Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

    Кудряшова Анна Михайловна

    Урок окружающего мира с элементами исследования по УМК "Гармония"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира во 2 классе на тему

    «Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов»

    с применением технологии коллективное мыследеятельности

    и элементами исследования

    Тип урока: открытия нового знания.

    Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и в жизни человека на основе исследовательской деятельности; подвести детей к выявлению  причин  загрязнения водоёмов; подвести к осознанию соблюдения  мер по охране водоёмов от загрязнения и экономному расходу воды.

    Планируемый результат: осознать значение воды в природе и в жизни человека; выяснить причины загрязнения водоёмов; соблюдать меры по охране водоёмов от загрязнения и  экономно расходовать воду.

    Задачи урока:

    - расширить представления учащихся о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;

    -формировать ценностное отношение к воде как к необходимому фактору жизни на Земле;

    - формировать умение общаться, сотрудничать;

    - способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся;

    - развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    - планировать в сотрудничестве с учителем или в парах свои действия;

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - контролировать результаты своей деятельности.

    Познавательные универсальные учебные действия:

    -находить в тексте необходимые сведения, использовать их для решения учебно-познавательных задач;

    - строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    - осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    - вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль.

    Методы: рассказ с элементами исследования, беседы, наглядные, практические.

    Формы: групповые

    Оборудование: компьютер, телевизор, компьютерная презентация по теме урока, стаканы с водой, активированный уголь, сахар, соль, бумажные капельки воды, памятки.

    Этап урока, его цели

    Содержание учебного процесса

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1

    Самоопределение к деятельности

    (Организационный момент)

    Цель:

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    - Здравствуйте, ребята!

    Я рада видеть каждого из вас. Посмотрите, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся (разворачиваются и здороваются кивком головы).

    -А теперь давайте настроимся на работу: (произносят хором)

    Мы — умные!

    Мы — дружные!

    Мы — внимательные!

    Мы — старательные!

    Мы отлично учимся!

    У нас все получится!

    - Тихонечко садитесь

    Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру

    Мотивирует учащихся на работу.

    Приветствуют учителя и гостей, произносят стихотворение хором

     

    Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

    Регулятивные:

    Нацеливание на успешную деятельность.

    2.

    Актуализация знаний.

    Цель:

    А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

    Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

    - Сегодня на уроке вас ждет много открытий, хотя говорить мы будем о том, что вам хорошо знакомо.

    - В коробке у меня что-то находится. А что, вы сможете узнать, отгадав загадку:

    Много ее — беда!

    Мало ее — беда!

    Нужна нам всегда

    Больше, чем еда!

     - Правильно, это вода.

    - Ребята, а когда случается беда,от избытка воды?

    - А почему беда, если воды мало?

    - Почему вода важнее, чем еда?

    Загадывает загадку, подводит к теме предстоящего урока.

    Достает стакан с чистой водой.

    Отгадывают загадку.

    - (вода)

    - Воды много бывает при наводнении.

    - Воды мало бывает при засухе.

    - Вода важнее, чем еда, потому что без воды нет жизни на Земле.

    Регулятивные:

    Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

    Познавательные:

    Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

    Коммуникативные:

    Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

    3.

    Постановка учебной задачи.

    Цель:

    А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

    Б) Согласовать цель и тему урока.

    - А теперь скажите, о чем мы будем говорить сегодня, сформулируйте тему урока.

    -Что же такое вода?

    Многим кажется, что они хорошо знают воду.  Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река.

    Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого. Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.

    Выдвигает проблему.  Организует формулирование темы урока учащимися.

    Уточняет понимание учащимися поставленной темы и

    целей урока.

    Высказывают предположения. Формулируют тему урока (О воде, о ее значении для всего окружающего)

    Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

    Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

    Регулятивные:

    Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

    4.

    Организация исследовательской работы.

    Цель:

    Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды

    - В нашей научной лаборатории работают 3 группы ученых-исследователей. У каждой группы есть стакан с водой. Результат исследования необходимо приклеить на капельку воды.

    - 1 группа исследователей выяснит, что же такое вода и какого она цвета.

    - 2 группа исследователей выяснит, имеет ли вода вкус и запах.

    -3 группа исследователей выяснит, является ли вода растворителем.

    - Какие же выводы получились у каждой группы?

    (капельки воды с выводами приклеить на доску)

    Организует практическую  работу, обеспечивает контроль   за выполнением задания.

    Организует проверку задания.

    Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой.

    Формулируют выводы наблюдений,

    приклеивают  выводы на капельку воды.

    Личностные:

    Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

    Регулятивные:

    Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

    Коммуникативные:

    Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

    5.

    Проверка домашнего задания

    Цель:

    Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.

    - Молодцы, ребята. Переходим к следующему исследованию.

    - В начале урока мы сказали, что вода имеет большое значение для всего живого на Земле.

    - 1 группа исследовала значение воды для человека

    - 2 группа исследовала значение воды для растений

    - 3 группа исследовала значение воды для животных.

    - К каким же выводам пришла каждая группа?

    Организует беседу, помогает сделать вывод.

    Рассказывают о своей работе, делают выводы.

    Познавательные:

    Классифицировать объекты.

    Коммуникативные:

    Проявлять активность в коллективной деятельности.

    6.

    Физкультминутка.

    Цель:

    Дать детям возможность расслабиться и подготовится к следующему исследованию

    - Наши исследователи устали, предлагаю сесть поудобнее, закрыть глаза и очутиться на море. Воздух здесь свежий, морской, приятный. Где-то неподалеку слышны переливы воды. Вода то тише, то громче бьется о берег. Почувствуйте, как у вас появляются силы, бодрость, улучшается настроение. Сейчас глубоко вдохните морской воздух и  откройте глаза.

    Включает звук моря.

    Готовится к следующему исследованию (в стакан с водой добавить активированный уголь, тихонько перемешать).

    .

    Слушают звук моря.

    Регулятивные:

    Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные:

    Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

    Личностные:

    Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

    Коммуникативные:

    Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

    7.

    Беседа «Загрязнение водоемов».

    Цель:

    Показать влияние загрязнения водоемов на все живое

    - Посмотрите, пока мы с вами наслаждались звуками моря, с нашей водой что-то случилось.

    - Что можем сказать о ней?

    - А как вы думаете, от чего загрязняется вода?

    - Как эта грязная вода влияет на все живое на Земле?

    - Что же надо делать, чтобы не загрязнять воду?

    Организует беседу, помогает сделать вывод.

    Отвечают на вопрос,  высказывают свое мнение.

    Уточняют свои знания по данному вопросу.

    Регулятивные:

    Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

    Познавательные:

    Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      

    Коммуникативные:

    Оформлять мысли в устной форме.

    8

    Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

    Цель:

    А) Зафиксировать новое содержание урока.

    Б) Оценить результаты учебной деятельности.

    - Наш урок подходит к концу.

    - Что нового мы сегодня узнали на уроке?

    - У вас на столах капельки воды. Выберите одну из них:

    Голубая — на уроке вам было легко, вы много узнали и многому научились, это капелька из летнего дождика.

    Желтая — на уроке вы узнали много интересного, но по каким-то причинам вам было скучно, это капелька из весеннего дождика.

    Фиолетовая — на уроке вам было совсем неинтересно, ничего нового вы не узнали, это капелька из осеннего дождика.

    - Теперь давайте наши капельки повесим на доску и посмотрим, какой дождик у нас получился.

    - Сегодня вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

    Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

    Организует фиксирование содержания.

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

    Организует рефлексию.

    Подводят итог урока, делают вывод.

    Делают самооценку своей деятельности на уроке.

    Личностные:

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

    Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

    Регулятивные:

    Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

    Познавательные:

    Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

    Коммуникативные:

    Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""

    Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...

    Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"

    Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...

    Значение воды для всего живого на Земле

    технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по УМК Гармония...

    Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов." 2 класс, УМК "Гармония"

    Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов", 2 еласс, УМК "Гармония"....

    Конспект урока окружающий мир во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле"

    В данном уроке показан элемент исследовательской работы на уроке окружающего мира. Работа детей в "экспериментальной лаборатории" по очистке естественных и искусственных загрязнителей....

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле"

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле" Конспект урока предусматривает использование презентации для SMART доски. Скачать ее можно перейдя по ссылке htt...

    Урок окружающего мира по теме: Значение воды для всего живого на земле. Загрязнение водоемов. 2 класс, Гармония

    Цель: формировать представление о значении воды для  человека и других живых существ, об экологических проблемах на водоёмах....