Программа инновационной площадки по проблеме «Развитие исследовательских и проектных навыков школьников, через работу школьного краеведческого музея»
проект

Селина Елена Владимировна

Сегодня школьный музей в образовательном пространстве становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»

Программа

инновационной площадки по проблеме

«Развитие исследовательских и проектных навыков школьников, через работу  школьного краеведческого музея»

Автор программы:

Селина Е. В. – учитель начальных классов и  технологии,

педагог дополнительного образования

с. Верхний Кужебар

Каратузского района

Красноярского края

2019 год

1. Пояснительная записка

Наше село одно из красивейших сёл района, которое живёт воспоминаниями о бурной жизни наших предков вплоть до конца прошлого века.  В наших силах сохранить память об истории, архитектуре села, сделать так, чтобы  ученики узнали  как можно  больше об истории того места, где они родились, живут и учатся сейчас.

 Для развития школьного музея в современном информационном пространстве необходимо внедрение в его работу ИКТ. Не потому, что это модно, престижно или положено, а потому что нельзя оставаться на месте, когда все вокруг движется вперед. Чтобы быть востребованным сегодня, музей должен быть мобильным, а музейная работа интересной и разнообразной.

Ещё живы те, кто знает местные народные песни, традиции, обряды, обычаи села. Современная компьютерная техника позволит записать их голоса и воспоминания вживую, тем самым сохранить не только историю, но и образы тех, кто является её составляющей. Это в свою очередь позволит более детально сохранить обычаи села.

Сегодня школьный музей в образовательном пространстве  становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения.

Однако сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны.

Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музея с учебно-воспитательным процессом в школе, успешной реализацией межпредметных связей (история, основы религиозной культуры и светской этики, литература, иностранный язык, технология и т.д.).

В школе проводится большая работа по использованию музейных материалов, экспонатов и архивов в ученических докладах, сочинениях, проектах и общешкольных мероприятиях, в исследовательских работах.  

Программа гражданско-патриотического воспитания как основа становления и развития личности школьников в условиях совершенствования учебно-воспитательной системы школы ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России.

В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.,

Закон РФ «Об образовании» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине. В «Концепции модернизации Российского образования» сказано, что важнейшими задачами школы является гражданское, патриотическое, нравственное воспитание с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения.

30 декабря 2015 года утверждена государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы". Она включает комплекс мероприятий по развитию и совершенствованию системы такого воспитания. Цель государственной программы «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

Известно, что гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим в нашей школе и разработана программа гражданско-патриотического воспитания через исследовательскую и проектную деятельность школьников, ставшая платформой для инновационной площадки, рассчитанной на 4 года.

Тема программы была выбрана нами по нескольким причинам:

 • во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, её огромным значением для нашего общества и государства;

• во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;

• в-третьих, ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развитием у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.

Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.

Гражданско-патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растём, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

 • помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, село, регион, страну, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

• вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Организация работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через работу школьного краеведческого музея.  Ценность вышеуказанной  работы заключается в том, что в её рамках  разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля.

2. Организационные обоснования реализуемой программы

2.1. Законодательно-нормативное обеспечение программы

Проектно-исследовательская деятельность – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Программа «Развитие исследовательских и проектных навыков школьников, через работу  школьного краеведческого музея» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 гг..».

 Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Поэтому  гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.

.

2.2. Целеполагание инновационного проекта

Цель: создание условий для  воспитания гражданина России ориентированного на «портрет выпускника основной школы» (согласно ФГОС начального и основного общего образования) с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения путем включения в исследовательскую и проектную деятельность  школьного музея.

Задачи программы: 

  • развитие творческих и организаторских способностей;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики;
  • реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности;
  • обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
  • утверждение в сознании школьников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
  • усиление роли семьи в патриотическом воспитании детей;
  • повышение качества образования и патриотического воспитания в школе через формирование проектно-исследовательских умений и навыков участников образовательного процесса.

Гипотеза основывается на том, что эффективное формирование у детей основ культурно – исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

  • организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
  •  учет специфики организации и построения педагогического процесса;
  • использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:

- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье, к своему родному дому;

- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение.

На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных  интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив  основной школы стремится:

- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;

- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для  продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учётом собственных способностей и возможностей;

- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-творческой  деятельности.

Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:

- воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

- продолжать начатое ранее гражданское, нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;

- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

Основные этапы инновационной деятельности

I этап: диагностико-проектный – подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания - 2019 г.

II этап: практический – реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию – 2019-2022 гг.

III этап: аналитический (рефлексивный) – анализ итогов реализации программы – 2022 г.

4. Содержание и методы деятельности

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно-исследовательской деятельности.

Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения.

Первый этап – изучение степени готовности учителей к оценке качества патриотического воспитания; работа с воспитательным стандартом в соответствии с ФГОС общего образования второго поколения: национальным воспитательным идеалом, базовыми национальными ценностями, среди которых выделяется патриотизм, основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ознакомление учителей с оценочной моделью, с содержанием понятий «личностный опыт подростка-патриота», «опыт патриотической деятельности школьника» и выделение в них трёх составляющих: эмоционально-чувственного компонента, отношенческого и деятельностного. Ознакомление с диагностическим инструментарием в педагогической литературе по оценке сформированности личностного опыта воспитанника-патриота в педагогической литературе и методических разработках. Разработка алгоритма действий, уточнение, коррекция диагностических методик применительно к учащимся разных возрастов.

Второй этап – проведение диагностических исследований во всех классах. Ознакомление педагогов с «портретом» подростка-патриота. Составление всеми классными руководителями своеобразных «портретов», картин патриотической воспитанности учащихся всех возрастных групп. Разработка методических рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. Расширение и укрепление связей и отношений с учреждениями дополнительного образования детей и культуры. Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. Проведение мониторинга реализации программы. Участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию на различных уровнях. Пополнение новыми методическими разработками «Копилки воспитательных мероприятий». Привлечь учащихся к поисковой, литературной, оформительской работе через выполнение исследовательских и проектных работ.

Третий этап – обобщение результатов работы учреждения. Коррекция затруднений в реализации программы. Подготовка текстов Программ патриотического воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников. Мониторинг изменения гражданской, патриотической социализации школьников. Создание объективных, адекватных, открытых критериев оценки своей работы.

Программа включает в себя следующие  основные направления работы:

1. Направление «Я и моя семья»

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительские лектории, индивидуальное  консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные  праздники, часы общения.

2. Направление «Я и моё село»

Цель: воспитание у учащихся любви к селу, в котором они живут,  как к своей малой  Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного села;

2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин России»;

3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного села.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы,  устные журналы, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

3. Направление «Я и мой Каратузский район» и «Я и мой Красноярский край»

Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Каратузского района, её прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою малую Родину, народных героев;

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;

3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и  ответственности за будущее страны.

4. Совершенствование системы воспитательной работы в школе.

Формы: тематические беседы; предметные недели; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами; конкурсы; посещение музеев; праздники, посвященные памятным датам.

4. Направление « Я – гражданин России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы; коллективные творческие дела; конкурсы, викторины по гражданско-патриотической тематике; устные журналы; встречи с интересными людьми; акции, диспуты.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

- региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики;

- систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий;

- участие в тематических конкурсах, выставках;

- работу детского объединения;

- активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями.

Формы внеурочной деятельности:

- тематические классные часы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;

- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;

- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по гражданско-патриотической тематике;

- конкурсы, викторины, конференции по данной теме;

- празднование Дня воинской славы;

- волонтёрское движение;

- уроки мужества;

- литературно-музыкальные представления, концерты  к знаменательным датам;

- участие в работе школьного краеведческого музея;

- предметные недели;

- месячник по военно-патриотическому воспитанию;

- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов  на военно-исторические темы;

- физкультурно-оздоровительные соревнования;

- поисковые операции.

Педагогические технологии:

  1. Проектно-исследовательская деятельность
  2. Коллективно-творческое дело
  3. Деятельностный подход в воспитании
  4. Педагогика сотрудничества
  5. Технология проблемного обучения

Методы исследования:

теоретические: сравнительный, ретроспективный анализ, обобщение, анализ литературы;

эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта, диагностика (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, ранжирование и др.), опытно–экспериментальная работа;

математические: статистическая обработка данных.

5. Прогнозируемые результаты по каждому этапу

Основная идея программы состоит в необходимости повышения качества системы патриотического воспитания в школе, а также в связи с этим в повышении профессиональной компетентности школьного учителя в этой сфере деятельности.

Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

Эффективность программы оценивается в результате ежеквартального и итогового мониторинга её реализации (качества услуги организации учебной деятельности, количества учащихся, охваченных дополнительным образованием, качества школьного дополнительного образования, количества правонарушений совершенных подростками учащихся, количества родителей, привлеченных к совместной деятельности со школой и др.):

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Этапы реализации программы

Прогнозируемые результаты

I этап: диагностико-проектный - подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания – 2019 г.

  • Стабильность образовательной системы на принципах целостности, интеграции.
  • Пакет аналитических методик.
  • Описание концептуальной модели.
  • Библиографический указатель актуальной информации по содержанию инновации и функционирования познавательной системы МБОУ.
  • Банк дидактических материалов по творческим интересам групп.
  • Системные модули по работе с родителями.

II этап: практический – реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию – 2019-2022 гг.

  • Динамика изменения познавательного развития детей (участие учащихся в различных конкурсах в  подготовке и проведении классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч патриотической направленности; оформление историко-патриотических стендов и выставок; участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами; шефство за памятником участников войны; оформление школьных газет).
  • Методическая копилка по различным видам деятельности (проекты, исследования, пополнение музея экспонатами).
  • Пакет диагностических материалов по содержанию инновации.

III этап: аналитический (рефлексивный) - анализ итогов реализации программы – 2022 г.

  • Обобщение результатов работы по программе.
  • Коррекция затруднений в реализации программы.
  • Мониторинг изменения гражданской, патриотической социализации школьников.
  • Создание объективных, адекватных, открытых критериев оценки своей работы:

- работа школьного музея,

- количество выполненных проектов и исследовательских работ,

- участие учащихся в различных конкурсах  патриотической направленности,

- проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч.


6. Необходимые условия организации работ

  1. работа организатора с мотивацией участия учителя в научно-методическом поиске по проблеме коллективного исследования;
  2. обеспечение педагогического коллектива литературой по теме работы;
  3. понимание участниками целей совместной деятельности и конечного результата;
  4. привлечение специалистов в области патриотического воспитания и оценочной деятельности;
  5. вовлечение родителей в процесс реализации программы;
  6. ознакомление педагогов с возможными рисками и потерями при организации патриотического воспитания в школе.

Формы взаимодействия   педагогов и учащихся   в рамках программы:

Организация внеурочной деятельности  

Взаимодействие школьных общественных структур в рамках программы:

Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы

7. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

С целью контроля и обеспечения достоверности результатов программы на сайте школы на странице школьного краеведческого музея будут выставляться результаты по каждому этапу реализации программы.

Управленческий контроль администрации:

- выступления на научно-практических конференциях различного уровня;

- отчеты на заседаниях педагогического совета, методических объединений и родительских собраний;

- публикация результатов в открытой печати.

Диагностика результатов учащихся

1.Стартовая диагностика. Оценка духовно-нравственных позиций учащихся.

2.Промежуточная диагностика. Анализ результатов промежуточного тестирования.

3.Итоговая диагностика. Оценка результатов тестирования учащихся по сравнению на начало и на конец эксперимента.

Механизм оценки результатов

Количественные

  • Количество участников. В проекте будут заняты более 80% учеников школы (2 - 11 классы), 13 педагогов, 1 руководитель школьного краеведческого музея, 1 руководитель творческого объединения «Наш Кужебар, храни себя, храни», родители, общественные организации, интересующиеся темой проекта (10 человек), журналисты  школьной газеты «На школьной волне» и районной газеты «Знамя труда».
  • Количество созданных электронных коллекций экспонатов.
  • Количество  тематических уроков, подготовленных  с использованием исторического  и краеведческого музейного материала на основе новых технологий по предметам история, обществознание, литература, экономика, технология, информатика, МХК.
  • Количество работ учеников, выполненных  в рамках технологий творчества, исследования, проектирования.
  • Количество проектных идей и реализованных творческих проектов (создание  банка проектов и реализация, как  минимум,  10 творческих проектов).
  • Количество и масштабность мероприятий, акций.
  • Количество установленных контактов, установленных со школьными музеями.
  •  Количество подготовленных презентаций-выступлений, рассказывающих о встречах с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, ветеранами труда, воинами-афганцами.
  • Количество фотоальбомов,  видеосюжетов, аудиозаписей.
  • Количество проведённых виртуальных экскурсий.

Качественные

  • Оценки односельчан, педагогов, учащихся, музейщиков.
  • Отзыв главы района и главы села и других официальных лиц об экспозициях музея и проведенных акциях.

8. Перечень учебно-методических разработок и ученических исследовательских и проектных работ по теме программы

1) Пакет диагностических методик:

  • анкетирование с целью изучения характера целеполагания при организации патриотического воспитания;
  • наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания;
  • вопросы для анализа (самоанализа) реализации событийного подхода при проектировании патриотического воспитания;
  • методика мини-сочинение «Будущее страны в наших руках» и др.;
  • методика «Продолжи предложение»;
  • программа наблюдения за проявлением эмоций и чувств в связи с событиями и явлениями патриотического характера;
  • анкетирование с целью определения степени сформированности у подростков патриотического отношения к действительности;
  • тестирование сформированности патриотического отношения подростков и педагогов к действительности;
  • тест по определению степени овладения деятельностным компонентом патриотического опыта.

2) Разработки внутришкольных методических мероприятий:

  • педагогическая студия «Как превратить процедуры диагностирования качества патриотического воспитания в процесс развития подростка и саморазвития педагога?»;
  • методическое объединение классных руководителей «Является ли качество патриотического воспитания проблемой современного общества и общеобразовательной школы?» (форма проведения – дискуссия»); 
  • педагогическая студия «Как измерить качество патриотического воспитания»;
  • педсовет «Пути повышения качества патриотического воспитания в общеобразовательной школе»;
  • семинар – практикум для педагогов «Портрет современного подростка-патриота»; 
  • тренинг «Овладение педагогами оценочными методиками при проведении мониторинговых исследований качества патриотического воспитания»
  • семинар – дискуссия «Возможны ли не только приобретения, но и потери школы на пути совершенствования качества патриотического воспитании?»;
  • педагогическая студия «Качество» и «Количество» патриотического воспитания: какова взаимосвязь?». 

9. Календарный план реализации программы

Этап

План мероприятий

Сроки

Конечный продукт/результат

I этап  проектный

1. Создание и программирование работы творческой группы

март

2019г.

  1. Знание и понимание педагогами содержания модели педагогической оценки качества патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе;
  2. Уяснение педагогами сущности понятия «опыт патриотической деятельности школьника» как ключевого критерия качества патриотического воспитания. Способность выделять в патриотической воспитанности трех составляющих эмоционально-чувственного компонента, отношенческого и деятельностного.
  3. Ознакомление с диагностическим инструментарием из материалов диссертационного исследования Поповой Е.Н. по оценке сформированности личностного опыта воспитанника-патриота и умение его использовать. 
  4. Разработка и уточнение педагогами оценочных методик для воспитанников всех трех ступеней школьного образования

Использование учителями-воспитателями не только количественных показателей, но и показателей оценки процесса и результата патриотического воспитания.

2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете

апрель

2019 г.

3. Изучение научно-методической литературы

апрель май

2019г.

4. Определение  концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса

июнь

2019 г.

5. Организация работы семинара по теории и практике гражданско-патриотического воспитания

сентябрь

2019 г.

6. Проектирование модели личности выпускника

октябрь

2019 г.

7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

ноябрь

2019 г.

II  этап практический

1. Создание мониторинга развития личности

2019 –2022 г.

  1. Составление всеми классными руководителями своеобразных «портретов», картин патриотической воспитанности 
  2. реализация и внедрение модели инновационной деятельности
  3. внедрение технологии музейной педагогики в учебно-воспитательную работу;
  4. активное использование в работе фондов музеев школы;
  5. - проведение промежуточных мониторинговых исследований;
  6. анализ и обобщение данных
  7. проведение муниципальных и региональных семинаров ;
  8. обобщение опыта учителей; издание материалов по итогу обобщения опыта учителей

2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника

2019 –2022 г.

3. Ежегодное исследование эффективности программы

2019 –2022 г.

4. Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей

2019 –2022 г.

6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся

май 2019 г.

8. Организация исследовательско-проектной деятельности

2019–2022 г.

9. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел:

- экскурсии по родному селу;

-фестиваль музеев;

- краеведческая конференция;

- выставки рисунков: «Моя малая Родина»,  «Есть такая профессия – Родину защищать», «Армия и профессия военного глазами детей»; «Война глазами детей» и др.

- праздники «День музеев», «Салют, Победа»

2019–2022 г.

III этап аналитический

1. Создание банка инновационных технологий гражданско-патриотического воспитания и обучения школьников.

2020 г. –

2022 г.

  1. Знание основ проектирования программ воспитания, структуры программ, требований к ним.
  2. Знание и учет при планировании воспитания изменений в современном ребенке по сравнению с воспитанником конца 90-хгг - нач. 2000 гг.
  3. Ориентация в воспитательном стандарте в соответствии с ФГОС второго поколения, опора при составлении программ на национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, среди которых выделяется патриотизм, основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Тексты Программ патриотического воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников

2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках гражданско-патриотического воспитания

2021–2022 г.

3. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников

2022 г.

4. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы

2021 – 2022 г.

5. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания обучающихся в МБОУ Верхнекужебарская СОШ

2022 г.

10. Предложения по распространению и внедрению результатов программы в массовую практику

Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, а также как модель воспитательной работы одного общеобразовательного учреждения.

Наработанные  результаты могут транслироваться разными способами:

а) через проведение обучающих семинаров районного и регионального масштабов на базе ОУ;

б) отдельные публикации школы в педагогических изданиях региона;

в) выступления администрации школы на конференциях районного и краевого масштаба с сообщениями о ходе и результатах реализации программы и её вкладе в реализацию Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность,  Конституция государства и т.д. Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений: Александра Невского, Д. Пожарского, К. Минина, А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.

На занятиях детского объединения  «Наш Кужебар, храни себя, храни!» учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым.

Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников

В статье раскрывается система работы по организации исследовательской деятельности младших школьников....

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников через организацию исследовательской деятельности

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.  Статья освещает органи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Организация   исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...

Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"

В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...

Пути развития исследовательских умений и навыков младших школьников

Учебно-методическое пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, психологам, учащимся, организующим и занимающимся учебно-исследовательской работой....

Программа развития школьного краеведческого музея «Память о прошлом – залог будущего»

Программа  развития школьного краеведческого музея«Память о прошлом – залог будущего»...