Главные вкладки

    Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов." 2 класс, УМК "Гармония"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Урок по окружающему миру "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов", 2 еласс, УМК "Гармония".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_uroka.docx39.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов.

    Цели урока:

    1. Образовательная: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ; о разнообразии источников питьевой воды; формировать знание правил экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах;

    2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к питьевой воде, желание сохранять красоту и чистоту местных водоёмов, формировать коммуникативные качества, культуру общения.

    3. Развивающая: развивать умение  вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать материал.    

               

    Планируемые результаты

    Предметные:

    -Знать смысл понятий: питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды

    -Находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

    - Участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности).

    Личностные:

    - Давать нравственную оценку отношению людей к природе.

    Метапредметные:

     Регулятивные УУД: 

    -Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.  

    -Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

    Коммуникативные УУД: 

    – Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

    – Аргументировать своё мнение.  

    Познавательные УУД:

    -Осознавать учебно-познавательную задачу;

    -Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради;

    -Наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, таблицы;

    Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть. (Авторы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина); рабочая тетрадь «Окружающий мир»  2 класс 2 часть, чёрный ящик,  сосуды с чистой и грязной водой, текст сказки Н.А. Рыжова «Жила была река», таблица к тексту сказки.

    План урока

    Этап урока
    Применяемые методы и приемы работы
    Формы организации учебной деятельности

    1.Организационный этап.-1 мин

    Эмоциональный настрой Распределение на группы

    2.Мотивационный этап

    2.1.Актуализация знаний. (3 мин.)

    Проблемный диалог (фронтально со всем классом)

    Приём «Удивляй!»

    Фронтальная работа

    Работа в группах

    2.2.Постановка цели и задач урока. (3 мин.)

    Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Ведение проблемного диалога

     Приём «Мозговая атака»

    Индивидуальные и групповые формы работы

    3.Операционный этап

    3.1.Первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовое) (3 мин.)

    в

    Учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, с. 50–51.

    Фронтальная работа.

    3.2.Первичное закрепление

    в изменённой ситуации (конструктивное)

    (8 мин.)

    Рабочая тетрадь стр.26 №46

    Приём «Особое задание»

    Фронтальная работа, индивидуальная работа

    3.3.Творческое добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    (7 мин.)

    Работа с дополнительной информацией, составление таблицы

    Работа в группах

    3.4.Творческое применение знаний в новой ситуации (12 мин.)

    Учебник стр.52 (работа с иллюстрациями), задание №2

    (составление плаката-памятки)

    Групповая работа.

    Работа в паре

    3.5.Включение в систему знаний и повторение (3 мин.)

    Учебник стр.52

    Фронтальная работа

    Работа в группах

    4.Регулирующий этап

    Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)

    Приём «Лестница успеха»

    Индивидуальные и фронтальные  формы работы.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.)

    Дифференцированное домашнее задание

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Теоретическое обоснование

    1.Организационный этап.

    -Сегодня на уроке вас ждёт много открытий, хотя говорить мы будем с вами о том, что вам очень хорошо знакомо. 

    –Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Распределение на группы

    (4 группы)

    -Вспомните правила работы в группах.

    Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

    Озвучивают правила работы в группе.

    2.Мотивационный этап

    2.1.Актуализация знаний.

    (На столе чёрный ящик)

    -Отгадайте, что находится у меня в чёрном ящике.

    Много её – беда!

    Мало её – беда!

    Нужна нам всегда

    Больше, чем еда.

    –Что это? (Вода)

    (Из чёрного ящика достаются сосуд с водой ) 

    Учитель ведёт проблемный диалог 

    -Когда плохо, если воды много?

    -Когда плохо, если воды мало?

    -Что значит вода для живых существ?

    -Почему?

    -Какое время человек может прожить без воды?

    Приём «Удивляй!»

    -Без воды могут прожить: человек – 3 дня, верблюд – 8 дней; взрослый человек должен потреблять в сутки не меньше 2 литров воды. Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды. Но, когда  её нет, он научился добывать «воду» из своих жировых запасов.

    -Может ли прожить без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика?

    Высказывания, ответы на вопросы (фронтальная работа)

    Высказывания, ответы на вопросы в группах. (Отвечает один человек от группы (спикер). О готовности к ответу спикер сигнализирует поднятой рукой)

     (Предполагается, что дети не смогут дать точный ответ)

    Высказывают свою точку зрения

    Познавательные УУД (выдвижение гипотез, их обоснование)

    Коммуникативные УУД

    (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)

    2.2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Ведение проблемного диалога 

    -Много ли на Земле воды?

    -Много ли на Земле пресной воды?

    -Какая вода нужна человеку, животным, растениям?

    -Конечно, пресная.

    -Сформулируйте тему нашего урока.

    (на доске открывается тема урока «Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов».)

    Приём «Мозговая атака»

    - Подумайте и запишите всё, что вы знаете или думаете, что знаете, по данной теме?

     -А можем ли из названия темы сказать, что мы узнаем на уроке?

    -Обсудите это в группах, а потом каждая группа выскажет своё мнение. 

     -Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

    -Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?

    Фронтальная работа

    -Но, к сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с соленой. (Всего 3%)

    Формулируют тему урока

    Обсуждают в группах, анализируют, высказывают свои мнения.

    -Ответы можно найти в учебнике, в справочниках и энциклопедиях, интернете, от учителя

    Регулятивные УУД (формулирование темы и цели урока) 

    Познавательные УУД

    (постановка учебной задачи)

    3.Операционный этап

    3.1.Первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в

    -А теперь  узнаем, как ответил один школьник на вопрос, для чего нужна вода человеку, прочитав его стихотворение (с. 50–51).

    -Совпал ли его ответ с вашими?

    Фронтальная работа.

    Анализируют текст, отвечают на вопросы.

    Регулятивные УУД

    (сохранение учебной задачи)

    3.2Первичное закрепление

    в изменённой ситуации (конструктивные)

    - Скажите, зачем беречь воду, ведь её столько много?

    -Из каких источников люди берут питьевую воду?

     -Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив задание в рабочей тетради стр.26 №46

     (Из чёрного ящика достаю второй сосуд с загрязнённой водой)

    - Что у меня во втором сосуде?

    -Почему она стала такой?

    -Можно ли использовать такую воду? Почему?

    Приём «Особое задание»

    -Ученик нашего класса проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы по эксперименту.

    • -Ребята, как влияют эти стоки на растения?

    -На какие вопросы ещё вы хотели бы найти ответ?

     - Какая нужна всем вода?

    -На какие вопросы ещё вы хотели бы найти ответ?

    Фронтальная работа

    Отвечают на вопросы

    Индивидуальная работа в рабочей тетради с последующей проверкой

    Рассказывает о проведенном  эксперименте.

    (Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать. Я увидел, что растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.)

    Делают вывод по результатам эксперимента.

    Формулируют вопросы:

    - От кого зависит, чистая или грязная вода будет на планете?

    -Можно ли очистить воду?

    Логические УУД

    (анализ, сравнение, обощение знаний)

    Регулятивные УУД

    (оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено)

    3.3.Творческое добывание знаний в новой ситуации

    -А теперь я предлагаю каждой группе познакомиться со сказкой Н.А. Рыжова «Жила была река». (Приложение)

    (раздаются листки с текстом) и заполните таблицу.

    Источник загрязнения

    Мероприятия по охране

    -Чтобы справиться с заданием,  какие действия нужно будет выполнить?

    -Результаты занесите в таблицу.

    Источник загрязнения

    Мероприятия по охране

    Бытовые отходы

    Очистить берега от мусора

    Речной транспорт

    Контроль за уровнем загрязнения

    Отходы с/х

    Отходы заводов

    Очистка стоков заводов

    - Назовите источники загрязнения воды.

    - Расскажите, как каждый человек должен беречь воду.

    - Кто ещё помогает в очистке вод?

    - Некоторые растения и животных, так называют санитарами водоемов, живым фильтрам. К ним относятся  камыш, рогоз, осока, хвощ болотный, водный гиацинт. Двустворчатые моллюски – беззубка и перловица – процеживают воду через свое тело. Фильтруют воду и небольшие рачки – циклопы и дафнии. А речной рак и вовсе является индикатором загрязненности. Он обитает только в чистой воде.

    - А как люди очищают воду?

    Решение проблемы грязной воды - установка фильтров.

    -У кого из вас дома есть фильтры для очистки воды?

    (показ домашних фильтров)

    Работа в группах (читают текст, выбирают нужную информацию и обсуждают, заполняют таблицу).

    Составляют алгоритм работы

    1. Почитать внимательно сказку.
    2. Подчеркнуть источники загрязнения водоёмов.
    3. Подчеркнуть мероприятия по охране водоёмов.
    4. Занеси результаты в таблицу.

    -Заслушивают рассказ каждой группы, обсуждают, вносят дополнения, изменения.

    -Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым растениям и животным.

    Высказывают гипотезы.

    Познавательные УУД

    (извлечение необходимой информации из текста)

    Логические УУД

    (обобщение и систематизация полученной информации)

    Регулятивные УУД

    (умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)

    Коммуникативные УУД (обоснование своей и принятие иной точки зрения)

    3.4.Творческое применение знаний в новой ситуации

    -Посмотрите внимательно на фотографии на стр.52.

    -А теперь каждая группа попробует озвучить одну из этих фотографий, обозначив экологическую проблему.

    - Какие водоёмы находятся в районе нашего города?

    -Подумайте, а что мы можем сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом?

    Задание №2 стр.51

    -А теперь я предлагаю придумать плакат-памятку, которая поможет  сберечь питьевую воду, сохранить чистоту и красоту водоёмов.

    -Где мы можем повесить такие памятки.

    -Памятка,  какой пары вам понравилась больше? Почему?

    Групповая работа.

    Анализируют и «озвучивают» рисунки

    Обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов. 

    Работа в парах. (Составляют плакат-памятку). Презентуют свои памятки.

    Познавательные УУД: (извлечение информации, представленной в форме  иллюстрации)

    Личностные УУД

    (нравственная оценка отношения людей к природе)

    Коммуникативные УУД

    (умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения).

    3.5.Включение в систему знаний и повторение

    -Прочитайте выводы, данные в учебнике, дополните их теми знаниями, которые

    получили на всех уроках о водоёмах.

     Знакомятся с выводами  учебника, обсуждают, дополняют

    Познавательные УУД: (умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.)

    4.Регулирующий этап

    Рефлексия учебной деятельности

    – Какие вопросы мы поставили в начале урока?

    – Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

    -Какие виды заданий для этого мы выполняли?

    -Что у вас получилось лучше всего?

    - Какие новые слова вы узнали?

    – В чём испытали затруднения?

    - Что нового узнали на уроке?

    -Чему научились?

    -Какая группа работала лучше всех? Почему?

    Приём «Лестница успеха»

    - Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете? Если всё усвоено замечательно и можно двигаться дальше – положите на верхнюю ступеньку зелёный кружок, если знания усвоены хорошо, то – жёлтый, а если ещё испытываете затруднения, то -  красный.

    Выражают своё мнение по итогу урока, корректируют выводы.

    Оценивают свою работу на уроке.

    Коммуникативные УУД (владение монологической и диалогической формами речи)

    Регулятивные УУД (итоговая оценка результата деятельности)

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Дифференцированное домашнее задание

    1) Задания 46, 47, в рабочей тетради (с. 27).

    2)Желающим – найти материал и подготовить презентацию на оставшиеся без ответа вопросы (если это возможно)

    Записывают задание, выбирая для себя нужный вариант.

    Приложение

    Алгоритм работы с текстом сказки

    1. Почитай внимательно сказку.
    2. Подчеркни красным цветом источники загрязнения водоёмов.
    3. Подчеркни синим цветом мероприятия по охране водоёмов.
    4. Занеси результаты в таблицу.

    Сказка Н.А. Рыжова «Жила была река»

    Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

    Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

    Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины - электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

    Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

    «Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей.  «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

    Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего  детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

    А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов ... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.  

    И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней  и  пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

    Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

    Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

    А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

    Источник загрязнения

    Мероприятия по охране водоёмов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Окружающий мир, 2 класс. Конспект урока "Солнце и его значение для всего живого на Земле""

    Данный урок является первым в разделе "Мы жители Земли". Урок построен на основе игровой технологии, с использованием современных методов и приёмов обучения. Дети в игровой форме узнают, что такое Сол...

    Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"

    Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...

    Значение воды для всего живого на Земле

    технологическая карта урока по окружающему миру для 2 класса по УМК Гармония...

    Конспект урока окружающий мир во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле"

    В данном уроке показан элемент исследовательской работы на уроке окружающего мира. Работа детей в "экспериментальной лаборатории" по очистке естественных и искусственных загрязнителей....

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле"

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Значение воды для всего живого на Земле" Конспект урока предусматривает использование презентации для SMART доски. Скачать ее можно перейдя по ссылке htt...

    Урок окружающего мира по теме: Значение воды для всего живого на земле. Загрязнение водоемов. 2 класс, Гармония

    Цель: формировать представление о значении воды для  человека и других живых существ, об экологических проблемах на водоёмах....

    Урок окружающего мира "Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов"

    Урок окружающего мира с элементами исследования по УМК "Гармония"...