Программа инновационной площадки по проблеме «Развитие исследовательских и проектных навыков школьников, через работу школьного краеведческого музея»
проект
Сегодня школьный музей в образовательном пространстве становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»
Программа
инновационной площадки по проблеме
«Развитие исследовательских и проектных навыков школьников, через работу школьного краеведческого музея»
Автор программы:
Селина Е. В. – учитель начальных классов и технологии,
педагог дополнительного образования
с. Верхний Кужебар
Каратузского района
Красноярского края
2019 год
1. Пояснительная записка
Наше село одно из красивейших сёл района, которое живёт воспоминаниями о бурной жизни наших предков вплоть до конца прошлого века. В наших силах сохранить память об истории, архитектуре села, сделать так, чтобы ученики узнали как можно больше об истории того места, где они родились, живут и учатся сейчас.
Для развития школьного музея в современном информационном пространстве необходимо внедрение в его работу ИКТ. Не потому, что это модно, престижно или положено, а потому что нельзя оставаться на месте, когда все вокруг движется вперед. Чтобы быть востребованным сегодня, музей должен быть мобильным, а музейная работа интересной и разнообразной.
Ещё живы те, кто знает местные народные песни, традиции, обряды, обычаи села. Современная компьютерная техника позволит записать их голоса и воспоминания вживую, тем самым сохранить не только историю, но и образы тех, кто является её составляющей. Это в свою очередь позволит более детально сохранить обычаи села.
Сегодня школьный музей в образовательном пространстве становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения.
Однако сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, как правило, к знаменательным датам в истории страны.
Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музея с учебно-воспитательным процессом в школе, успешной реализацией межпредметных связей (история, основы религиозной культуры и светской этики, литература, иностранный язык, технология и т.д.).
В школе проводится большая работа по использованию музейных материалов, экспонатов и архивов в ученических докладах, сочинениях, проектах и общешкольных мероприятиях, в исследовательских работах.
Программа гражданско-патриотического воспитания как основа становления и развития личности школьников в условиях совершенствования учебно-воспитательной системы школы ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России.
В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.,
Закон РФ «Об образовании» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине. В «Концепции модернизации Российского образования» сказано, что важнейшими задачами школы является гражданское, патриотическое, нравственное воспитание с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения.
30 декабря 2015 года утверждена государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы". Она включает комплекс мероприятий по развитию и совершенствованию системы такого воспитания. Цель государственной программы «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».
Известно, что гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим в нашей школе и разработана программа гражданско-патриотического воспитания через исследовательскую и проектную деятельность школьников, ставшая платформой для инновационной площадки, рассчитанной на 4 года.
Тема программы была выбрана нами по нескольким причинам:
• во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, её огромным значением для нашего общества и государства;
• во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;
• в-третьих, ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развитием у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.
Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Гражданско-патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растём, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.
И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
• помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, село, регион, страну, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
• вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Организация работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через работу школьного краеведческого музея. Ценность вышеуказанной работы заключается в том, что в её рамках разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля.
2. Организационные обоснования реализуемой программы
2.1. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Проектно-исследовательская деятельность – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Программа «Развитие исследовательских и проектных навыков школьников, через работу школьного краеведческого музея» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 гг..».
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.
.
2.2. Целеполагание инновационного проекта
Цель: создание условий для воспитания гражданина России ориентированного на «портрет выпускника основной школы» (согласно ФГОС начального и основного общего образования) с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения путем включения в исследовательскую и проектную деятельность школьного музея.
Задачи программы:
- развитие творческих и организаторских способностей;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики;
- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности;
- обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов;
- утверждение в сознании школьников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
- усиление роли семьи в патриотическом воспитании детей;
- повышение качества образования и патриотического воспитания в школе через формирование проектно-исследовательских умений и навыков участников образовательного процесса.
Гипотеза основывается на том, что эффективное формирование у детей основ культурно – исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса;
- использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье, к своему родному дому;
- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение.
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;
- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учётом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-творческой деятельности.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- продолжать начатое ранее гражданское, нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
Основные этапы инновационной деятельности
I этап: диагностико-проектный – подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания - 2019 г.
II этап: практический – реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию – 2019-2022 гг.
III этап: аналитический (рефлексивный) – анализ итогов реализации программы – 2022 г.
4. Содержание и методы деятельности
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно-исследовательской деятельности.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения.
Первый этап – изучение степени готовности учителей к оценке качества патриотического воспитания; работа с воспитательным стандартом в соответствии с ФГОС общего образования второго поколения: национальным воспитательным идеалом, базовыми национальными ценностями, среди которых выделяется патриотизм, основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ознакомление учителей с оценочной моделью, с содержанием понятий «личностный опыт подростка-патриота», «опыт патриотической деятельности школьника» и выделение в них трёх составляющих: эмоционально-чувственного компонента, отношенческого и деятельностного. Ознакомление с диагностическим инструментарием в педагогической литературе по оценке сформированности личностного опыта воспитанника-патриота в педагогической литературе и методических разработках. Разработка алгоритма действий, уточнение, коррекция диагностических методик применительно к учащимся разных возрастов.
Второй этап – проведение диагностических исследований во всех классах. Ознакомление педагогов с «портретом» подростка-патриота. Составление всеми классными руководителями своеобразных «портретов», картин патриотической воспитанности учащихся всех возрастных групп. Разработка методических рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. Расширение и укрепление связей и отношений с учреждениями дополнительного образования детей и культуры. Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. Проведение мониторинга реализации программы. Участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию на различных уровнях. Пополнение новыми методическими разработками «Копилки воспитательных мероприятий». Привлечь учащихся к поисковой, литературной, оформительской работе через выполнение исследовательских и проектных работ.
Третий этап – обобщение результатов работы учреждения. Коррекция затруднений в реализации программы. Подготовка текстов Программ патриотического воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников. Мониторинг изменения гражданской, патриотической социализации школьников. Создание объективных, адекватных, открытых критериев оценки своей работы.
Программа включает в себя следующие основные направления работы:
1. Направление «Я и моя семья»
Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительские лектории, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
2. Направление «Я и моё село»
Цель: воспитание у учащихся любви к селу, в котором они живут, как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного села;
2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин России»;
3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного села.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы, устные журналы, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Я и мой Каратузский район» и «Я и мой Красноярский край»
Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Каратузского района, её прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою малую Родину, народных героев;
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
4. Совершенствование системы воспитательной работы в школе.
Формы: тематические беседы; предметные недели; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами; конкурсы; посещение музеев; праздники, посвященные памятным датам.
4. Направление « Я – гражданин России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы; коллективные творческие дела; конкурсы, викторины по гражданско-патриотической тематике; устные журналы; встречи с интересными людьми; акции, диспуты.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики;
- систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий;
- участие в тематических конкурсах, выставках;
- работу детского объединения;
- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Формы внеурочной деятельности:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по гражданско-патриотической тематике;
- конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
- празднование Дня воинской славы;
- волонтёрское движение;
- уроки мужества;
- литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;
- участие в работе школьного краеведческого музея;
- предметные недели;
- месячник по военно-патриотическому воспитанию;
- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
- физкультурно-оздоровительные соревнования;
- поисковые операции.
Педагогические технологии:
- Проектно-исследовательская деятельность
- Коллективно-творческое дело
- Деятельностный подход в воспитании
- Педагогика сотрудничества
- Технология проблемного обучения
Методы исследования:
теоретические: сравнительный, ретроспективный анализ, обобщение, анализ литературы;
эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта, диагностика (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, ранжирование и др.), опытно–экспериментальная работа;
математические: статистическая обработка данных.
5. Прогнозируемые результаты по каждому этапу
Основная идея программы состоит в необходимости повышения качества системы патриотического воспитания в школе, а также в связи с этим в повышении профессиональной компетентности школьного учителя в этой сфере деятельности.
Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
Эффективность программы оценивается в результате ежеквартального и итогового мониторинга её реализации (качества услуги организации учебной деятельности, количества учащихся, охваченных дополнительным образованием, качества школьного дополнительного образования, количества правонарушений совершенных подростками учащихся, количества родителей, привлеченных к совместной деятельности со школой и др.):
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Этапы реализации программы | Прогнозируемые результаты |
I этап: диагностико-проектный - подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания – 2019 г. |
|
II этап: практический – реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию – 2019-2022 гг. |
|
III этап: аналитический (рефлексивный) - анализ итогов реализации программы – 2022 г. |
- работа школьного музея, - количество выполненных проектов и исследовательских работ, - участие учащихся в различных конкурсах патриотической направленности, - проведение классных часов, праздников, тематических вечеров, акций, встреч. |
6. Необходимые условия организации работ
- работа организатора с мотивацией участия учителя в научно-методическом поиске по проблеме коллективного исследования;
- обеспечение педагогического коллектива литературой по теме работы;
- понимание участниками целей совместной деятельности и конечного результата;
- привлечение специалистов в области патриотического воспитания и оценочной деятельности;
- вовлечение родителей в процесс реализации программы;
- ознакомление педагогов с возможными рисками и потерями при организации патриотического воспитания в школе.
Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы:
Организация внеурочной деятельности
Взаимодействие школьных общественных структур в рамках программы:
Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы
7. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
С целью контроля и обеспечения достоверности результатов программы на сайте школы на странице школьного краеведческого музея будут выставляться результаты по каждому этапу реализации программы.
Управленческий контроль администрации:
- выступления на научно-практических конференциях различного уровня;
- отчеты на заседаниях педагогического совета, методических объединений и родительских собраний;
- публикация результатов в открытой печати.
Диагностика результатов учащихся
1.Стартовая диагностика. Оценка духовно-нравственных позиций учащихся.
2.Промежуточная диагностика. Анализ результатов промежуточного тестирования.
3.Итоговая диагностика. Оценка результатов тестирования учащихся по сравнению на начало и на конец эксперимента.
Механизм оценки результатов
Количественные
- Количество участников. В проекте будут заняты более 80% учеников школы (2 - 11 классы), 13 педагогов, 1 руководитель школьного краеведческого музея, 1 руководитель творческого объединения «Наш Кужебар, храни себя, храни», родители, общественные организации, интересующиеся темой проекта (10 человек), журналисты школьной газеты «На школьной волне» и районной газеты «Знамя труда».
- Количество созданных электронных коллекций экспонатов.
- Количество тематических уроков, подготовленных с использованием исторического и краеведческого музейного материала на основе новых технологий по предметам история, обществознание, литература, экономика, технология, информатика, МХК.
- Количество работ учеников, выполненных в рамках технологий творчества, исследования, проектирования.
- Количество проектных идей и реализованных творческих проектов (создание банка проектов и реализация, как минимум, 10 творческих проектов).
- Количество и масштабность мероприятий, акций.
- Количество установленных контактов, установленных со школьными музеями.
- Количество подготовленных презентаций-выступлений, рассказывающих о встречах с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, ветеранами труда, воинами-афганцами.
- Количество фотоальбомов, видеосюжетов, аудиозаписей.
- Количество проведённых виртуальных экскурсий.
Качественные
- Оценки односельчан, педагогов, учащихся, музейщиков.
- Отзыв главы района и главы села и других официальных лиц об экспозициях музея и проведенных акциях.
8. Перечень учебно-методических разработок и ученических исследовательских и проектных работ по теме программы
1) Пакет диагностических методик:
- анкетирование с целью изучения характера целеполагания при организации патриотического воспитания;
- наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания;
- вопросы для анализа (самоанализа) реализации событийного подхода при проектировании патриотического воспитания;
- методика мини-сочинение «Будущее страны в наших руках» и др.;
- методика «Продолжи предложение»;
- программа наблюдения за проявлением эмоций и чувств в связи с событиями и явлениями патриотического характера;
- анкетирование с целью определения степени сформированности у подростков патриотического отношения к действительности;
- тестирование сформированности патриотического отношения подростков и педагогов к действительности;
- тест по определению степени овладения деятельностным компонентом патриотического опыта.
2) Разработки внутришкольных методических мероприятий:
- педагогическая студия «Как превратить процедуры диагностирования качества патриотического воспитания в процесс развития подростка и саморазвития педагога?»;
- методическое объединение классных руководителей «Является ли качество патриотического воспитания проблемой современного общества и общеобразовательной школы?» (форма проведения – дискуссия»);
- педагогическая студия «Как измерить качество патриотического воспитания»;
- педсовет «Пути повышения качества патриотического воспитания в общеобразовательной школе»;
- семинар – практикум для педагогов «Портрет современного подростка-патриота»;
- тренинг «Овладение педагогами оценочными методиками при проведении мониторинговых исследований качества патриотического воспитания»;
- семинар – дискуссия «Возможны ли не только приобретения, но и потери школы на пути совершенствования качества патриотического воспитании?»;
- педагогическая студия «Качество» и «Количество» патриотического воспитания: какова взаимосвязь?».
9. Календарный план реализации программы
Этап | План мероприятий | Сроки | Конечный продукт/результат |
I этап проектный | 1. Создание и программирование работы творческой группы | март 2019г. |
Использование учителями-воспитателями не только количественных показателей, но и показателей оценки процесса и результата патриотического воспитания. |
2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете | апрель 2019 г. | ||
3. Изучение научно-методической литературы | апрель май 2019г. | ||
4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса | июнь 2019 г. | ||
5. Организация работы семинара по теории и практике гражданско-патриотического воспитания | сентябрь 2019 г. | ||
6. Проектирование модели личности выпускника | октябрь 2019 г. | ||
7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы» | ноябрь 2019 г. | ||
II этап практический | 1. Создание мониторинга развития личности | 2019 –2022 г. |
|
2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника | 2019 –2022 г. | ||
3. Ежегодное исследование эффективности программы | 2019 –2022 г. | ||
4. Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей | 2019 –2022 г. | ||
6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся | май 2019 г. | ||
8. Организация исследовательско-проектной деятельности | 2019–2022 г. | ||
9. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел: - экскурсии по родному селу; -фестиваль музеев; - краеведческая конференция; - выставки рисунков: «Моя малая Родина», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Армия и профессия военного глазами детей»; «Война глазами детей» и др. - праздники «День музеев», «Салют, Победа» | 2019–2022 г. | ||
III этап аналитический | 1. Создание банка инновационных технологий гражданско-патриотического воспитания и обучения школьников. | 2020 г. – 2022 г. |
Тексты Программ патриотического воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников |
2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках гражданско-патриотического воспитания | 2021–2022 г. | ||
3. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников | 2022 г. | ||
4. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы | 2021 – 2022 г. | ||
5. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания обучающихся в МБОУ Верхнекужебарская СОШ | 2022 г. |
10. Предложения по распространению и внедрению результатов программы в массовую практику
Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, а также как модель воспитательной работы одного общеобразовательного учреждения.
Наработанные результаты могут транслироваться разными способами:
а) через проведение обучающих семинаров районного и регионального масштабов на базе ОУ;
б) отдельные публикации школы в педагогических изданиях региона;
в) выступления администрации школы на конференциях районного и краевого масштаба с сообщениями о ходе и результатах реализации программы и её вкладе в реализацию Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д. Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений: Александра Невского, Д. Пожарского, К. Минина, А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
На занятиях детского объединения «Наш Кужебар, храни себя, храни!» учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым.
Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников
В статье раскрывается система работы по организации исследовательской деятельности младших школьников....
Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...
Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников через организацию исследовательской деятельности
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Статья освещает органи...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...
Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"
В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...
Пути развития исследовательских умений и навыков младших школьников
Учебно-методическое пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, психологам, учащимся, организующим и занимающимся учебно-исследовательской работой....
Программа развития школьного краеведческого музея «Память о прошлом – залог будущего»
Программа развития школьного краеведческого музея«Память о прошлом – залог будущего»...