                         7. Овощи. Какие овощи знаешь, в чём польза? Обведение по шаблону, штрихование.                             8. Фрукты. Назови какие знаешь фрукты. В чём польза фруктов. Обведение по шаблону, штрихование.                                                                                                                                                        9. Ягоды. Назови какие знаешь ягоды. В чём их польза. Обведение по шаблону, штрихование.                                                                                                                                                  10. Самолёты. Составление рассказа про весёлый самолётик. Обведение по шаблону, штрихование.                                                                                                                                          11.Обитатели моря. Кто живёт в морях и океанах? Обведение по шаблону, штрихование.             12. Бабочки . Составление рассказика про красивую бабочку, обведение пол шаблону, раскрашивание.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                                                                          Развитие речи

Развитие речи является основной, приоритетной задачей. Решение этой задачи осуществляется на всех занятиях и в общей сложности занимает основное время и место в обучении дошкольников. Например, при выполнении коррекционно-развивающих упражнений каждое мыслительное действие дети сопровождают речевыми комментариями: пояснением, доказательством, рассуждением, умозаключением. Занятия штриховкой должны обязательно завершаться изложением или созданием какого-либо текста о выполненном предмете (пересказ сказки об этом предмете, чтение наизусть стихотворения, придумывание сказочной истории, стихотворения и т.п.). Представленное в этом разделе содержание программы относится только к специальным занятиям по развитию речи. При приеме детей в первый класс проводится логопедическое обследование, которое выявляет низкий уровень сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия, бедный словарный запас, аграмматизмы, смешение звуков. В свою очередь, эти проблемы могут привести к дислексии и дисграфии. Учитывая психофизические особенности детей старшего дошкольного возраста и то, что названные дефекты проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности, коррекционная работа строится на основе тесной взаимосвязи формирования познавательных процессов с коррекцией недостатков эмоционально-волевой сферы. Развитие речи направлено на совершенствование фонематического слуха и фонематического восприятия, аналитических умений звукобуквенного анализа, а также на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Особое внимание уделяется развитию у детей навыка звукослогового анализа и синтеза, для предупреждения дисграфии и дислексии; Познавательных процессов; Творческих способностей; Эмоционально-волевой сферы; Интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени). Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Система фронтальных занятий отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основу положены комплексность и игровые приемы. Схема построения занятий отличается от общепринятой. В оргмомент включаются релаксационные и психофизические упражнений, логоритмика и кинезиологические упражнения. В ходе занятия предусматриваются артикуляционные, голосовые, дыхательные, физические упражнения. На каждом занятий ведется работа над усвоением лексико - грамматического строя речи. Слово рассматривается в лексическом плане. Упражнения носят практический характер. В ходе развития речи дети осознают, что слова обозначают те или иные предметы или явления действительности, бывают близкими и противоположными по смыслу, могут быть употреблены в предложении и тексте в одном или нескольких значениях. Дети учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для точного выражения мысли. Расширяется и активизируется их словарный запас. Особенно важно учитывать то, что дети допускают ошибки на употребление слов в правильной лексической и грамматической форме. Предложения дети учатся составлять по сюжетной картинке, по серии картинок, по заданным теме, словосочетанию, опорным словам, учатся отличать предложение от словосочетания и группы слов, выделять предложение из потока речи. Обращается внимание детей на то, что в русском языке главные члены предложения (без сообщения терминов) стоят рядом. Таким образом, занятия по развитию речи решают задачи, связанные с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, фонематического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Штриховка

 Письмо в первом классе вызывает значительные затруднения учащихся. Причиной тому – неподготовленность детского сознания и детской руки к процессу письма. Поэтому необходима определенная подготовка к письму букв, основная идея которой – подготовить к письму без письма системой специальных упражнений. Они снижают психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму в первом классе. В нашей школе  подготовительная работа к обучению письму ведется по методике Е.Н.Потаповой. Программа обеспечена методическим пособием «Радость познания» (Москва «Просвещение» 1990). Применяется один из этапов подготовки к письму: развитие мускульной памяти – штриховка. На занятиях штриховкой идет подготовка руки к работе. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами или учитель предложил обвести по контуру  уже готовую модель.   Письмо по данной методике предполагает отработку основных двигательных элементов 15 букв, то есть отрабатываются движения руки при письме. И в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево). Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы (между ними должно быть 0,5 см). На первых занятиях, чтобы было понятно направление штриха, то есть откуда и куда надо рисовать, на одном из отрезков движение указывается стрелкой. В содержание занятий штриховкой включено: понятие о штрихе и штриховке, наклонной и прямой линиях обводка геометрических фигур, кривых линий по лекалу, фигур животных. письмо отрезков сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не наоборот) письмо наклонных штрихов сверху вниз и снизу вверх письмо круговыми движениями, овалами, полуовалами, петлями, волнистыми и зигзагообразными линиями. Важное значение имеет соблюдение правил выполнения штриховки: не сближать штрихи, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий, их направление. Вначале для штриховки дети используют трафарет с геометрическими фигурами. После того, как ученики научатся хорошо обводить их, штриховать параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (с изображением предметов и фигур животных), а также лекалами. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют различные композиции. После освоения штриховки параллельными отрезками, дети выполняют ее волнистыми линиями, полуовалами, петлями. Далее дети сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекала, по образцу учителя или самостоятельно составляют смысловые композиции. Штриховка – это не только укрепление руки. Штриховка должна стать частью эстетического воспитания – важно научить детей видеть и привыкнуть создавать красоту. Работа со штриховкой увлекает детей, доставляет удовольствие и не утомляет. Кроме этого, на занятиях решаются и другие задачи – развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса и развитие устной речи. Обведение по трафарету геометрических фигур, предметов помогает ребятам изображать предметы, не искажая пропорции и форму. Это подводит детей к пониманию симметрии, пропорции. Ребята проявляют изобретательность, моделируя, строя, конструируя предметы по представлению, по памяти. Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, так как это создает условия для работы над словом, составления небольших рассказов по теме, расширения знания детей об окружающем мире. На занятиях штриховкой дети учатся мыслить и творить в процессе развития мускульной памяти.

Развивающие игры

 Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности. Современное обучение, в том числе и в дошкольный период, должно целенаправленно развивать у детей познавательные способности. Формирование метапредметных умений расширяет познавательные ресурсы ребенка и способствует комфортности процесса учения. Важно вести целенаправленную работу по развитию познавательных (мыслительных) процессов. Ученые - психологи выделяют следующие виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Все эти шесть операций находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, переходя одна в другую. Так понятие формируется на основе обобщения существенных признаков. Для выделения существенных признаков нужно абстрагироваться от несущественных. Для выделения признаков нужно провести анализ, сравнить или сопоставить выделенные свойства или признаки, затем осуществить обратную операцию – синтез и, если возможно, классифицировать, то есть отнести предмет или явление к определенной группе таких же предметов и явлений. Через игру и различные упражнения развиваются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение. В программе представлены игры, которые можно дополнить по усмотрению педагога. Можно использовать  двигательные упражнения, способствующие функциональной активации мозговой деятельности, стабилизации межполушарного взаимодействия. Выполнение перекрестных движений способствует образованию большого количества нервных связей, связывающих полушария головного мозга, а, следовательно, развивающих высшие психические функции. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Индивидуальные коммуникативные упражнения направлены на углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Парные коммуникативные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать другого человека. Групповые коммуникативные упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.                                                                                                                               Игра способствует развитию логического мышления, пространственного воображения. В ходе игры ребенок знакомится с основными цветами, понимает, что из отдельных частей различной формы, можно сложить новую фигуру. Увеличение сложности заданий позволяет постоянно совершенствоваться в соответствии с индивидуальными возможностями. В результате реализации данного раздела программы по итогам диагностики у детей улучшится произвольность познавательных процессов, пространственное мышлении, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять; повысятся самооценка, коммуникативные навыки; расширится словарный запас, укрепится мелкая моторика руки.

Список литературы для учителя 1. Альтов Г. И тут появился изобретатель, Москва, Детская литература, 2001 2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва, «Просвещение», 1994 3. Гатанов Ю.Б. «Курс развития творческого мышления для детей 7-10 лет» Санкт-Петербург, 1997 4. Зак А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет» М,1996 5. Иванова Е.А. Слышу, вижу, говорю! Книга для логопеда. Москва ТЦ «Сфера», 2007 6. Ильина М.Н. «Подготовка к школе» М,2008 7. Кобзарева Л.Г. , Резуенова М.П.,Ю Юшина Г.М. Коррекционная работа со школьниками сНВОНР и ОНР на первом этапе обучения. Воронеж ТЦ «Учитель», 2001 8. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы» Санкт-Петербург, 2003 23 9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Москва, изд. «Владос», 2001 10. Потапова Е.Н. Радость познания. Москва, «Просвещение», 1990. 11. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, изд. дом «Литур»,1999. 12. Рогов Р.Р. «Настольная книга школьного психолога» М,1992 13. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Санкт-Петербург, издательский дом «Нева», 2003 14. Созонова Н.Н., Куцина Е.В., Хрушкова Н.Г. «Фонетические рассказы и сказки» в 3-х частях. Екатеринбург, ООО изд. дом «Литур», 2009 15. Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. Санкт-Петеррбург, 2004 16. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов на Дону, «Феникс», 2000 17. Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику» Санкт-Петербург, 2001 18. «Рабочая книга школьного психолога» Под ред. И.В.Дубровиной; М,1991 19. «Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы» М,1999 20. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660 – 10 от 22.07.2010. 21. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации, 2008 г. Литература для обучающихся 1. Бабкина Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников. Рабочая тетрадь. Москва, 2006 2. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления, Санкт-Петербург, 1997 3. Успенская Л.П., Успенский М.Б.. Учитесь правильно говорить. В 2-х частяхе можно знакомить с самыми разнообразн Москва, Просвещение, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие будущих первоклассников

Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№ 1...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....

Выступление перед родителями будущих первоклассников "Развитие мелкой моторики. Как подготовить руку к письму"

Писать первоклассники начинают практически с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. У ребенка бывает слабо развита пишущая рука, пальцы кисти руки, слабая координация движений. Это затруд...

Программа по внеурочной деятельности «Школа будущего первоклассника» («Развитие умственных способностей детей через тренировку мелкой моторики руки»)

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой...

Программа развития школьного краеведческого музея «Память о прошлом – залог будущего»

Программа  развития школьного краеведческого музея«Память о прошлом – залог будущего»...

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее»

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее» ...