Программа развития школьного краеведческого музея «Память о прошлом – залог будущего»
методическая разработка

Орлова Алиса Александровна

Программа  развития школьного краеведческого музея

«Память о прошлом – залог будущего»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы музея на 2019-2020 год

№ п/п

Мероприятие

Дата

Отчет совета музея за прошедший год

Сентябрь

Выборы актива музея

Сентябрь

Составление плана работы на год, перспективные планы работы музея

Сентябрь-октябрь

Подведение итогов, перспективное планирование

Май

Обзорная экскурсия для 1-2 классов

Декабрь

Обзорная экскурсия для 3 классов

Декабрь-январь

Обзорная экскурсия для 4 классов

Январь-февраль

Обзорная экскурсия для 5-6  классов

Декабрь-январь

Обзорная экскурсия для 7-11  классов

Февраль-март

Классный час  «Бурятия в годы Великой Отечественной войны» для 2-х классов

Декабрь

Классный час «Бурятия многонациональная» для 3-х классов

Январь

Классный час  «Бурятия в годы Великой Отечественной войны» для 4-х классов

февраль

Экскурсия по теме «Знаете, каким он парнем был…»

Апрель

Пополнение экспозиции «Моя Родина – СССР»

В течение года

Пополнение фондов музея

В течение года

Инвентаризация фондов музея

Сентябрь - март

Создание виртуального музея на базе школьного сайта

В течение года

Создание альбома «Ветераны педагогического труда нашей школы»

Январь - Март

Выпуск боевых листков «Блокада Ленинграда»

Январь

Поисковые задания по классам

В течение года

Акция «Ветеран рядом»

 февраль, май

День открытых дверей

Февраль

Работа лекторской группы «Герои – пионеры»

Февраль

Конкурс газет «Спасибо деду за Победу!»

Февраль-март

Размещение на школьном сайте материалов о музее школы

В течение года

Уроки мужества

Февраль, май

Участие в конкурсе – смотре школьных музеев

Май



Предварительный просмотр:

Программа  развития школьного краеведческого музея

«Память о прошлом – залог будущего»

     А.А.Шляхова  руководитель школьного музея МОУ «Коменская средняя общеобразовательная школа» Прибайкальского района  Республики Бурятия.

Пояснительная записка

     Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему духовно-нравственного воспитания школы.

Цели программы  содействие в героико-патриотическом и нравственном воспитании обучающихся;

• создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся;

•  использование средств музейной педагогики для воспитания патриота и гражданина

Эти цели соответствуют программе развития нашей школы  и помогут построить деятельность и общение в школьном сообществе на принципах выбора и самовыражения, творчества и успеха, доверия и поддержки.

Принципы построения программы:

•  принцип личностноориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающегося;

•  принцип самовыражения участников образовательного процесса;

•  принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

•  принцип системности.

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы, в которой учишься. Программа опирается на знания обучающихся по различным школьным предметам (истории, обще-ствознания, краеведения, литературы, музыки, экологии, ИЗО), в то же время помогая пополнять эти знания, развивать ключевые компетенции.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:

•  достижения обучающихся в конкурсах разных уровней

•  поисковая работа  входе реализации проектов по заданиям совета музея;

•  постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов;

Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте. Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

•  собеседования с обучающимся;

•  методики сочинений;

•  наблюдения;

•  тестирования;

•  анкетирования;

•  метода самооценки.

На каждом этапе обучения эти методы диагностики повторяются вновь и вновь, но на новом качественном уровне.

Для реализации программы кроме всех текущих мероприятий предполагается системная ежегодная работа по следующему плану:

№ п/п

Класс

Работа

Примерная дата

Примечание

1

1

Моя семья (проект с родителями)

май

Кл. рук.

2

2

Плановая экскурсия (ознакомительная в музей школы и к памятнику)

сентябрь

музей

3

3

Плановая экскурсия (в музей – история села)

ноябрь

музей

4

4

Моя родословная (проект)

март

Кл. рук., музей

5

5

Плановая экскурсия ( в музей – история школы)

январь

музей

6

6

Моя малая Родина (село, люди села, люди труда). Встречи, беседы

декабрь

По материалам музея

7

7

Плановая экскурсия (Великая Отечественная война в истории села и школы)

февраль

музей

8

8

Бурятия. Вместе с Россией. Спецкурс из 5 занятий (по четвертям):

  1. История. Вхождение Бурятии в состав России
  2. МХК Религия
  3.  Художники Бурятии
  4. Литература Бурятии
  5. Экология Бурятии

В течение года

Возможны экскурсии в Батуринскую церковь, дацан на Верхней Березовке, библиотеки, фильмы о Байкале

Учителя истории, МХК, ИЗО, литературы, биологии

9

9

Музеи Бурятии

Октябрь или май

(этнографический – обязательно)

Кл. рук., музей

10

10

Герои Бурятии

Экскурсия (можно виртуальная) по улицам Улан-Удэ, названых в честь героев Бурятии

Посещение воинской части Улан-Удэ

1 полугодие

        апрель

Кл. рук., музей

Музей, военкомат

 Прибайкальского района

11

11

Сочинение «Останется след, когда я уйду…»

март

Музей, учителя литературы

В результате реализации этого плана каждый ребенок на протяжении 11 школьных лет получит определенные знания  по теме «Моя малая Родина»  в системе: «Моя семья», «Мое село», «Мой край».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»

Краеведческий материал «Рассказ о бывшем директоре школы, создателе краеведческого музея»...

Урок окружающего мира на материалешкольного краеведческого музея "Горшечных дел мастера земли Большекарайской"

Данный урок знакомит обучающихся с историей гончарного промысла в родном селе, развивает интерес к народному творчеству, воспитывает уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой на...

Урок-конференция по материалам краеведческого музея о Кошкинском районе и его патриотах.

Урок русского языка проведен в 4 классе по теме: "Упражнения в распознавании глаголов неопределенной формы"...

Приказ № 468 от 16.12.2015 "О посещении краеведческого музея "На реке Обь"

О посещении краеведческого музея "На реке Обь"...

Посещение историко-краеведческого музея

Музеи - это не только история, но и память.И дети, и взрослые должны помнить, что, не зная своего прошлого, мы не сможем построить хорошее будущее. Учащиеся 2 класса МБОУ Степная СОШ №14 с руководител...

Благодарственное письмо МКУК « Сычёвского краеведческого музея» .

Благодарственное письмо МКУК « Сычёвского краеведческого музея» и Прихода Свято-Благовещенского храмаг.Сычёвки за большой вклад в духовно-эстетическое развитие детей...

Программа инновационной площадки по проблеме «Развитие исследовательских и проектных навыков школьников, через работу школьного краеведческого музея»

Сегодня школьный музей в образовательном пространстве становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств...