Урок окружающего мира на материалешкольного краеведческого музея "Горшечных дел мастера земли Большекарайской"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок знакомит обучающихся с историей гончарного промысла в родном селе, развивает интерес к народному творчеству, воспитывает уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorshechnykh_del_mastera_zemli_bolshekarayskoy.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Цель: познакомить обучающихся с историей гончарного промысла в родном селе;
Развивать интерес к народному творчеству;
Воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой народ
1 Организационный момент
Ребята, у нас сегодня на уроке гости! Давайте пригласим их совершить вместе с нами небольшое путешествие в прошлое нашего села. И узнаем каким было наше село в то далекое от нас время. Какие люди здесь жили и чем они занимались.
Летом 2012 года наше село отмечало свое рождение.
Сколько лет нашему селу?
Да нашему селу уже 400 лет. А тогда это было дикое поле заросшее ковылем. (СЛАЙД №2)
Там на высоком берегу,
Где две реки слились в одну
Четыре сотни лет назад
Большекарайское село свое начало здесь взяло.
А может кто-то из вас знает, кто же первым, 400 лет тому назад прибыл сюда обживать наши земли? (Ответы детей) (СЛАЙД №3)
В то место, где река Карай
да с седым Хопром сливает волны
Обживать доселе дикий край
Прибыл атаман Григорий Черный.
С ним еще десяток казаков,
Место видно, чем-то приглянулось
И вот так из глубины веков
Нить истории села и потянулось.
Это было в 1612 году. Кого только не видела наша земля. Сам
разбойник Кудеяр говорят промышлял здесь разбоем и крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева коснулась нашего края. Но село наше продолжало жить. Вот так примерно выглядели дома, церковь в селе.
(СЛАЙДЫ № 4-5)
Шло время. Прошел век 18 с его событиями. Наступил 19 век. Население нашего села росло. И уже в середине 19 века в нашем селе было много жителей и домовладений. Вот что об этом говорится в исторической справке (СЛАЙД №6)
С ростом населения в селе развиваются ремесла Слайд зачитать
28 горшечников было в нашем селе к концу 19 века. (СЛАЙД № 7)
А кто такие горшечники мы с вами узнаем сегодня на уроке.
( СЛАЙД № 8)
Горшечник, горшеня, скудельник—Кого называли так на Руси?
(СЛАЙД №9)
Ребята, отгадайте загадку
Изготовлю вам из глины
Миску, крынку и горшок
У меня отличный дар
Ремесло мое……
Горшечник, горшеня, скудельник – это все синонимы к слову гончар.
Так гончаров в старину называли в разных уголках России.
Много природных богатств находятся в недрах Земли. Давно человек научился их добывать и применять в своей жизни. А богатства эти зовутся полезными ископаемыми. Есть полезные ископаемые находятся глубоко в земле и что бы их добыть нужен труд многих людей и соответсвенно много денег. Это нефть, газ, золото, алмазы.
А есть такие ископаемые, которые лежат на поверхности земли, но посвоей значимости ни сколько не уступают золоту, алмазам. И они есть и у нас в селе и благодаря им у нас стало развиваться гончарное дело. Что же это за природные богатства лежат у нас с вами в прямом смысле под ногами?
Да это песок и глина. (СЛАЙД№ 10)
У нас есть глина, которая применяется в строительстве, а есть особенная, та которая используется в гончарном деле
(Показать виды глины) И её в то время было много и её добывали в оврагах, которые тянулись к реке Хопер. Глина была очень хорошего качества. Поэтому гончарные изделия Большекарайских мастеров пользовались неплохим спросом в соседних губерниях и в Донской области. И поэтому на очередном губернском Земском собрании было решено организовать в селе учебную гончарную мастерскую.
Гончары стали образовывать хозяйства. В селе было где-то образовано 22 хозяйства по изготовлению гончарной продукции. Наши гончары в большей части, изготовляли молочные крынки, кубаны, горшки, корчаги, миски, кувшины для воды, дымовые трубы.
(СЛАЙДЫ №11-13)
Физминутка.
Но были кустари-одиночки, которые имели свои гончарные мастерские при доме, делали горшки и продавали их на ярмарках.
Труд гончара был тяжелым. Работали они по10-12 часов, в жарко натопленном помещении, которое никогда не проветривалось, дышали насыщенными водяными парами, продуктами пережигания свинца и запахом дегтя.
(СЛАЙД№ 14)
Для изготовления горшков гончару нужен был гончарный круг
Вот гончар, тоски не зная
Круг вращает он один
И из рук его волшебных
выплывает вдруг кувшин.
А для обжигагошков нужна была специальная печь. Печь эта называлась – Горном (В Карае называли ГОРНО).
СЛАЙД№ 15) Подоров Д рассказывает о горне.
Весной мы с вами обязательно сходим на те места, где были эти печи.До сих пор ямы от них сохранились в некоторых местах.
Жили наши горшечники очень давно, их уже нет в живых, но есть ёще в селе бабушки, которые поведали нам о тайнах гончарного мастерства.
Живут в нашем селе две сестры Кузнецова Полина Николаевна и Попова Мария Николаевна. Они старейшие жители села. Вот они то рассказали нам о своих братьях-гончарах. Гончары Кузнецовы были известными людьми в селе.
(СЛАЙД№ 16)
Давайте послушаем их воспоминания. Воспоминания Полины Николаевны нам расскажет Ваня Попов. И это не случайно. Ваня, а ты не знаешь почему именно ты? Дело в том, что один из братьев Николай Николаевич Кузнецов является тебе Ванюша прадедом по материнской линии. Он дедушка твоей мамы. Жаль только фотографии Ник. Ник. не сохранилось у родственников. А вот фотография Ивана Николаевича есть
(СЛАЙД№17)
(Дети рассказывают воспоминания.)
К великому сожалению гончарный промысел в нашем селе утерян. В живых не осталось тех мастеров, которые постигали свое ремесло от своих дедов и прадедов.
Давайте вспомним имена тех мастеров, которых нам удалось пока восстановить. Эту работу мы продолжим обязательно, тк историю своего края должен знать каждый.
(СЛАЙДЫ №18 – 20)
Ребята, урок наш закончен. Скажите, когда вы придете домой, что же вы расскажите своим родителям о гончарном ремесле, о людях которые им занимались?
РЕФЛЕКСИЯ.
Муниципальное образовательное учреждение Большекарайская средняя общеобразовательная школа села Большой Карай Романовского района Саратовской области
Областной конкурс методических пособий и разработок
«Растим патриотов России»
Номинация : «Методические материалы по организации музейной работы в школе»
Урок окружающего мира в 3 классе
ТЕМА:
«Горшечных дел мастера земл Большекарайской»
Подготовила учитель начальных классов
I квалификационной категории Попова Л. Н.
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Космические тела. Планета Земля" (урок - исследование)
Урок - исследование по окружающему миру....
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема "Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес"
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема "Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животные жарких районов". Программа "Школа Росии", 1 класс. Учебник А.А. Плешакова «Окружающий ...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Кладовые земли"
Урок-исследование, на котором дети знакомятся с полезными ископаемыми и их значением для человека...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Океаны Земли" (УМК "Гармония")
Данный урок плановый, тип урока - открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Была осуществлена мотивация на получ...
Презентация ""Красная книга" к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Сокровища Земли под охраной человечества"
В презентации рассказывается об истории создания Красной книги, приводятся примеры животных, занесенных в Международную Красную книгу и Красную книгу России, объясняются причины исчезновения некоторых...
Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле"
Материал представляет собой разработку урока по окружающему мира. Предназначен для 4 класса начальной школы. Программа "Школа России". Содержит "открытие" знаний, групповую исследо...
Урок окружающего мира "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов"
Урок окружающего мира с элементами исследования по УМК "Гармония"...